Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Материалы и исследования. Выпуск X.Государственный историко-культурный
музей-заповедник "Московский Кремль"

Материалы и исследования
Выпуск X

Древнерусское художественное шитье

Авангард, Москва, 1995

 

 

Титульный лист, редакционная коллегия, содержание, список сокращений

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

1. H.А. Маясова. К истории изучения древнерусского лицевого шитья

Шитые золотом византийские ткани были известны на Руси еще в дохристианские времена, о чем свидетельствуют и ранние летописные известия, и славянские курганные захоронения. С утверждением в Киевской Руси в конце X в. христианства как государственной религии здесь, наряду с издревле существовавшим орнаментальным шитьем, стало развиваться и изобразительное, или "лицевое", шитье. Содержанием произведений лицевого шитья являются библейские и евангельские сюжеты, а также лики святых и сцены их житий. Искусство это использовалось в основном для изготовления предметов церковного обихода (подвесных под иконы пелен, покровов на гробницы святых, завес царских врат, плащаниц, покровцов и воздухов на священные сосуды, хоругвей, одежд духовенства). Лицевым шитьем украшали также воинские знамена, предметы парадного конского убранства, царские бармы (церемониальные оплечья), походные и домашние иконостасы. Письменные источники и многочисленные сохранившиеся памятники свидетельствуют о широком распространении художественного шитья в Древней Руси...

Скачать статью полностью в формате PDF (2,8 Мб) >>

2. В.А. Меняйло. Художественное шитье в храмах Иосифо-Волоколамского монастыря в первой половине XVI века

Расположение шитых произведений в храмовых интерьерах и в зависимости от этого их роль в них изучены еще очень мало. Исследователь Т.А. Бадаева утверждает, что ученые "...лишены возможности проследить существование в том или ином храме взаимосвязи интерьера как пространственной среды и отдельной вещи. Слишком многие компоненты конкретных ансамблей утрачены". По нашему мнению, существенную помощь в разрешении этих вопросов могут оказать описи монастырского имущества. В них с документальной точностью отражены местоположение и значение вещи в интерьере, иконография, материал, из которого она выполнена, и ее состояние. Описи имущества Иосифо-Волоколамского монастыря сохранили сведения о произведениях, которые погибли в далеком прошлом, и судить о них можно только по документам. В данном случае уникальную возможность для реконструкции открывают три известные нам описи XVI в. Небольшой, но существенный разрыв во времени их составления (1545 г., 1572 г., 1591 г.) позволяет осветить не только названные аспекты проблемы, но и выявить динамику поступления вещей и изменения их расположения в храмах...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

3. Н.А. Маясова. Древнейший покров митрополита Ионы

При освидетельствовании мощей митрополита Ионы, произведенном в Успенском соборе Московского Кремля 18 февраля 1993 г. представителями Московской Патриархии, в его серебряной раке среди покровов и фрагментов тканей, относящихся к разному времени (от XV до XX в. включительно), был обнаружен покров с лицевым изображением святителя (ил. 1). Митрополит Иона родился в последней четверти XIV в. в селе Одинцове близ Галича Костромского. В двенадцать лет постригся там в один из монастырей, а затем перешел в московский Симонов. В 1431 г. был поставлен епископом Рязанским, а после смерти в том же году митрополита Фотия по предложению великого князя Василия Васильевича стал "нареченным в святейшую митрополию Русскую". Однако вследствие задержки его поездки в Константинополь из-за междоусобной войны патриарх посвятил в митрополиты сначала смоленского епископа грека Герасима, а затем грека же Исидора, с которым Иона и вернулся в Москву...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,0 Мб) >>

4. Н.А. Маясова. Вновь обретенный шедевр

В 1867 г. К. Невоструев опубликовал плащаницу, подаренную в 1558 г. в Иосифо-Волоколамский монастырь удельным князем Владимиром Андреевичем Старицким и его матерью княгиней Евфросинией (ил. 1). В то время она "с особой тщательностью и благоговением" хранилась "против столпа правого клироса у стены в киоте" главной церкви монастыря Успения Богородицы. В 1946 г. плащаница была воспроизведена в небольшой книжке о монастыре С.Торопова и К. Щекотова. Однако музея в Иосифо-Волоколамском монастыре тогда уже не было, а сохранившиеся музейные предметы были переданы в Московский областной музей в г.Истре, долгое время находившийся в тяжелом, запущенном состоянии с неразобранными фондами...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,4 Мб) >>

