Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

МАТЕРИАЛЫ и ИССЛЕДОВАНИЯ  XXIФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«государственный историко-культурный музей-заповедник “московский кремль”»

МАТЕРИАЛЫ и ИССЛЕДОВАНИЯ

Выпуск XXI

Москва 2012

Титульный лист, содержание, от составителей

Вошедшие в сборник статьи посвящены памятникам Московского Кремля. Это древние иконы, ткани и церковные облачения, художественное серебро, старинное оружие и многое другое. Публикуются последние научные изыскания сотрудников музея, основанные на обнаруженных архивных документах, рассказывается об археологии Кремля и выставочной работе в музее в XIX — начале XX в. Статьи адресованы историкам, искусствоведам, археологам, литературоведам, музейным работникам и всем, интересующимся историей России и произведениями искусства, хранящимися в Кремле.

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

ИЗУЧЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ И ПАМЯТНИКОВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

1. Т.Е. Самойлова. Житийная икона «Пророк Илья в пустыне» из собрания Музеев Московского Кремля

В коллекции музеев Московского Кремля хранится икона «илья Пророк в пустыне, с четырнадцатью клеймами жития» (ил. 1). в среднике изображен илья Пророк, сидящий на камне на фоне темной пещеры, его фигура слегка развернута вправо к слетевшему на невысокое деревце ворону. Левой рукой он держит посох, правой — обращен к ворону, за спиной Ильи высятся четыре горных отрога. Справа у пещеры — два деревца. Средник окружают клейма, в которых сохранились надписи, выполненные киноварью по золотому фону.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

2. С.П. Заиграйкина. Икона «Богоматерь на престоле, с предстоящими святыми Антонием и Феодосием Печерскими» XVI века из Успенского собора Московского Кремля

Икона «Богоматерь на престоле, с предстоящими святыми Антонием и Феодосием Печерскими» (ил. 1) происходит из Успенского собора Московского Кремля, для которого, она, вероятно, была написана в XVI в. икона упоминается как «Богоматерь Печерская» во всех соборных описях, начиная с XVII столетия. Все изменения ее местоположения в храме зафиксированы в документах. Согласно описям начала XVII в. и 1627—1633 гг., икона стояла в местном ряду иконостаса Петропавловского придела, слева от царских врат. очевидно, во второй половине XVII столетия ее вынесли в наос храма и поместили сначала на западной грани юго-западного столпа, напротив главного входа в собор3, затем — на южной грани северо-восточного столпа, в киоте вместе с двумя богородичными образами «Богоматерь Боголюбская в молении митрополита Петра» и «Богоматерь поясная». Между 1818 и 1841 гг. сильно обветшавшую к тому времени икону передали в ризницу собора, откуда после поновления в 1870 г. (ил. 2) ее взяли в Петропавловский придел и установили в оглавии раки митрополита Феогноста. запись о поновлении иконы сделала на бумажном листке, закрепленном на тыльной стороне (ил. 3). В 1913 г., очевидно, в связи с началом работ по замене старого иконостаса Петропавловского придела 1837 г., икона Богоматерь Печерская вновь оказалась в соборной ризнице, где после 1917 г. был организован фонд икон в Успенском соборе. В настоящее время икона хранится в алтарной части собора и недоступна для всеобщего обозрения.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

3. И.М. Качанова.  Этапы реставрации саккоса митрополита Алексия

Саккос митрополита Алексия, датируемый 1364 г., выполнен из синей камки, заполненной орнаментом из накладных крестов и угольников, шитых пряденой золотной нитью в прикреп. между крестами нашиты крупные квадрифо-лийные серебряные позолоченные дробницы с перегородчатой эмалью. по боковым сторонам саккоса расположены узкие полоски ткани с шитой золотной нитью надписью, перемежающейся прямоугольными клеймами с орнаментом в виде византийского вьюнка и пальметт. Фон ткани под шитьем не сохранился. Орнамент шит золотными и слабо крученными шелковыми нитками бежевого, голубого и красного цветов. в Описи патриаршей ризницы 1675 г. датирующая саккос надпись представлена следующим образом: «в лето 6872 соделан бысть сий саккос на память св. муч. Димитрия, повелением Алексия митрополита московского и всея Русии чудтворца». Именно в такой редакции текст летописи повторяется в Описи 1720 г., в «указателе» епископа можайского Саввы, а затем и в музейном инвентарном описании 1974 г. Ниже будет показано, что сохранившаяся на саккосе надпись в действительности читается иначе.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

