Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Title 29 msМУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЫПУСК 29

Московский Кремль и его святыни
История и памятники отечественной культуры
Произведения западноевропейских мастеров в собрании Музеев Московского Кремля
Археологические памятники Московского Кремля

МОСКВА 2019

Титульный лист, содержание, от составителей

В сборнике публикуются исследования, посвященные истории и памятникам Московского Кремля. Издание состоит из нескольких разделов, повествующих о кремлевских святынях, истории и памятниках отечественной и зарубежной культуры, археологических находках.  Временные рамки исследований охватывают периоды от Средневековья до XX столетия. Традиционный раздел «Персоналии» содержит статьи о деятелях, внесших значительный вклад в развитие музея.

Сборник адресован историкам, искусствоведам и музейным работникам, а также всем, интересующимся историей и  художественными сокровищами Московского Кремля.

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

Московский Кремль и его святыни

1. Ю.Л. Бузыкина. Изображения святых в откосах окон Архангельского собора Московского Кремля. Состав и программа росписи

Поскольку окна Архангельского собора никогда не растесывались, в них сохранились росписи, современные декору наоса (1652-1666). Это фигуры святых, расположенные в откосах окоп центральной алтарной апсиды, а также южной и северной степ. Двойное окно в западной степе, открывающееся в помещение хор, имеет в откосах орнаменты. В откосах трех окоп центральной апсиды изображены святые диаконы, а изображения в откосах окоп других алтарных помещений не сохранились, если вообще существовали. В задачи этого исследования входят идентификация святых, изображенных в откосах окоп, описание состояния сохранности живописи, и, по возможности, характеристика программы этого цикла (ил. 1-3).

Скачать статью полностью в формате PDF (0.5 Мб) >>

2 О.А. Цицинова. Живописная рама второй половины XVI века от иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская»: иконография и стиль

Смоленская икона Божисй Матери - одни из наиболее почитаемых русских чудотворных образов. Несмотря па это, как отмечает II.Л. Буссва-Давыдова, помимо собственно Смоленска, в XVI в. почитание иконы «носило локальный характер и концентрировалось в Москве». Оно было связано с Кремлем, по большей части с придворными кругами, и сосредоточено вокруг Благовещенского собора, с которым имело тесную историческую связь. Вполне закономерно, что именно в это время в придворном храме появляется уникальное произведение - живописная рама с клеймами (ил. i) к образу Богоматери Одигитрии Смоленской. Ее сложная иконографическая программа, которая и стала предметом настоящего исследования, совмещает два цикла о богородичных иконах с праздничными сюжетами и посвящена прославлению Богородицы. Особенности художественного строя и иконографии рамы дают основания рассматривать ее в круге произведений московской живописи второй половины XVI в. и позволяют отнести ее к ряду «богословско-дидактических» местных икон, созданных для Благовещенского собора после пожара 1547 г. Появление достойного обрамления для одного из самых прославленных богородичных образов царского храма явилось еще одним воплощением просветительских начинаний, инициированных московским государем Иваном IV и митрополитом Макарием, и наглядно подчеркнуло придворный характер почитания Смоленского образа Богоматери.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.5 Мб) >>

 3. Т.С. Борисова. Икона Богоматери Владимирской (Полоцкой) из церкви Воскресения Словущего в Большом Кремлевском дворце

