Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Title 30 msМУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЫПУСК 31

ПАМЯТНИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ МАСТЕРОВ В СОБРАНИИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
ИСТОРИЯ
ПЕРСОНАЛИИ

МОСКВА
2021

Титульный лист, содержание, от составителей

В сборнике публикуются исследования, посвященные истории и памятникам отечественной культуры, а также произведениям западноевропейских мастеров в собрании Музеев Московского Кремля.

Сборник предназначен как для специалистов – историков, искусствоведов, музейных работников, так и для всех интересующихся историей и памятниками отечественной и зарубежной культуры.

 Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

ПАМЯТНИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Л.В. Гущина. Икона-пядница «Богоматерь Умиление Владимирская» конца XIV – начала XV века из Благовещенского собора Московского Кремля. Реставрация и исследования

В 2010 г. была закончена реставрация иконы-пядницы «Богоматерь Умиление Владимирская» из Благовещенского собора Московского Кремля, которая была впервые опубликована Л.А. Щенниковой как выдающееся произведение конца XIV– начала XV в. предположительно византийского мастера. Она отметила, что новооткрытая икона – это первый сохранившийся список древнего чудотворного образа «Богоматерь Владимирская». Икона экспонировалось в 2010 г. в Государственной Третьяковской галерее на выставке, посвященной Андрею Рублеву, и в 2013 г. на выставке «Искусство сохранять искусство» в Музеях Московского Кремля. В каталоге последней кратко сообщается о раскрытии иконы и исследованиях, проведенных в процессе ее реставрации. К настоящему времени она хорошо изучена....

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

2. О.Г. Мироненко. Программа росписи хор Благовещенского собора Московского Кремля

Программа росписи хор Благовещенского собора Московского Кремля никогда не становилась предметом самостоятельного исследования. Между тем, до настоящего времени не прояснен ряд вопросов, касающихся времени ее сложения, идейной основы художественного замысла, непосредственно связанной с назначением помещений на хорах и их посвящением. В силу этого изучение программы росписи представляется особенно важным. ...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

3. Т.В. Житкова. История создания и реставрации стенописи четверика церкви Ризположения в Московском Кремле

Первая митрополичья церковь Ризположения была возведена в 1451 г. святителем Ионой на его дворе в Московском Кремле в память избавления Москвы от так называемой «скорой татарщины», когда ордынский царевич Мавзоша, простояв под городом один день, внезапно ушел. Произошло это 2 июля 1451 г. – в день праздника Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в честь которого и был освящен храм. Эта церковь вместе со всем Митрополичьим двором сгорела в 1473 г. По летописным свидетельствам, видя скорбь митрополита Филиппа, великий князь Иван III сказал ему: «Отче господне! Не скорби, так Богу извольшу,а что двор твой погорел и аз тис колко хощеши хором дам, или кой запас погоре, то все у мене емли». Изнемогающий телом митрополит «князю же великому глаголаше и приказаваше толико о едином, чтобы церковь совершена была». Однако строительство новой церкви началось только в 1484 г., уже при следующем митрополите – Геронтии. По мнению Э.П. Саликовой, одной из причин такой задержки был конфликт между великим князем и крупнейшими феодалами, которых возглавлял митрополит. ...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

4. В.Р. Новоселов. Русское холодное оружие эпохи Петра I. Олонецкие кортики в собрании Музеев Московского Кремля

Производство в России холодного клинкового оружия в эпоху правления императора Петра I до сих пор остается одной из наименее изученных страниц истории русского оружейного дела. Это было время первой унификации русского строевого оружия, массового распространения среди дворянства шпаг, палашей и кортиков европейского образца. Однако на сегодняшний день отсутствуют исследования о том, когда и по каким образцам какое оружие принималось на вооружение русской армии, в каких количествах на оружейных предприятиях изготавливались те или иные образцы строевого и эксклюзивного оружия, в том числе предназначавшиеся непосредственно для Петра I и его ближайшего окружения. ...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

5. С.Я. Коварская. Икона Казанской Божией Матери, принадлежавшая великой княгине Марии Павловне: атрибуция оклада и рамы