4. И.И. Вишневская. Драгоценные ткани и одеяния эпохи Ивана Грозного из собрания Музеев Московского Кремля

Корпус драгоценных тканей, бытовавших при дворе царя ивана грозного в середине — второй половине XVI в., определяется по немногочисленным архивным данным и сведениям нарративных источников, а также самими дошедшим до нас вещественными памятниками. Некоторые из них хранятся в собрании Музеев Московского Кремля, при этом владельцы одних известны, тогда как атрибуция других устанавливается стилистически.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

5. О.С. Петрова (Шарина). Организация работ по созданию Евангелия 1678 года для церкви Спаса Нерукотворного Московского Кремля

Вопросы организации книжного «строения» в Древней Руси, по сравнению с разработанностью этой темы в исследованиях по западноевропейским скрип-ториям, являются наименее изученными. источниками по организации книго-писных работ в Древней Руси являются косвенные данные, полученные в результате исследования самих книжных памятников2. Богатый материал в этом отношении представляют незавершенные лицевые рукописи, позволяющие реконструировать последовательность работ писца, миниатюриста, орнамента-листа, переплетчика3. вопросы о месте создания книги и специфике ее заказа отчасти проясняют записи, оставленные в книгах их владельцами или писцами. о деятельности древнерусских скрипториев практически не осталось письменных свидетельств. и даже о создании такого масштабного произведения, как Лицевой летописный свод (XVI в.), не дошло никаких архивных сведений. в силу вышеназванных причин вопросы обустройства мастерских и практическая сторона производства рукописей, как правило, оставались за рамками исследований. Напротив, от XVII в. сохранилось большое число делопроизводственных источников, позволяющих реконструировать процесс создания книг от момента поступления заказа, закупки материала до оплаты выполненных работ.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

6. Л.В. Соловьёва. Потир Андреа Ардити: шедевр итальянского ювелирного искусства в Оружейной палате

Предмет данного исследования — серебряный потир ведущего флорентийского ювелира XIV в. Андреа Ардити (ил. 1). Его можно назвать жемчужиной небольшой коллекции произведений итальянского ювелирного искусства в оружейной палате. Благодаря подписи автора, атрибуция и датировка потира не вызывают сомнений, но перипетии и превратности его судьбы достойны отдельного рассмотрения.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

7. Г.А. Маркова. Сцены охоты и изображения животных на аугсбургском серебре из собрания Музеев Московского Кремля

Большая часть серебра аугсбургской работы в собрании Музеев Московского Кремля относится к концу XVI—XVII вв., времени господства в немецком искусстве стиля позднего ренессанса (или маньеризма) и барокко. Эти художественные направления характеризуются расцветом декоративизма в творчестве мастеров золотосеребряного дела. При этом в специальной искусствоведческой литературе утвердилась традиция подчеркивать исключительную широту репертуара фигуративных мотивов на немецких вещах.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

8. А.Н. Чубинский. Казачьи пищали в собрании Музеев Московского Кремля

Цель данной работы — постановка вопроса о существовании особого типа русского огнестрельного оружия, казачьей пищали, на основании анализа коллекции оружейной палаты XVI—XVIII вв., архивных описей и действующих учетных документов. В описях XIX—XX вв. выделено около сорока гладкоствольных ружей, которые не всегда последовательно именуются казачьими пищалями и определяются, как изготовленные в России (иногда точнее — в оружейной палате) в XVII в. При этом отдельные стволы и замки на ружьях этой группы, а в некоторых случаях и ружья, целиком могут атрибутироваться как турецкие.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

9. Ю.Н. Уварова. История серебряной шкатулки, украшенной золотыми дукатами и серебряными талерами