Икона Богоматери Владимирской (Полоцкой)1 (ил. i), стоящая в местном ряду иконостаса церкви Воскресения Словущего, особо почиталась в Большом Кремлевском дворце, начиная со второй половины XVII в. Об этом свидетельствует, в частности, описание ее драгоценного оклада в Описи церкви 1685 г.: «Образ пресвятые Богородицы Полоцкие, кругом образа 12 празпиков господьских, по углам четыре евангелиста, па нем вспец золот с корупою с розными фипифты, в венце наверху запопа золота, в пей трипатцать олмазов да четырпатцать искр алмазных граненых, по сто-ропь той запапы две запапы золоты круглы, в них по пяти яхонтов червчетых, да по восми алмазов граненых, да по четыре яхоптика, да по восми искр яхонтовых червчетых, да ниже тех запап две запапки золотых, в них в первой в средине изумруд, да четыре алмазеца, четыре искры алмазных, да четыре яхоптика червчетых, да четыре искры изумрудных, в другой в средине изумруд, окало сво четыре алмаза гранены, четыре искры яхоптовы червчеты да четыре искры изумрудных. На том же вепце запонка золотая косичкою, в пей двспатцать искр алмазных да два яхонта червчетых. На корупс в средине запопа золота, в пей девять изумрудов... над тою ж запопою запонка золота в пей... На корупс ж четыре запопы золоты греческого дс.ла, в них в дву по яхонту .лазоревому, а в дву по изумруду велики гранены... Над теми запопы па двсмя по изумруду, да па двсмя ж по яхоптику в золотых гнездах, промеж запоп шесть накладок древками золоты с фипифты... Над корупою ж пять корупок ма.лепких золоты с фипифты... Круг всей корупы сверху в накладках изумрудцы и искры изумрудные, под корупою в вепце сто тритцать один яхонт червчет... В вепце над убрусом восмьдссят пять алмазов граненых. У превечпаго Младенца в чипах, и в словах, и в подписях в золоте искры алмазные... У Богородичпа образа убрус по цке пизап гур-мыжским жемчюгом, в убрусе запонка золота в пей семь а.лмазов граненых... У убруса в подвесках тритцать семь зерен гурмыжских па еппях. У того же убруса в подзоре семь яхоптиков... в золотых гнездах. У образа па палях у двоспадссятпых празпиков оклад золот гладкой».

Скачать статью полностью в формате PDF (0.6 Мб) >>

4. С.Я. Коварская. Святые раки и сени в интерьере Успенского собора в XIX веке

Особое место в облике Успенского собора Московского Кремля занимают памятники XIX в., выполненные ведущими мастсрами-ссрсбряпиками Москвы, активно работавшими над возобновлением собора после Отечественной войны 1812 г. Интерьер собора, претерпевший па протяжении веков значительные изменения, представляет собой сложный художественный синтез архитектуры, монументальной живописи, икон, предметов прикладного искусства. Оп окончательно сложился в конце девятнадцатого столетия.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.7 Мб) >>

5. В.А. Меняйло. Дар великой княгини Елизаветы Федоровны Чудову монастырю: иконы из храма-усыпальницы во имя преподобного Сергия Радонежского

Великий князь Сергей Александрович, 26 февраля 1891 г. назначенный императором Александром III па должность генерал-губернатора Москвы, с юности был коллекционером. Его обширное собрание, включавшее монеты, копии с картин прославленных мастеров Западной Европы и подлинники работ известных художников, археологические находки и иконы, было широко известно. В книге Д.Б. Гришина «Сергей и Елизавета» опубликованы воспоминания известного исследователя русской старины II.Е. Забелина, консультировавшего великого князя при покупках икон. Знаменитый историк знал о намерении великого князя Сергея Александровича завещать свою коллекцию музею. Полное описание собрания великого князя пс опубликовано: оно или пс сохранилось, или еще пс выявлено среди архивных документов. Отдельные эпизоды, связанные с формированием этой коллекции, описаны в упомянутой выше книге Д.Б. Гришина: исследователь по крупицам собра.л упоминания о коллекции великого князя и о его участии в художественной жизни в Москве 1890-1900-х гг. Известно, что Сергей Александрович посещал выставки и покупал поправившиеся картины, в том числе полотна М.В. Нестерова и В.М. Васнецова.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.8 Мб) >>

История и памятники отечественной культуры

6. М.П. Голованова. Бархат «копытчатый» из казны Бориса Годунова

В собрании Музеев Московского Кремля хранится ряд предметов, выполненных из бархата с рисунком, который еще в документах Оружейной палаты XVI-XVII вв. остроумно или, как указывал В.К. Клейн, «метко» был назван «копытцами»: бархат с черными «копытцами» па белом (желтоватом) фоне использован для деталей отделки («нарезки» по документам XVII в.) двух арчаков, а также для двух чалдаров (ил. i) и двух платов; бархат противоположной расцветки (черный с белыми «копытцами») - для арчака и чалдара. В настоящее время арчак из черного бархата датирован второй половиной XVII в., все остальные предметы - XVII в., местом изготовления арчаков указаны мастерские Конюшенного приказа Московского Кремля, а чалдаров и платов - Турция; происхождение самого бархата точно не установлено - он .либо турецкого, .либо российского производства.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.5 Мб) >>

