Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Материалы и исследования. Выпуск IVГосударственные музеи
Московского Кремля

Материалы и исследования
Выпуск IV

Произведения русского и зарубежного искусства XVI-начала XVIII века

Москва, "Искусство", 1984

 

 

Титульный лист, редакционная коллегия, содержание, список сокращений

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

 1. Е.Б. Гусарова. Поясные деисусные чины по материалам писцовых книг XVI века

Произведения искусства, дошедшие до нас со времен средневековья,— лишь малая часть того, что было создано когда-то. Многое погибло, но главное — утрачено то представление о единстве культуры, которое придавало особый смысл каждому памятнику как элементу синкретической по своему характеру средневековой художественной системы. Поэтому особую ценность приобретает любой документ, любой источник, позволяющий в какой-то мере восстановить по сохранившимся звеньям распавшуюся цепь, реконструировать реальную среду, в которой существовали изолированные ныне памятники. В этом отношении многое могут восполнить писцовые книги, содержащие, в частности, довольно подробные описания храмов различных областей Руси, их внешнего вида и, что особенно ценно для нас, интерьера...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

 2. В.В. Морозов. Икона «Благословенно воинство» как памятник публицистики XVI века

«История русской средневековой, живописи — это не только история художественного вкуса, совершенствования рисунка, колористического мастерства, искусства композиции — это в не меньшей мере и история русской общественной мысли».. Именно как памятник публицистики важнейшего исторического этапа борьбы за образование централизованного Российского государства и рассматривается в данной работе икона «Благословенно воинство»...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,9 Мб) >>

 3. Н.А. Маясова. «Светлицы» в доме боярина Дмитрия Ивановича Годунова

Вышивальные «светлицы» были едва ли не самыми распространенными среди художественных мастерских Древней Руси. Они составляли непременную принадлежность каждого зажиточного дома и объединяли в творческом процессе мастеров разных специальностей: швей шелком и золотом, сажей, сажавших и низавших жемчуг, художников — знаменщиков рисунка, словописцев, травщиков. Но главное отличие их от других средневековых мастерских заключалось в непосредственном, как правило, участии в работе хозяйки дома и других женщин семьи независимо от их знатности и богатства. Роль хозяйки мастерской в создании шитых произведений еще недостаточно исследована, хотя известно немало примеров того, как после смерти ее светлица или вовсе прекращала существование, или выпускала произведения совершенно иного характера. Большую роль здесь играл и глава дома. Его личность, как и судьба всей семьи, накладывали на произведение свой отпечаток. Поэтому при анализе памятиков шитья представляется совершенно необходимым выяснение обстоятельств жизни вкладчика и по возможности его духовного облика...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,7 Мб) >>

 4. И.М. Соколова. Резной деревянный складень из собрания Музеев Кремля

В фондах Государственных музеев Московского Кремля хранится резной деревянный складень из четырех частей (ил. 1). Он поступил в 1931 г. из Государственного Исторического музея, для которого был приобретен в 1899 г. в Москве, «на торгу»...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>

 5. В.И.Маркова. Шпалеры-мильфлёры из серии «Об Иосифе Прекрасном»

В истории Франции вторая половина XV - первая половина XVI в. отмечены формированием буржуазных отношений, образованием и укреплением абсолютизма. Этой эпохе сопутствует важнейший этап в развитии культуры и искусства страны – начало и расцвет стиля Ренессанс, который складывался здесь в длительном процессе преодоления готических основ1, что нашло яркое отражение и в искусстве сюжетного ковроткачества. Подтверждением тому - немногочисленные, но превосходные по художественному решению французские шпалеры этого времени, хранящиеся в коллекциях советских и зарубежных музеев. Они выполнены в готических или переходных к Ренессансу традициях, отличаются декоративной целостностью и выразительностью колорита, умелым использованием возможностей материала и высоким качествам тканья. Главное достоинство исполнителей шпалер - безупречное знание законов построения, композиционно-декоративных особенностей и назначения сюжетных ковров, что, бесспорно, является результатом большого, многолетнего опыта и устойчивых традиций в оригинальной сфере французского ковроткачества...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,0 Мб) >>

 6. И.И. Вишневская. К вопросу об атрибуции ткани саккоса митрополита Дионисия

В собрании Государственных музеев Московского Кремля хранится уникальный памятник прикладного искусства второй половины XVI в. — саккос митрополита Дионисия, выполненный в 1583 г. по указу царя Ивана Грозного и вложенный в Успенский собор по царевиче Иване Ивановиче (ил. 1). Со времени первой публикации (в начале XX в.) саккос неоднократно привлекал внимание исследователей и как великолепный пример русского орнаментального шитья и как образец ткацкого искусства. В научной литературе первое подробное описание ткани, из которой сшит саккос, было сделано М.Н. Левинсон-Нечаевой. Она отметила, в частности, сочетание в орнаментации ткани двух различных стилей - «поздневизантийского в лицевых изображениях, крестах и надписях» и «чисто иранского в трактовке растительных элементов». Точное место производства ткани определено не было. В последующих публикациях снова указывалось на сложность определения происхождения ткани из-за «стилевой разнохарактерности»; в одной из них местом производства назывались придворные мастерские иранского шаха Аббаса I...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,2 Мб) >>