В 20-е годы прошлого столетия, в сложный период в жизни российских музеев, в коллекцию Оружейной палаты Московского Кремля неоднократно передавались группы произведений декоративно-прикладного искусства из Гохрана и Московского ювелирного товарищества (МЮТ), поступавшие в эти организации из разных источников. Многие памятники происходили из национализированного в императорских резиденциях и дворцах знати имущества, другие были изъяты из ризниц храмов и монастырей или конфискованы у прежних владельцев при трагических обстоятельствах. Значительным источником поступления в Гохран были драгоценности из Судной казны. В Судную казну — дореволюционное хранилище ценных вещей — состоятельные люди особенно часто обращались после Февральской революции 1917 г., сдавая государству на сохранение дорогие предметы, поскольку в домашних условиях хранить их было небезопасно. Конфискованные и изъятые ценности передавали в Гохран, и дальше судьба произведений искусства складывалась по-разному.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

10. А.А. Комолова. Александровский сад в описаниях современников и в графических материалах из собрания Музеев Московского Кремля

В истории русского садово-паркового искусства основное внимание обычно уделяется дворцовым регулярным паркам, в особенности, если речь идет о Санкт-Петербурге, и московским усадебным и парковым ансамблям. О садах Московского Кремля, к сожалению, написано очень немного, хотя они являются неотъемлемой частью истории культурной жизни столицы. Еще в 1842 г. И.М. Снегирев писал о необходимости изучения «начала и распространения садов в древней столице до XVIII века, сколько нам позволят наши источники, потому, что предмет этот, столь близкий нам по сущности своей и столь важный по цели, мало еще исследован в археологическом и историческом отношении». И.Е. Забелин предлагает свою версию отсутствия отчетливых сведений о древних московских садах: «...в Москве почти при каждом дворе был сад или огород. Но чем ближе к Кремлю, тем теснее было население и тем, следовательно, меньше было садов; по крайней мере, сады эти не могли быть значительны...». Исключением, естественно, являются кремлевские сады. М. Загоскин упоминает колокольню Ивана Великого как обзорную площадку для любования садами старой Москвы: «Взойдите летом на Ивана Великого, взгляните кругом, и вы увидите перед собой не город, а беспредельное зеленое море, усыпанное домами. Уверяю вас, это вовсе не пиитическая выходка, а самое верное выражение истины. Исключая средину города, где строение по большей части сплошное, вы редко встретите дом, при котором не было бы хотя маленького садика или, по крайней мере, нескольких кустов бузины и акации. В Москве считается садов публичных шесть, ботанический один, частных тысяча двадцать четыре и пятнадцать бульваров, из которых иные могут назваться садами». Далее М. Загоскин говорит: «Кремлевские сады прекрасны, но они более походят на затейливые бульвары, чем на сады. Весной лучшее московское общество гуляет до обеда на Тверском бульваре, а купцы после обеда в кремлевских садах. В этих же садах есть довольно обширный луг, который так же, как и Тверской бульвар, может назваться аристократическим гуляньем, но только не взрослых, а детей. Всякий раз, когда мне случается проходить кремлевскими садами весной часу в двенадцатом утра, я останавливаюсь и смотрю иногда по целому часу на веселые игры и беготню этих милых крошек, любуюсь их прелестными нарядами и гляжу также с некоторым удовольствием на этих по большей части молодых и щеголевато одетых нянюшек, которые, играя в горелки и мячики со своими малютками, посматривают украдкой на проходящих и, обдергивая измятые платьица детей, не забывают приглаживать собственные свои волосы и оправлять свои газовые косынки.». Кремлевские сады - совершенно особенная страница истории Москвы.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

11. Т.Д. Панова. Археология участва памятника садово-парковой архитектуры — Грота в Александровском саду

Среди необычных объектов археологических наблюдений в районе Кремля в 2004 г. оказался памятник садово-парковой архитектуры XIX в. — Грот (ил. 1, 2). Он был построен в Александровском саду в 1820—1823 гг. по проекту архитектора О.И. Бове и являлся типичной деталью ампирного парка первой трети XIX в. В процессе его реставрации, проходившей при финансировании музеев московского Кремля, приняли участие и археологи. Грот — позднее сооружение, но при вскрытии его несущих конструкций впервые появилась возможность изучить характер отложений на участке левого берега реки Неглинной возле Средней Арсенальной башни Кремля.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