7. A.П. Чубинский. Оружейные чехлы в русских письменных источниках XVI-XVII веков

Отдельные предметы русского средневекового воинского снаряжения вызывали интерес у историков оружия еще в XIX в., тем не менее оружейные чехлы никогда не были предметом отдельного исследования. Некоторые из них упоминались в недавних статьях А.В. Курбатова и М.Ю. Романова, показавших исключительную сложность традиционной термопологий. К сожалению, проблема соотнесения исторических наименований времени Московского царства с материальными памятниками той же эпохи до сих пор пс осознается исследователями в полной мере.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.4 Мб) >>

8. С.П. Орленко. Персидские мастера и Оружейная палата в XVII веке

Вопрос о деятельности иноземных мастеров в Оружейной палате XVII столетия не бы.;: обойден вниманием исследователей. О работе так называемых «польских» мастеров - выходцев из Великого княжества Литовского - в придворной оружейной мастерской во второй половине XVII в. рассказывает исследование М.Н. Ларчспко. Английскому оружию и английским оружейникам в русской столице посвящена работа Е.А. Яблонской. Тому же автору принадлежит статья о службе в Оружейной палате иноземного мастера Филиппа Тимофеева. Последним по времени является совместное исследования Е.А. Яблонской и С.П. Орленко, в котором предпринята попытка суммировать и обобщить информацию о мастерах Оружейной палаты западноевропейского происхождения. Существенно меньше известно о восточных мастерах, трудившихся в Оружейной палате. О наставнической деятельности иранских ремесленников в Москве говорится в работе Е.М. Тальмапа. Упоминания о работах иранских ремесленников в Оружейной палате в 1660-е гг. содержатся в ряде статей по истории придворной оружейной мастерской.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.3 Мб) >>

9. Ю.П. Звездина. Константинов крест, венценосный всадник и православное воинство в гравюре и духовной литературе второй половины XVII века

Темой пашей статьи являются детали, присутствующие па гравюрах в книгах известнейших духовных авторов переходного периода от Средневековья к Новому времени. Аллегорические композиции из них давно уже привлекают внимание исследователей. Однако значение упомянутых произведений столь велико, что к ним обращаются вновь и вновь. Мы, в свою очередь, предлагаем пс сосредоточиться па анализе самих гравюр, по обратиться к их деталям, имеющим особое значение дня российской культуры второй половины XVII - середины XVIII столетий.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.4 Мб) >>

10. С.А. Амелёхина, В.Р. Новосёлов. Памятники, связанные с лейб-компанией императрицы Елизаветы Петровны, в собрании Музеев Московского Кремля

Обстоятельства дворцового переворота, совершенного 25 ноября 1741 г., в результате которого па российский престол взошла дочь Петра Великого Елизавета Петровна, широко известны и достаточно подробно изучены. В ряде публикаций последних лет были детально исследованы особенности изготовления обмундирования, снаряжения и вооружения лейб-компапии, созданной императрицей Елизаветой Петровной из числа гвардейцев, сыгравших решающую роль в дворцовом перевороте, приведшем ее к власти. Содержащаяся в этих изданиях информация в комплексе с впервые публикуемыми в пашей статье документальными источниками, обнаруженными авторами в Российском государственном архиве древних актов и Российском государственном историческом архиве, а также выявленными* в архиве Музеев Московского Кремля, позволяют в полном объеме ввести в научный оборот, а в ряде случаев по-повому осмыслить группу памятников эпохи правления императрицы Елизаветы Петровны, хранящихся в кремлевском собрании.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.9 Мб) >>

11. Л.П. Шанская. Образец и его воплощение. О некоторых стилистических предпочтениях заказчиков русского серебра во второй трети XVIII века

Декоративно-прикладное искусство в России XVIII в. развивалось в русле общеевропейских стилей и стилевых тенденций. Безусловно, работы русских мастеров отличались национальным своеобразием; па степень сходства с являющимися ориентиром западноевропейскими произведениями влияли и предпочтения определенного заказчика, и уровень профессионализма и выучки конкретного исполнителя. Различной была и приверженность жителей Российской империи европейскому вкусу: в Санкт-Петербурге, в Москве, в провинции ситуация была очевидно разной. Неоднородным было проникновение и утверждение европейского стиля в разных областях декоративно-прикладного искусства, и именно золотое и серебряное дело может претендовать па особое наложение среди других видов творчества. Затратная в финансовом плане, по в тоже время пс требующая, в отличие от архитектуры, такого длительного времени па воплощение замысла, эта отрасль искусства ориентировалась па самые актуальные направления в искусстве. Естественно, что в XVIII в. заказчики и покупатели изделий из драгоценного металла, обеспеченные и знатные .люди, следовали современной западной моде, в первую очередь французской.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.4 Мб) >>

