Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

выпуск 23МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЫПУСК 23

МОСКВА 2015

Титульный лист, содержание, от составителей

Вошедшие в сборник статьи посвящены истории Московского Кремля, его памятникам, создававшим их мастерам, а также исследователям, деятельность которых была связана с изучением этого выдающегося комплекса. в сборнике рассматриваются древние иконы и иконостасы, художественное серебро, коронационные регалии, старинное оружие, памятники нумизматики, архитектурная графика и многое другое. Публикуются последние научные изыскания, основанные на вновь обнаруженных архивных документах, рассказывается о сложении царского и дипломатического церемониала в XVII—XVIII вв. Статьи адресованы историкам, искусствоведам, библиографам, музейным работникам и всем, интересующимся историей россии и произведениями искусства, хранящимися в Кремле.

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ XI—XIX ВЕКОВ

1. О.С. Шашина. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ИКОНОГРАФИИ «РАСПЯТИЯ» НА ПРИМЕРЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЭМАЛЕБОЙ ИКОНЫ XI ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Распятие Иисуса Христа — средоточие всех помыслов христианина — центральный образ христианского искусства и один из важнейших для европейской культуры. крест господень — один из главных символов христианства. То, что в иконографии сцены казни Спасителя рода человеческого на Голгофском кресте каждая деталь глубоко символична и не может быть случайной или незначительной, не вызывает сомнения.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

2. Л.В. Соловьева. ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОТИР С ПРОЗРАЧНЫМИ ЭМАЛЯМИ В СОБРАНИИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Тридцатого июля 1927 г. из государственного музейного фонда в оружейную палату поступила большая партия произведений искусства, среди которых оказался потир итальянской работы (ил. 1). вполне возможно, что предметы из Музейного фонда отбирал директор оружейной палаты, Дмитрий Дмитриевич Иванов. По крайней мере, он сам непосредственно принимал вещи, о чем свидетельствует его подпись на акте выдачи. К акту приложен список передаваемых музею вещей, снабженный примечаниями в скобках. Интересующий нас памятник обозначен как «потир с эмалевыми клеймами», а рядом в скобках указана фамилия Барятинского. Исходя из этого, можно предположить, что церковная чаша происходит из собрания князей Барятинских. Примечательно, что уже при внесении данных о памятнике в музейную опись фамилия Барятинский не была упомянута, а дана лишь ссылка на то, что чаша поступила из Музейного фонда. описание церковной чаши составлял Д.Д. Иванов, он первым атрибутировал ее как «итальянскую работу XIV-го в.».

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

3. М.Г. Ракитина. К АТРИБУЦИИ ИКОНЫ «ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК СТЕФАН НОВЫЙ» ИЗ СОБРАНИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУЗЕЯ

В экспозиции «Ризница» Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника находится икона Стефана Нового (инв. № 2936), украшенная серебряным басменным окладом. Согласно этикетке, она относится к концу XV в. и является мерной. Данное определение и датировка сразу вызывают вопросы, так как историки всегда полагали, что самая древняя из известных мерных икон была создана в 1554 г. после рождения царевича Ивана Ивановича, сына царя Ивана грозного, и находится сегодня в собрании Музеев Московского кремля.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

4. С.Г. Зюзева. ОКЛАД НАПРЕСТОЛЬНОГО ЕВАНГЕЛИЯ КОНЦА XVII ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ГРЕЧЕСКИХ ЗЛАТОКУЗНЕЦОВ

Предметом настоящей статьи является ранее не опубликованное и не исследованное произведение из Музеев Московского Кремля - серебряный золоченый оклад Евангелия украшенный эмалью, полудрагоценными камнями альмандинами и бирюзой. Оклад на обе доски украшает печатное Евангелие на греческом и румынском языках 1693 г. издания, в переплете зеленого бархата, с застежками-крючками и корешком в виде трех широких полос, состоящих из подвижно соединенных звеньев. В музейных документах оклад Евангелия значится как «молдаво-валашская работа конца XVII века». Происхождение памятника неизвестно. В Описи Оружейной палаты 1927 г. указано, что Евангелие поступило из Гохрана через Церковный отдел в 1925 г.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

5. О.А. Цицинова. ИКОНЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА ВОРОНЕЖСКОГО В СОБРАНИИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Прославление святителя Митрофана Воронежского в 1832 г., ставшее одним из значительных событий духовной жизни России во второй четверти XIX в., обусловило создание многочисленных икон нового святого1. Несмотря на существовавший «официальный» образец, уже ранние иконы с изображением воронежского святителя демонстрируют определенную иконографическую вариативность. Как правило, это проявлялось в разнообразии отдельных деталей, используемых при трактовке образа святого. Однако тогда же появляются иконы святого Митрофана довольно редкой, единичной иконографии. Именно к таким относятся две иконы из собрания Музеев Московского Кремля, созданные для кремлевских Успенского и Архангельского соборов в 1830-е гг., представляющие собой, несмотря на неудовлетворительную сохранность, наглядный пример подобного явления.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ЦЕРЕМОНИАЛА