 7. Г.А. Маркова. Рельефы по плакеткам Петера Флётнера на кубках в Оружейной палате

Драгоценные немецкие кубки составляют существенную часть собрания западноевропейского прикладного искусства XVI—XVII вв. в Музеях Московского Кремля. Основная масса их выполнена из серебра; небольшая группа - из высоко ценимых в прошлом «натуралий»: кокоса, перламутровых раковин, страусовых яиц, янтаря, горного хрусталя, серпентина. Все они отличаются насыщенным и разнообразным декором...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,1 Мб) >>

 8. И.П.Болотцева. Новое о творчестве живописца XVII века Федора Евтихиева Зубова

В 1970 г. в Ярославский художественный музей поступила икона «Илья Пророк в пустыне» (ил. 1). На обороте под нижней шпонкой в фигурном белильном картуше XVIII в. помещена надпись: «Лета 7180 (1672. - И.Б.) написал сей с(вя)тый образ в ц(а)рьствующемъ граде Москве г(осу)д(а)ревъ жалованой и кормовой мастеръ Феодоръ Евти-хеев с(ы);нъ Зубов. Великие Перми уроженецъ. По обещанию Ярославца торговаго ч(е)л(о)в(е)ка, Иоанна Дмитриева с(ы)на Скрипиных. Вкладу по своей д(у)ши, Во храмъ с(вя)таго пр(оро)ка Илии, на пробонную улицу во градъ Ярославль». Под верхней шпонкой видны следы другой надписи, сделанной скорописью XVII в. и выполненной, по-видимому, черными чернилами. Эту сильно размытую надпись удалось прочесть лишь частично. По своему содержанию она сходна с надписью в картуше...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,1 Мб) >>

 9. А.А. Павленко. Карп Иванович Золотарев — московский живописец конца XVII века (материалы творческой биографии)

Карп Иванович Золотарев - один из самых интересных мастеров последней трети XVII в., обладавший поистине универсальным талантом: он был искусным рисовальщиком и резчиком по дереву, иконописцем и позолотчикам, составлял чертежи церквей, иконостасов, дворцовой мебели, возглавлял Золотописную мастерскую Посольского приказа. Живописец-новатор, он жил в переломную для русского искусства эпоху и находился в центре формирующейся культуры нового времени...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,0 Мб) >>

 10. Е.Я. Осташенко. Иконостас Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля

Иконостас Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля ни разу не привлекал внимания исследователей, несмотря на то, что сохранился в полном составе, имеет на пяти иконах подпись известного художника конца XVII в., царского жалованного иконописца Кирилла Уланова, и даже дату написания - 1698—1699 гг...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,1 Мб) >>

 11. Т.Н. Кошлякова. Древнее знамя Оружейной палаты и его реставрация

В 1972 г. в научно-реставрационный отдел Государственных музеев Московского Кремля поступило старинное боевое знамя с живописными изображениями (ил. 1). По верхней его кайме сохранились плохо читаемые остатки надписи, исполненной вязью. Знамя издано в Описи Московской Оружейной палаты конца XIX в., где приводится и надпись: «Великаго Государя царя и великаго князя Алексея Михайловича веса великий и малыя и белыя России Самодержца Знамя Оружейной палаты...». Окончание надписи сохранилось только на левой стороне, и к нему мы вернемся ниже. Это знамя — одна из исторических реликвий Русского государства XVII в...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,1 Мб) >>

 12. Т.В. Мартынова. Вновь обнаруженные произведения «латных и самопальных дел мастера» Никиты Давыдова

Имя Никиты Давыдова, выдающегося мастера-оружейника XVII в., связано с расцветом деятельности Оружейной палаты Московского Кремля. Начало его долгого творческого пути относится к 1613 г., последние сведения о нем датируются 1664 г. Впервые о Никите Давыдове мы узнаем из источников и литературы, опубликованных во второй половине XIX в. Так, в «Описи Московской Оружейной палаты», изданной в 1884—1886 гг., подробно говорится о пяти его произведениях: шлеме-шапке «ерихонской» царя Михаила Федоровича 1621 г., шишаке царя Михаила Федоровича (до 1639 г.), латах, изготовленных в 30—50 гг. XVII столетия, наручах середины XVII в. и зерцальном доспехе царя Алексея Михайловича 1663 г. Все эти предметы относятся к оборонительному вооружению. В то же время в трудах А. Викторова «Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584—1725 гг». и А. Успенского «Столбцы архива Оружейной палаты» приводятся сведения о деятельности Никиты Давыдова как «самопального» мастера. В «Указателе мастеров» В. Железнова оружейник Никита Давыдов также значится как «самопальныйи латный мастер». Н.В. Гордеев высказал предположение, что «огнестрельное оружие работы этого мастера (Никиты Давыдова. — Т.М.) пока не найдено, но можно сказать с полной уверенностью, что оно имеется среди массы безымянных ружей и пистолетов, хранящихся в Оружейной палате»...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