12. С .И. Емельянова. Исполнители высочайшей воли. О подготовке даров для посольства Н.В. Репнина в Константинополь в 1775 году

Заключением Кючук-Кайпарджийского мира 10 июля 1774 г. закончилась Русско-турецкая война 1768-1774 гг. По его условиям после ратификации мирного договора Россия и Оттоманская Порта должны были обменяться ратификационными грамотами. Поэтому в следующем, 1775 г., из Петербурга и из Стамбула были направлены чрезвычайные и полномочные послы. От турецкого султана Абдул-Га-мида I в Россию с этой миссией был послан вельможа Абдул-Керим, от русской императрицы Екатерины II (ил. 1) - rcncpa.ii и дипломат князь Николай Васильевич Рсппип (ил. 2). В то время церемониал обмена посольствами с восточными странами предусматривал и обмен дарами между обоими правителями. Часть подарков, привезенных в Россию в 1775 г. от турецкого султана Абдул-Гамида I, сейчас находится в коллекции Оружейной палаты Музеев Московского Кремля.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.3 Мб) >>

13. Ю.И. Быкова. Ювелирная мастерская при русском императорском дворе в XVIII веке

На протяжении XVI-XVII вв. заказы русских царей па изготовление различных вещей для нужд государя и его двора выполнялись в основном в мастерских Московского Кремля. В научной литературе сложилось мнение, что в связи с реформами Петра I и ликвидацией в 1700 г. дворцовых мастерских Золотая и Серебряная палаты перестали существовать «штатные» ювелирные мастера. По отношению к XVIII в. возникает понятие «придворные ювелиры», которые - например, Георг Фридрих Экарт, Жсрсми Позье или Луи Давид Дюваль - имели это звание, по работали как «вольные мастера», выполняя императорские заказы в своих мастерских, и не получали жалованья.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.5 Мб) >>

14. Ю.П. Уварова. Император Александр II в Большом Кремлевском дворце

Император Александр II родился в Кремле в апреле 1818 г. и всю жизнь сохранял почтительное и трепетное отношение к Первопрестольной, которую неоднократно посещал и будучи цесаревичем, и позднее, заняв российский престал. Унаследовав от отца, императора Николая I, восприятие древней столицы и Кремля как национальных символов русского государства, Александр II выразил мысль о .личной симпатии к Москве в речи, адресованной московскому дворянству в 1858 г.: «...я горжусь тем, что родился в Москве, всегда ее .любил, когда был наследником, .люблю ее теперь, как родную».

Скачать статью полностью в формате PDF (0.5 Мб) >>

15. А.А. Комолова. Альбом Э.Э. Ухтомского «Путешествие на Восток его императорского высочества наследника цесаревича. 1890-1891» - приватный и дипломатический подарок

«Великое посольство» 1697-1698 гг. Петра Великого положило начало традиции «образовательных путешествий» членов царствующей династии Романовых. Будущим монархам было необходимо приобрести независимость и научиться общаться с «простыми людьми», жизнь и благополучие которых будет напрямую зависеть от широты знаний, жизненного опыта и мудрости членов правящего дома. Для цесаревича Николая Александровича был спланирован маршрут, охватывающий и Россию, и Европу, и Азиатский Восток. Целью девятимесячного путешествия наследника было завершение его образования, установление и укрепление дипломатических отношений с иностранными правящими династиями, а также знакомство с отдаленными частями Российской империи. В Сибири в это время были сосредоточены важные политические и экономическое интересы Русского государства, в частности, вопросы Сибирской железной дороги. Морской путь в эти земли призван был сделать путешествие более интересным и поучительным, а кроме того, такое долгое плавание непосредственно знакомило будущего императора с трудностями военно-морской службы. Долгий и разнообразный маршрут, предстоявший цесаревичу, был изучен его высочеством заранее и оценивался пс как увеселительная прогулка, а как исполнение долга, возможность приобретения опыта и сведений, полезных государю и Отечеству. Кроме того, цесаревич был увлечен познанием древнейшей культуры Египта, Индии, Китая и Японии.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.3 Мб) >>