6. О.В. Штепа. ВЕНЧАЛЬНЫЙ ОБРЯД В ЦАРСКОЙ СВАДЬБЕ В РОССИИ XVII ВЕКА

Венчание государя брачным венцом всегда являлось залогом утверждения царского рода на престоле, что приобретало особое значение в виду сложной политической ситуации в России в начале XVII в.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

7. М.А. Сарычева. МЕДАЛЬ НА СМЕРТЬ ПЕТРА ВЕЛИКОГО И ТРАДИЦИЯ ПОСМЕРТНОГО АПОФЕОЗА ИМПЕРАТОРА В ЕВРОПЕЙСКОЙ НУМИЗМАТИКЕ

Одной из наиболее изученных в отечественной нумизматической литературе оказалась медаль на смерть Петра Великого (ил. 1, 2). Ей были посвящены специальные исследования Е.С. Щукиной и Е.В. Лепехиной. В работе А.Н. Алексеева «Медальерное искусство XVIII века как явление социально-политической жизни России», она была рассмотрена в контексте легитимности престолонаследия эпохи дворцовых переворотов XVIII в. Несмотря на относительно широкую библиографию, медаль на смерть первого российского императора является столь значимым памятником, что позволяет находить все новые аспекты изучения. В данной статье впервые прослежена связь медали с современными ей литературными произведениями и с медальерными памятниками на смерть монархов в богатой европейской традиции.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

8. В.Р. Новоселов. РУССКОЕ ЦЕРЕМОНИАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА

В собрании Оружейной палаты имеются три палаша, в Описи холодного оружия Московской Оружейной палаты записанные как «палаши драгунские» (ил. 1—3). Они обладают однотипными эфесами кавалерийских шпаг, отлитыми из медного сплава. У них веретенообразные деревянные рукояти, обмотанные медной посеребренной проволокой, и гарды из соединенной с навершием передней защитной дужки, плавно переходящей в защитную чашку сердцевидной формы с выходящими из нее прямыми концами крестовины. Сверху и снизу на защитных чашках с внешней и внутренней сторон эфеса вырезаны орнаментальные клейма с розетками с лепестками в виде изогнутых лопастей. На эфесах остались следы поздней переделки: с внешней стороны к передней дужке и краю защитной чашки на винтовых соединениях прикреплены три внешне защитные дужки, а с внутренней стороны к защитным чашкам, также на винтах, приделаны перстни для большого пальца руки. На одном из палашей перстень утрачен, но сохранились следы его крепления. Навершия эфесов литые, из медного сплава, сферической формы, с внешней стороны на них вырезано рельефное изображение двуглавого орла с вензелем из литеры A и зеркальных парных литер C. все детали эфесов вызолочены.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

9. Ю.И. Быкова. КОРОНАЦИОННЫЕ РЕГАЛИИ ИМПЕРАТРИЦЫ АННЫ ИОАННОВНЫ. К ВОПРОСУ ОБ АВТОРСТВЕ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ СОЗДАНИЯ

Одной из жемчужин уникального собрания Оружейной палаты Музеев Московского Кремля является коллекция царских и императорских регалий, среди которых особое место занимает корона Анна Иоанновны. Несмотря на свою государственную, историческую и художественную значимость, эта ин-сигния долгое время не становилась предметом специального исследования. зачастую в литературе использовались не проверенные, легендарные сведения. Обычно в изданиях XIX в. встречаются лишь небольшие описания этой короны, а порой ее путают с короной Екатерины I (ил. 1).

Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>

10. С.И. Емельянова. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ТУРЦИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ПАМЯТНИКАХ ИСКУССТВА ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

В собрании Музеев Московского Кремля хранятся уникальные по своей красоте предметы конского убранства и оружие, подаренные турецкими султанами Абдул-Хамидом I и Селимом III Екатерине II в последней трети XVIII в. В данной статье будет рассмотрена история их привоза в Россию.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ СООРУЖЕНИЙ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

11. О.А. Федорова. ХРАМОЗДАННЫЕ ГРАМОТЫ, ВЫДАННЫЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ, И АРХИТЕКТУРНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА

В Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге хранятся четыре храмозданные грамоты, выданные в разные годы XVII в. на строительство храмов в Московском Кремле. Они представляют интерес не только для изучения истории Московского Кремля, но и для исследования проблемы существования канона и архитектурной регламентации в русском церковном зодчестве.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