 13. М.Н. Ларченко. К вопросу о работе так называемых «польских» мастеров в Оружейной палате во второй половине XVII века

Вторая половина XVII столетия — период, когда русская государственная власть приобретает некоторые черты абсолютизма. Государственный аппарат все больше приспосабливается к защите интересов правящего феодального класса в условиях обостряющейся внутренней классовой борьбы и сложной внешнеполитической ситуации в Восточной Европе. В этот период происходит бюрократизация центрального аппарата управления, реформируется армия, старое дворянско-поместное ополчение заменяется полками нового строя. В 50—60-е гг. XVII в. отмечаются новые показатели в численности и составе русского войска, говорящие о том, что в Русском государстве началось создание регулярной армии. Оно завершилось к началу XVIII столетия...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

 14. И.Д. Костина. Произведения московского серебряника Тимофея Ильина

Серебряное дело Москвы первой четверти XVIII столетия изучено сравнительно мало. В настоящее время известны клейма лишь чуть более пятидесяти мастеров, причем половина из них не расшифрована. Среди известных нам имен — Тимофей Ильин, серебряного дела мастер из Лужнецкой слободы, записавшийся в цех 11 сентября 1705 г. Т.Г. Гольдберг впервые опубликовала его клейма и четыре работы, хранящиеся в Государственном Историческом музее: два стакана — 1704 и 1721 гг., звездицу и потир 1721 г....

Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>

 15. Е.В. Тихомирова. Огнестрельное оружие из коллекции Петра I

В большом и разнообразном собрании оружия Музеев Московского Кремля имеется отдельная группа памятников, составляющая коллекцию, собранную лично Петром I. Первое упоминание о ней мы находим в составленной Л.П. Яковлевым и изданной в 1886 г. «Описи Московской Оружейной палаты», где выделено девяносто предметов этой коллекции. На существование коллекции оружия Петра I обратили внимание в 1954 г. также Н.И. Соболев и В.А. Ермолов в работе «Огнестрельное привозное оружие XVI—XVIII вв.». Некоторые вопросы истории и состава коллекции Петра I были освещены М.Э. Портновым в 1971 г. в докладе на III Всесоюзной конференции оружиеведов...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

 16. В.Ю. Матвеев. Прецессионная попона с личной эмблемой Петра I в собрании Оружейной палаты

В Государственной Оружейной палате хранится попона, редко привлекавшая внимание исследователей русского искусства (ил. I). В описях и путеводителях Оружейной палаты она значится как поднесенная Петру I А.Д. Меншиковым. В центре обеих половин попоны в картушах помещены аллегорические изображения, в которых Петр I представлен скульптором, ваяющим статую женщины. Еще А. Лакиер идентифицировал эти композиции с изображением на одной из личных печатей Петра I. Однако кроме фиксации сходства дальнейших попыток расшифровки сюжета и атрибуции попоны предпринято не было...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

 17. Е.И. Смирнова. Новые материалы о серебряных изделиях, хранившихся на Казенном дворе в первой трети XVIII век

Документы Архива московской Оружейной палаты - различные указы, отчеты, реестры, «доношения», «промемории» - конца 20-х - начала 30-х гг. XVIII в., находящиеся ныне в Центральном Государственном архиве древних актов, содержат ряд интересных данных об огромном собрании художественного серебра, сложившемся к тому времени в Московском Кремле. В первой трети XVIII в., как и в более раннее время, серебро хранилось на Казенном дворе. Для его размещения служило не менее двадцати шкафов, которые упоминаются в описях Казенного приказа. Вынос или выдача серебряных и золотых изделий из кладовых двора производились только по распоряжению лица, возглавлявшего Мастерскую и Оружейную палату (после соответствующих императорских указов и постановлений Сената). К 20—30 гг. XVIII в. относятся распоряжения об изъятии нескольких очень дорогих предметов из кремлевской сокровищницы. Одно из них подтверждает продолжение давней традиции одаривания иностранных послов серебряными сосудами. Так, 28 июня 1730 г. в Коллегию иностранных дел был отпущен «на дачу» персидскому послу Ибрагиму Мирзе кубок, поступивший на Казенный двор еще в 1648 г. Несколько раньше, 13 апреля 1730 г., во время приготовлений к коронации императрицы Анны Иоанновны, князю Василию Юрьевичу Одоевскому, ведавшему делами Мастерской и Оружейной палаты, было приказано принести в комнаты императрицы и там оставить два золотых ковша с изумрудами, яхонтами и жемчугом и серебряный кубок, увенчанный одноглавым орлом и украшенный яшмовыми камеями в золотой оправе...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