Почитание иконы Казанской Божией Матери – святыни, обретенной после пожара в Казани в 1579 г., – получило широкое распространение по всему Российскому государству. В 1612 г. князь Дмитрий Пожарский взял ее с собой в поход во время освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков. Именно с ней явились послы из Москвы во время призвания Михаила Романова на царство. При императоре Петре I в 1721 г. один из списков чудотворной иконы был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург: с 1737 г. он находился в церкви Рождества на Невском проспекте, а с 1811 г. – в Казанском соборе. Поэтому неудивительно почитание этого образа в императорской семье. Собственный список иконы был и у великой княгини Марии Павловны, ныне он хранится в Музеях Московского Кремля. ...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

6. И.А. Богатская. Альбом рисунков казанского художника А.Н. Раковича«Развалины древнего города Болгар» из собрания Музеев Московского Кремля

В фонде графики Музеев Московского Кремля хранится альбом рисунков «Развалины древнего города Болгар» 1843 г. художника Андрея Николаевича Раковича, преподавателя живописи и рисунка Казанского университета1 (ил. 1). В нем изображены сохранившиеся постройки и руины уникального архитектурно-археологического комплекса, расположенного на левом берегу Волги, недалеко от места впадения Камы, южнее Казани и севернее Симбирска. Цель этой статьи – введение никогда не публиковавшегося альбома А.Н. Раковича в научный оборот и его рассмотрение в контексте биографии художника, а также истории изучения Болгара. ...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ МАСТЕРОВ В СОБРАНИИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

7. Ю.Н. Звездина. Западноевропейские настольные часы в описях Оружейной палаты XIX века

В 1806 г. Оружейная палата получила статус музея, в связи с этим возник вопрос о подготовке описи ее коллекций. К 1808 г. такая Опись была создана – тщательно и профессионально, о чем можно судить, например, по описаниям старинных часов. Для настольных часов идентификация с помощью этого документа не представляет сложности, поскольку составители с большим вниманием отнеслись к деталям, описав и литые фигурки, и рельефы, и разнообразные элементы декора, хотя и не во всех случаях одинаково подробно. Что касается карманных часов, то здесь ситуация несколько более сложная: описан декор, цвет, определены использованные материалы – металлы, вид и количество камней, именно по этим признакам и можно определить, какое именно произведение часового искусства соответствует описанию. ...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

8. И.В. Горбатова. Альтмюнденская мануфактура и произведения Франца Гонделаха

Коллекция художественного стекла, хранящаяся в Музеях Московского Кремля, не относится к числу крупных собраний. Тем не менее, скромное количество входящих в нее предметов не может говорить о качестве комплекса, состоящего в подавляющем большинстве из выдающихся произведений стекольного искусства, некоторые из которых имеют также важное историческое значение. Один из этих памятников следует выделить особо – это сосуд-холодильник, созданный выдающимся мастером Францем Гонделахом (ил. 1). Он имеет полную и точную атрибуцию, что делает его редчайшим исключением среди стеклянных изделий своего времени. Мы достоверно знаем, кем, где, когда и для чего он был выполнен, кто выступил его заказчиком, кто был реципиентом и где впоследствии ему было суждено оказаться. Однако до сих пор этот шедевр не становился предметом отдельного исследования. Цель нашей статьи – осмысление этого произведения, заслуживающего не кратких упоминаний в общих изданиях, посвященных стеклоделию, или в выставочных каталогах, а подробного знакомства с его исключительными качествами и историей. ...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

9. Е.В. Щербина. История поступления и проблемы атрибуции некоторых произведений французского ювелирного искусства XVIII века из собрания Музеев Московского Кремля

Музеи Московского Кремля обладают обширным собранием зарубежного художественного металла, в состав которого несколько обособленно входит коллекция ювелирных украшений и аксессуаров – около девятисот предметов XVI–ХХ вв., выполненных европейскими и восточными мастерами. В отличие от собрания русского ювелирного искусства, давно и многопланово изучаемого в музее, комплекс зарубежных ювелирных произведений до настоящего времени редко являлся объектом специальных исследований. Фактически имеются лишь публикации отдельных вещей в рамках каталогов выставок и единичные статьи. ...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

ИСТОРИЯ

10. С.П. Орленко, Е.В. Когут. К вопросу о социальной политике в Оружейной палате XVII века. Оплата труда