12. С.А. Костанян. Альбом литографий 1827 года «ЖИЗНЬ НАПОЛЕОНА» из библиотеки Музеев Московского Кремля

В данной статье речь пойдет об украшенном литографиями альбоме, посвященном жизни Наполеона и изданном в Брюсселе в 1827 г. (ил. 1). Альбом «Жизнь Наполеона» рассматривается нами не только с точки зрения его художественных особенностей, но и как книжный памятник, стоящий в ряду биографических публикаций о Наполеоне Бонапарте. В первую очередь, альбом привлекает внимание своими художественными особенностями. Оба тома имеют альбомный формат и украшены замечательными литографиями, иллюстрирующими биографию Наполеона Бонапарта от детских лет до смерти на острове Святой Елены. Подобные альбомы, обильно украшенные литографиями, были тогда в большой моде в Европе. Издавали такие книги для удовольствия читающей публики, и первостепенное значение уделялось не столько тексту, сколько художественному оформлению и иллюстрациям. Не зря XIX столетие называли веком иллюстрированной книги. В это время на первое место в оформлении изданий выдвинулась иллюстрация — реалистическая картинка, поясняющая текст, которому нередко отводилась только функция пояснения. Связано это было в основном с тем, что в самом процессе изготовления иллюстрации на рубеже XVIII—XIX вв. произошли коренные изменения. В 1798 г. немец Алоиз Зенефельдер изобрел литографию (от греч. lithos — камень и grapho — пишу), положившую начало способу плоской печати. Изобретение литографии расширило возможности иллюстрирования книги, способствовало ее удешевлению. Первоначально в этой технике печатались многочисленные издания военной тематики, выполненные по заказу правительства, нотные издания, географические карты, модные картинки. К 1820 г. литография широко распространилась по всей Европе.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

13. Е.В. Щербина. Временные выдачи экспонатов из Оружейной палаты во второй половине XIX - начале ХХ века

В современном мире выставки привлекают к себе все большее внимание как одна из наиболее продуктивных и многогранных форм осуществления культурных контактов. Однако история выставочного дела остается пока еще мало изученной. Неотъемлемой частью организации выставок является движение экспонатов (их физическое перемещение и связанные с ним передача ответственности, упаковка и транспортировка, контроль сохранности и так далее). Оружейная палата - один из первых российских музеев, начавших участвовать в выставках (с 1860-х гг.). Кроме того, в отличие от большинства музеев, она получила опыт решения вопросов, связанных с временными выдачами памятников, еще до начала бурного развития музейной выставочной практики. Поэтому история формирования в Оружейной палате норм передачи музейных ценностей представляет значительный интерес.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

14. Е.В. Щербина. Оружейная палата и проект создания в Кремле Музея войны 1812 года

В начале XX в. Россия готовилась отмечать крупный юбилей — 100-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Создание особого военно-исторического музея могло бы увековечить память и дать наглядное представление «о великой эпохе, начавшейся на берегах Немана и закончившейся в Париже».

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

15.  Д.О. Осипов. Мода в обуви XV—XVI веков (по материалам археологических коллекций)

Сущность моды (от лат. modus — мера, образ, правило, норма) заключается в «противопоставлении ее обычаю и желании подражать». Однако это интереснейшее социальное явление возникает лишь при определенных условиях, важнейшими из которых являются достаточно высокий уровень экономического развития и расширение границ познаваемого мира.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

16. А.С. Петров. Группа памятников новгородского шитья середины XVI века. К вопросу об атрибуции вышивок «мастерской Настасьи Овиновой»

Настоящая статья посвящена группе памятников, которые Н.А. Маясова в своей статье «Светлица новгородской боярыни в Москве» датировала началом XVI в. и связала с именем Настасьи Овиновой, жены новгородского боярина Ивана Захарьевича Овинова, переселенного при Иване III в Москву. Общеизвестно, что Н.А. Маясова внесла неоценимый вклад в изучение древнерусского лицевого шитья, определив на долгое время пути в его исследовании и проделав работу по систематизации обширного материала. Этот труд ей приходилось совершать в условиях отсутствия каталогов музейных собраний шитья и, к сожалению, часто недоступных для исследователей фондов. Однако накопленный за последнее время исторический и искусствоведческий материал позволяет внести коррективы в предложенные Н.А. Маясовой определения.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