 18. В.М. Германюк. Комментарий к статье Е.И. Смирновой

На основе анализа документа процесс очистки серебряных вещей от загрязнения в 1729 г. можно представить так: мастера разбирали предметы; в разобранном виде вещи опускались в раствор «золы козельской» (поташа) для удаления загрязнений и размягчения продуктов коррозии; чтобы размягчить сильные загрязнения и наслоения продуктов коррозии, вещи кипятились в этом же растворе. Затем происходило отбеливание вещей - удаление размягченной коррозии и загрязнений. Для этого вещи выдерживали в ушатах в растворе кислоты (отбеле). Если окислы не сходили, чистку продолжали «крацовкой» — медными, а затем щетинными щетками в квасе или отбеле. При этой технологии, возможно, применялась также механическая чистка при помощи «золы козельской» и ветоши. Затем предмет купали или промывали в воде, сушили ветошью в теплом помещении у печи или на таганках. Из того, что при сдаче материалов после реставрации из десяти медных щеток пять оказались ветхими, можно заключить, что предметы проходили чистку («крацовку») медными щетками. В процессе такой обработки неизбежны потери металла, особенно позолоты. Мастера работали восемь дней. Каждый из них в день чистил семь-восемь вещей. Даже при современной технологии и условиях реставрации эта норма очень велика, что могло отразиться на качестве работы...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

19. О выставке «100 произведений из сокровищ Музеев Московского Кремля»

Выставка «100 произведений из сокровищ Музеев Московского Кремля» проводилась с 19 мая по 2 сентября 1979 г. в Музее Метрополитен (Нью-Йорк) в рамках культурного сотрудничества между СССР и США. Она стала значительным явлением в истории культурных связей обеих стран. Выставка была открыта кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, министром культуры СССР П.Н. Демичевым. За три месяца выставку посетили 457 тысяч человек. Популярность ее была обеспечена 'Качественным отбором экспонатов, исчерпывающей научной информацией, удачным художественным решением. Успеху выставки способствовали полное взаимопонимание и совместная продуктивная работа сотрудников Музея Метрополитен и Музеев Кремля. Благодаря тесным контактам обоих музеев на всех этапах подготовки выставки удалось сохранить разработанный Музеями Кремля тематико-экспозиционный план, представляющий наши Музеи как сокровищницу национальной культуры, показать своеобразие кремлевских 'мастерских и местных художественных центров России. В состав выставки были включены произведения древнерусской живописи и шитья, изделия из драгоценных металлов XIII - начала XX в., предметы уникальных комплексов - Конюшенной казны, Оружейной палаты и посольских даров. Многие экспонаты выставки, предложенные вниманию американских посетителей, - памятники мирового значения. Почти все они связаны с историей Русского государства и видными историческими деятелями. Выставку завершала экспозиция, раскрывающая сложение архитектурного ансамбля Московского Кремля. В нее были включены археологические находки, обнаруженные на территории Кремля, большинство из которых показывались впервые...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

 20. Хроника основных событий в научной жизни Музеев Кремля (1975—1979)

экспозиции и выставки

Частичная реэкспозиция Оружейной палаты

Западноевропейское вооружение XVI—XVII вв. Зал № 2 (1975) Русские золотые и серебряные изделия XII—XVII вв. Зал № 2 (1975 — 1976)...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

 21. Памяти В.М. Германюка (1927—1978)

Очень рано, на 52-м году, ушел из жизни один из самых замечательных реставраторов Государственных музеев Московского Кремля, заслуженный работник культуры РСФСР Владимир Михайлович Германюк. Безмерно тяжела эта утрата для коллектива Музеев. Он пользовался всеобщей любовью, глубоким, заслуженным уважением сотрудников....

Памяти А.Б. Наумова (1921 — 1978)

В марте 1978 г. скончался Анатолий Борисович Наумов — заведующий отделом научной реставрации Государственных музеев Московского Кремля, коммунист, способный организатор, человек редкого трудолюбия и удивительной душевной щедрости....

Памяти Е.С. Сизова (1930—1979)

1 мая 1979 г. тяжелая болезнь унесла от нас замечательного человека и прекрасного специалиста, главного хранителя Государственных музеев Московского Кремля Евгения Степановича Сизова. Он был в расцвете творческих сил. Для его близких, друзей, сотрудников, широкого круга музейных работников это большая утрата...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

 

вверх