16. П.B. Шарикова. Вазы Императорского фарфорового завода в собрании Музеев Московского Кремля

Убранство дворцового интерьера XVIII—XIX вв. невозможно представить без фарфора; вазы, люстры, торшеры и живописные пласты, выполненные из этого хрупкого материала, всегда привлекают внимание и вызывают живой интерес. Эти роскошные предметы экспортировались из стран Дальнего Востока и изготавливались па лучших государственных и частных мануфактурах Европы. В коллекции Музеев Московского Кремля хранится группа из одиннадцати ваз, изготовленных па Императорском фарфоровом заводе в XVIII—XIX вв. На их примере можно проследить основные этапы смены стилен, принципов и технологий декорирования фарфора. Ранее эти вазы не были предметом специального исследования, а большинство из них никогда не публиковались.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.2 Мб) >>

Произведения западноевропейских мастеров в собрании Музеев Московского Кремля

17. П.Э. Абрамова. Западноевропейские столовые приборы XV-XVII столетий

В собрании зарубежного художественного металла Музеев Московского Кремля хранится около пятидесяти столовых приборов конца XV-XVII в., подавляющее большинство из которых составляют ложки, выполненные в середине - второй половине XVII в. Среди них можно выделить ложки с точной атрибуцией благодаря наличию клейм: одиннадцать .ложек относятся к работам польских серебряников из Вроцлава и Гданьска, семь были выполнены в Гамбурге, две - в Аугсбурге, по одной - в Швеции и в Англии. Остальные записаны в музейном инвентаре как западноевропейские или немецкие и датированы XVII в. Сложность атрибуции ранних столовых приборов заключается в отсутствии или наличии полустертых, пс подающихся расшифровке клейм. Известны примеры, когда па чашечке .ложки проставлено только именное клеймо, что, как правило, свидетельствует о заказном характере предмета. Особое место в истории клеймения западноевропейских столовых приборов занимают ножи, па стальных .лезвиях которых проставлялось обычно два клейма - цеха ножовщиков в виде меча и именное, в виде какого-либо символа. В распространенных случаях отсутствия клейм важным представляется определение стилистических особенностей произведений, которое позволяет хронологически ограничить период их создания и иногда предположить место создания.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.3 Мб) >>

18. Ф.М. Панфилов. Ключи от Риги: к истории памятника

Среди трофеев Северной войны 1700-1721 гг. в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля особый интерес вызывают ключи от Риги (ил. 1). Они связаны с знаменательным историческим событием - взятием Риги русскими войсками под командованием генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева в 1710 г. Ключи упоминаются в работах историков XIX-XX вв. и в каталогах ряда выставок конца XX - начала XXI в. Однако приведенные в этих изданиях сведения, как правило, достаточно лапидарны и позволяют составить лишь самое общее представление о происхождении ключей от Риги. Поэтому представляется необходимым подробнее изучить историю создания и бытования этого памятника па протяжении XVIII-XX вв.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.2 Мб) >>

19. Л.В. Соловьёва. Туринский сервиз: уникальный памятник итальянского среброделия XVIII века и его история в России

В собрании Музеев Московского Кремля хранятся четырнадцать серебряных предметов из итальянского столового сервиза: суповые чаши па поддонах, украшенные розами, и блюда (кропшалы) с круглыми шишками. Сервиз был выполнен в конце XVIII в. в столице Сардинского королевства Турине местными мастерами в классическом стиле. Серебряный ансамбль получил название по месту изготовления - «Туринский», в зарубежной научной .литературе он именуется «Turinskij» с русифицированным вариантом произношения. Сервиз принадлежал князьям Галицыным, а в 1803 г. он был куплен в императорскую казну.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.3 Мб) >>

Археологические памятники Московского Кремля

20. П.А. Павлова. Головные уборы из раскопок в Московском Кремле в 2007 году

Коллекции Музеев Московского Кремля насчитывают значительное количество фрагментов текстиля, обнаруженных в ходе археологических исследований. Наибольшая часть текстильных изделий была обнаружена в ходе работы по исследованию захоронений из Вознесенского монастыря и датируется XVI - первой половиной XVIII в. Небольшое количество фрагментов также отмечалось при изучении кремлевских захоронений домонгольского периода. Сохранность тканей в жилом слое города традиционно значительно хуже, чем материал из погребений, поэтому все текстильные фрагменты, обнаруженные в ходе раскопок 2007 г. в Тайпицком саду па территории Московского Кремля, представляют особый интерес. Текстильный комплекс, датируемый началом XV в., был зафиксирован в ходе этих раскопок и опубликован О.В. Орфипской. К указанному периоду относятся и текстильные изделия, атрибуция которых является целью пашей статьи.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.2 Мб) >>