17. В.В. Игошев. К истории серебряного дела в Московском Кремле: два неизвестных оклада Евангелий XVI века

Темой данной статьи является атрибуция двух роскошных серебряных позолоченных окладов напрестольных Евангелий, которые относятся к интереснейшим, но до настоящего времени не изученным памятникам древнерусского ювелирного искусства. Исследуемые серебряные оклады Евангелий являются высокохудожественными произведениями, изготовленными в одной мастерской, с аналогичным декором и техникой исполнения. Первый оклад хранится в Российской государственной библиотеке (размер верхней крышки: 32,5х22,5 см) (ил. 1), второй оклад — в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» (размер верхней крышки: 29х19,5 см) (ил. 2). С трех сторон оклада Евангелия из Российской государственной библиотеки к верхней крышке крепятся три полоски красного бархата, украшенные сетчатым узором из тисненых серебряных позолоченных квадратных и треугольных выпуклых дробниц, обрамленных жемчужной обнизью (ил. 3). Такие полоски ткани прямоугольной формы с нашитыми басменными дробницами и жемчугом, защищающие обрез книги, хорошо известны в ранних московских памятниках начала XV в. На верхней деревянной крышке каждого Евангелия крепятся массивные серебряные золоченые пластины прямоугольной формы с высокорельефным чеканным орнаментом, одиннадцатью серебряными дробницами с гравированными священными изображениями и надписями, украшенными чернью.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,9 Мб) >>

18. Р.И. Клевцова. Чтимые иконы Соловецкого монастыря, сохранившиеся и утраченные

Соловецкий монастырь за свою многовековую историю удостоился заслуженной славы форпоста — твердыни северных рубежей Русского государства. Прославленная многочисленными духовными подвигами своих подвижников и чудесными явлениями, ее посетившими, Соловецкая обитель обрела высокий духовный авторитет. К началу XX в. в монастыре сложился пантеон многочисленных местных и всецерковно почитаемых святых, оформился круг прославленных икон. К этому кругу в первую очередь относятся келейные пядницы святых — основателей обители, обретенные старанием игумена Филиппа, иконы, явленные чудесным образом и вложенные представителями царской фамилии и знатными вкладчиками.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

19. Ю.Н. Звездина. Жемчужная подвеска в живописи XVI—XVII веков

Подвеска с жемчужинами — широко распространенный вид ювелирного украшения. Игра перламутровой поверхности жемчуга при движении создает особое очарование этого популярного в разные эпохи и у разных народов украшения. Подобные предметы могут существовать и в светской культуре, и в религиозном искусстве. В Музеях Московского кремля хранятся примечательные образцы — например, подвеска в виде яйца со сценой Воскресения Христова, выполненной в технике эмали и помещенной под хрусталь (ил. 1). Снизу к золотой оправе на ушке подвешена каплевидная жемчужина. Еще одно произведение — крест, украшенный алмазами и цветной эмалью, также с ушком внизу, но жемчужина, которая, скорее всего, и дополняла прежде это изысканное украшение, не со-хранилась.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

20. В.Р. НОВОСЁЛОВ. Судьба арсенала Троице-Сергиевой лавры: мифы и документы

В архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, в фонде Главного артиллерийского управления (ГАУ), имеется любопытное дело, датируемое 1865 г. Реформенные 1860-е годы стали сложными для Артиллерийского музея, некоторые действия и намерения начальствующих лиц грозили привести к тяжелейшим и невосполнимым потерям в собрании музея и нанесли серьезный ущерб собранию «достопамятных вещей». Это архивное дело прекрасно демонстрирует, какие титанические усилия прикладывали сотрудники Главного артиллерийского управления и члены артиллерийского комитета для защиты музейных собраний от посягательств на целостность собрания.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

вверх