12. А.Б. Тихомирова. ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО ЗДАНИЯ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ В 1838-1851 ГОДАХ

Строительство нового здания для Оружейной палаты в Московском Кремле, как известно, являлось частью грандиозного замысла императора Николая I по созданию новой московской резиденции, которая была призвана стать своеобразным памятником его правлению. Включение в комплекс дворца Оружейной палаты - дворцового музея и исторической царской сокровищницы -далеко не случайно. Государственная идеология во время царствования Николая I получала воплощение в архитектурных и архитектурно-инженерных сооружениях, созданных при непосредственном и заинтересованном участии самого императора. Даже простое перечисление сооружений, созданных в это время, дает представление о размахе деятельности по переустройству не только городского пространства, но и жизни населения.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

КРЕМЛЕВСКИЕ ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ

13. Т.С. Борисова. УБРАНСТВО ЦЕРКВИ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО В XVII ВЕКЕ

Первое подробное «историко-археологическое исследование» одной из домовых церквей царского дворца в Московском Кремле в XVII в.— церкви Воскресения Словущего, до 1681 г. именовавшейся церковью Преподобномученицы Евдокии и известной с 1627 г., — было написано протоиереем Благовещенского собора Н. Извековым и является частью его обширного труда «Московские Кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII в.». Автор использовал исторические сочинения и опубликованные источники, а также привлек документы архива Оружейной палаты. Это исследование получило отзыв С.А. Белокурова, в целом положительный...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

14. А.В. Петухова. ИКОНОСТАСЫ СОБОРА НИКОЛАЯ ГОСТУНСКОГО В УСПЕНСКОЙ ЗВОННИЦЕ

Собор Николая Гостунского, располагавшийся на третьем этаже Успенской звонницы, остается одним из наименее изученных памятников Московского кремля. Специальных исследований, посвященных его художественному убранству, нет. В общих работах по кремлю обычно рассказывается об истории сноса Николо-Гостунского собора, стоявшего на Ивановской площади, переносу престола в звонницу и особом значении этого храма(ил. 1). Несколько более подробно интерьер собора, а точнее, иконы и некоторые другие святыни, хранившиеся в храме, описаны в работе Г. Истомина «Ивановская колокольня в Москве».

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

15. А.Б. Куклина. АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

Кремлевский собор, посвященный предводителю небесного воинства архангелу Михаилу, веками служивший усыпальницей русской великокняжеской и царской династии, всегда находился в центре религиозной и политической жизни России.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

16. Т.В. Атамуратова. ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Вознесенский монастырь в Кремле, основанный великой княгиней Московской Евдокией (в монашестве Евфросинией), относился к числу древнейших московских обителей. Более пятисот лет стоял он на кремлевской земле и более трех столетий был усыпальницей женской половины великокняжеской и царской семьи. Монастырь находился под покровительством правящего дома, его инокинями нередко становились представительницы знатных и древних родов. В монастырских храмах, являвшихся украшением архитектурного ансамбля Кремля, хранились чтимые православные святыни. За столетия существования монастыря в нем были собраны ценнейшие произведения искусства, ряд которых сохранился до нашего времени.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,7 Мб) >>

ИЗ ИСТОРИИ КНИЖНОГО СОБРАНИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

17. И.Н. Волкова. ЖУРНАЛ «ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ» В БИБЛИОТЕкЕ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ: ИСТОРИКО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Об изданиях русской христианской периодической печати, выходивших на русском языке в XIX — начале XX в., написано немного. В 1998 г. вышел библиографический указатель «Христианская периодическая печать на русском языке 1801—1917 гг.», который помог выявить церковную периодику и проследить историю ее бытования в библиотечных фондах. Во вступительных статьях автором Г.Л. Андреевым и ответственным редактором А.Н. Троицким дана обширная характеристика состояния библиотечного фонда русскоязычной христианской периодики XIX — начала XX в. в собраниях России, Австрии, Германии, Украины и других стран...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

ПЕРСОНАЛИИ

18. М.К. Павлович. НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ ИЗВЕКОВ. СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

Среди многочисленных исследователей архитектурных памятников древней российской столицы особое место принадлежит протоиерею Николаю Дмитриевичу Извекову, чьи книги, опубликованные в начале XX столетия, навсегда вошли в библиографию Московского Кремля и его храмов (ил. 1). Его исследования посвящены церквям Большого Кремлевского дворца, Архангельскому и Благовещенскому соборам, а также недошедшим до наших дней церкви Иоанна Предтечи в Боровицкой башне и собору Спаса на Бору...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ (2007-2012)

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Скачать статью полностью в формате PDF (0,02 Мб) >>

 

вверх