5. Д.В.Силкин. Древнейший памятник лицевого шитья из Казани

С 198З - 1984 гг. реставраторами ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря были отреставрированы две небольшие плащаницы из Государственного музея Татарстана, примечательные сами по себе, но несущие черты вторичности и явно восходящие к единому, видимо, более значительному прототипу. Им оказалась большая плащаница, хранящаяся в фондах того же музея (ил. I). В ней все необычно: и формат, и композиция, и стиль. Она имеет форму прямоугольника, близкого к квадрату. Фоном служит венецианская темно-синяя камка "куфтерь" - камка высокого качества с крупным раппортным орнаментом, который состоит из мотивов стилизованных цветов и плодов граната, ананасов, толстых вьющихся стеблей, проходящих через короны, и других растительных мотивов...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,3 Мб) >>

6. М.К. Завьялова, Т.А. Каргалова. Краткий обзор памятников древнерусского лицевого шитья XVI -XVII веков в собрании Государственного объединенного музея Республики Татарстан

В фондах Музея Татарстана в Казани хранится интереснейшая коллекция орнаментального и лицевого русского шитья, насчитывающая около ста произ­ведений. Почти все они поступили в музей в первое десятилетие после Октябрь­ской революции. Хронологически собрание охватывает период со второй поло­вины XVI до конца XVIII в. и связано с историей присоединения Казанского хан­ства в 1550-х гг. к Русскому государству и последующего строительства здесь православных церквей и монастырей. Наиболее ценной частью собрания являются произведения с лицевыми изображениями. Их более пятидесяти. Девять из них относятся к XVI в...

Скачать статью полностью в формате PDF (2,9 Мб) >>

7. О.А. Сухова. Коллекция лицевого шитья в Муроме

Муромский историко-художественный музей располагает небольшой коллекцией лицевого шитья XVI - XVIII вв., но она своеобразна и заслуживает внимания. Все произведения поступили в музей в 1920 - 1930-е гг. после закрытия городских церквей. Лицевое шитье Мурома до настоящего времени практически было неизвестно широкому кругу специалистов. В дореволюционной литературе встречаются лишь упоминания о некоторых шитых предметах, и только три из них были репродуцированы. Церковные древности Мурома, в том числе и шитье, были тщательно и добросовестно описаны местным краеведом, членом Московского археологического общества Николаем Гавриловичем Добрынкиным, однако эти описания остались в рукописях, сохранившихся в архиве музея вместе с фотографиями, представляющими для нас большую ценность. О комплекте шитых предметов из древнего Воскресенского девичьего монастыря в Муроме им было подготовлено сообщение для археологического съезда...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,6 Мб) >>

8. В.В. Зайченко, В.Г. Пуцко. Памятники древнерусского лицевого шитья в Чернигове

В богатых коллекциях Черниговского исторического музея, где хранится двести семьдесят восемь памятников украинского золотного шитья, есть три произведения русских вышивальщиц. На основании музейной документации установить источник поступления их не удалось. Известно лишь, что во время инвентаризации 1935 г. они уже находились в музейных фондах. Поэтому предположение об исторической связи этих памятников с Черниговом кажется довольно вероятным...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>

9. Л.Д. Лихачева. Шитые произведения из собрания Кирилло-Белозерского монастыря, связанные с родом Голицыных

Кирилло-Белозерский монастырь был одним из самых крупных и богатых в Древней Руси. Если в центральной части страны огромным влиянием пользовался Троице-Сергиев монастырь, то на Севере средоточием духовной культуры был Кирилло-Белозерский, основанный в 1397 г. последователем Сергия Радонежского, выходцем из московского Симонова монастыря Козьмой-Кириллом. Монастырю покровительствовали все великие князья и цари, начиная с Василия I - старшего сына Дмитрия Донского, многие князья и бояре, что определило поступление сюда многочисленных даров, в большинстве своем состоящих из произведений высокого художественного уровня, выполненных в лучших столичных мастерских...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,2 Мб) >>

10. М.Ю. Косицына. Лицевое шитье XVII века из княжеских и боярских светлиц в собрании Музея "Новодевичий монастырь"

Коллекция лицевого шитья Музея "Новодевичий монастырь" немногочисленна - около пятидесяти предметов. Этот фонд, как и все собрание тканей музея, складывался различными путями. В него вошли, во-первых, произведения, выполненные непосредственно в мастерских Новодевичьего монастыря и традиционно бытовавшие в нем, как в каждом женском монастыре; во-вторых, предметы, шитые вне монастыря и попавшие туда в качестве вкладов; и, наконец, -памятники шитья, переданные в 1920 - 1930-х гг. Государственным музейным фондом из закрывавшихся в то время московских церквей и монастырей. Эта коллекция, представленная несколькими московскими мастерскими шитья и охватывающая значительный период времени - с середины XVI до начала XX в., имеет определенный интерес для изучения данного вида искусства...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,8 Мб) >>

 

вверх