21. Т.Д. Панова. О дате и принадлежности двух захоронений в каменных саркофагах из фонда архитектурных деталей Музеев Московского Кремля

Во второй половине XX в. в подклете церкви Ризположения сформировался фонд архитектурных детален не дошедших до наших дней памятников Московского Кремля. Подклет этого храма долгие годы (1930-1960) использовался для храпения белокаменных резных деталей, пушечных ядер, скульптуры, снятой со Спасской башни, а также надгробных плит. Находились здесь и два белокаменных саркофага с фигурными крышками, происхождение которых и принадлежность к определенному кремлевскому некрополю оставались загадкой. Сложная и кропотливая работа по разборке и атрибуции архитектурных деталей памятников Кремля завершилась в 2010 г. выпуском каталога основного блока этих уникальных материалов.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.3 Мб) >>

Персоналии

22. T.A. Тутова. Дмитрий Дмитриевич Иванов: материалы к биографии

Дмитрий Дмитриевич Иванов (17 мая 1870 - 12 января 1930) прослужил в Оружейной палате всего восемь лет, с 14 января 1922 по 12 января 1930 г. Этот небольшой отрезок времени стал значительным и определяющим периодом в становлении Музеев Московского Кремля поме революции 1917 г., когда самое существование дворцового музея, представлявшего величие и славу только что свергнутой династии, могло казаться новым деятелям культуры «политически бестактным». Но выход был найден: по проекту нового «Положения о Государственном музее декоративного искусства „Оружейная палата'», разработанного Дмитрием Дмитриевичем, Палата рассматривалась уже пе как «дворцовый музей», а как «музей самых высоких достижений как русского, так и иностранного мастерства»1, что дало возможность музею сохранить практически все свои коллекции.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.6 Мб) >>

23. E.П. Сергеева. Личный фонд Т.Г. Гольдберг в Музеях Московского Кремля (из истории деятельности Оружейной палаты в 1920-1930-е годы)

Тамара Григорьевна Гольдберг (5 мая 1884-29 октября 1963) - историк искусства, кандидат исторических паук, специалист по ювелирному искусству, работала в Оружейной палате с октября 1927 г. по май 1931 г. сначала в должности научного сотрудника отдела металла и камня (с 1927 по 1929 г.), затем - заведующей подотделом камня, кости и других материалов (с 1929 г.) и заведующей отделом западного серебра (с 1930 г.)

Скачать статью полностью в формате PDF (0.2 Мб) >>

24. Е.А. Моршакова, П.B. Рашкован. Об Анжелле Кудрявцевой - исследователе, хранителе и коллеге

Семнадцатого июня 2017 г. безвременно закончился земной путь Апжсллы Геннадьевны Кудрявцевой. Большую часть своей недолгой жизни - тридцать лет - она трудилась в Музеях Московского Кремля, куда пришла в 1987 г., еще будучи студенткой исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Первые годы она была сотрудником отдела учета музейных предметов, приобрела здесь опыт работы с документацией, познакомилась со структурой кремлевского музея изнутри. В 1990 г., уже дипломированным «историком-педагогом» Апжелла Геннадьевна получила должность младшего научного сотрудника отдела «Оружейная палата», где началось ее становление как специалиста по западноевропейскому серебру. Немалую роль в этом сыграла ее старшая коллега, известный исследователь художественного серебра Германии и Нидерландов XVI-XVIII вв. Галина Анатольевна Маркова. Это был период интенсивного накопления знаний по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, сталь необходимых в работе с произведениями музейного собрания. Через три года А.Г. Кудрявцева стала старшим научным сотрудником и хранителем коллекций немецкого, скандинавского, итальянского и испанского серебра, выросла в прекрасного специалиста, по до конца жизни продолжала совершенствоваться в своей профессии.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.1 Мб) >>

Список научных трудов А.Г. Кудрявцевой

Скачать статью полностью в формате PDF (0.1 Мб) >>

Список сокращений

Скачать статью полностью в формате PDF (0.1 Мб) >>

вверх