Приступая к изучению социальной политики Российского государства в XVII в., необходимо оговорить ряд деталей. В науке существуют различные определения термина «социальная политика», но основным можно считать следующее: «Это составная часть внутренней политики государства, которая реализуется через социальные программы и практику, и регулирующая отношения в обществе в интересах основных социальных групп населения». Однако подобная трактовка более характерна для описания современных реалий, тогда как обращение к истории XVII в. требует внести в нее некоторые коррективы. Применительно к деятельности придворных мастерских Оружейной палаты как социальную политику мы рассматриваем совокупность мероприятий, направленных на социальную поддержку мастеров и обеспечение их эффективной работы. Очевидно, что говорить о систематической социальной политике в XVII в. нельзя, поэтому в нашей работе мы рассмотрим отдельные ее элементы и попытаемся выявить некоторые тенденции, которые прослеживаются в вопросах оплаты труда. Эти аспекты в последнее время все чаще прив лекают внимание ученых. ...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

11. В.А. Таубер. Прием посольства П.И. Потемкина в Англии в 1681-1682 годах

В собрании Музеев Московского Кремля хранится выполненная в последней трети XVIII в. копия портрета российского дипломата, стольника Петра Ивановича Потемкина, оригинал которого принадлежит кисти крупнейшего английского портретиста последней трети XVII – первой трети XVIII в. Готфри Неллера (Готфрида Кнеллера) (ил. 1). Он был написан в конце 1681 – начале 1682 г., когда П.И. Потемкин находился в Лондоне в качестве главы посольства, направленного царем Федором Алексеевичем во Францию, Испанию и Англию. Создание портрета было связано с приемом российской миссии, потому это произведение особенно интересно в контексте русско-английских дипломатических контактов второй половины XVII столетия. ...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

12. М.К. Павлович. Руководство и сотрудники Московского дворцового архива в конце XIX – начале XX века

Это исследование является результатом начатой несколько лет назад работы над путеводителем по документальному собранию Музеев Московского Кремля. Статьи, опубликованные нами в XXII и XXVII выпусках сборника «Материалы и исследования», а также в сборнике «Московский Кремль XIX столетия», посвящены истории и составу Московского дворцового архива с XVIII по XX в., но приведенные в них сведения о его руководителях и сотрудниках очень коротки и не позволяют судить ни о масштабе личностей, ни о сферах интересов этих людей, многим из которых мы обязаны сохранением и популяризацией уникальных документов. Цель настоящей статьи – по во зможности восполнить этот пробел. ...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

13. Т.А. Тутова. К истории предметов, поступивших в Музеи Московского Кремля из собрания Дмитрия Ивановича Щукина

В 2019 г. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина организовал выставку «Щукин. Биография коллекции», которая была посвящена деятельности не только собравшего уникальную коллекцию полотен импрессионизма и постимпрессионизма Сергея Ивановича Щукина, но и его братьев. Приглашение Музеев Московского Кремля к участию в этом проекте позволило выявить в составе нашего собрания и представить на выставке две эмалевые вазы, принадлежавшие Дмитрию Ивановичу Щукину (ил. 1). В ходе работы удалось также прояснить происхождение еще двух уникальных произведений древнерусского шитья, поступивших в Оружейную палату в связи с разбором щукинского собрания декоративно-прикладного искусства. Их непростая «биография» показывает, насколько важно привлечение всех возможных архивных источников для уточнения происхождения музейных памятников, особенно в первое десятилетие после Октябрьской революции, когда деятели культуры были вынуждены бороться за спасение искусства от «революционного разбазаривания», продаж, уничтожения. ...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

14. А.А. Оксенюк. Судьба надвратных образов Московского Кремля в 1917–1930 годы в контексте кризиса деятельности органов охраны памятников

В истории изучения Московского Кремля существуют определенные пробелы, в первую очередь связанные с советским периодом, когда в силу политической ситуации и особого статуса ансамбля исследования были невозможны, что зачастую приводило к потере знаний о многих его памятниках, особенно имевших религиозное значение. Целью этой статьи является изучение истории существования и утрат надвратных изображений на проездных башнях Московского Кремля в первой трети XX в., а также анализ деятельности организаций по охране памятников этого времени – их попыток сохранить и отреставрировать эти произве дения. ...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,4 Мб) >>

ПЕРСОНАЛИИ

15. Е.Н. Сергеева. Лев Феликсович Вишневский и его деятельность в Оружейной палате (из истории Музеев Московского Кремля в 1920-е годы)

Наше исследование посвящено выдающемуся специалисту по металлу, коллекционеру, музейному деятелю, в 1924–1929 гг. научному сотруднику Оружейной палаты – Льву Феликсовичу Вишневскому (22 мая 1867 – 23 июня 1941), а также истории Музеев Московского Кремля в 1920-е гг. ...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

Список сокращений

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

вверх