Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Title 30 msМУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЫПУСК 30

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ XV-XVIII ВЕКОВ
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕРЕМОНИАЛА
ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ
ПЕРСОНАЛИИ
ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ (2013-2018)

МОСКВА
2020

Титульный лист, содержание, от составителей

В сборнике публикуются исследования, посвященные художественным памятникам XV–XVIII вв., традициям государственного церемониала, а также истории Оружейной палаты. Временные рамки исследований охватывают период от Средневековья до XX столетия. В издание также включена хроника научной жизни Музеев Московского Кремля за 2013–2018 годы.

Сборник адресован историкам, искусствоведам, музейным работникам и всем, кому интересны история и памятники отечественной и зарубежной культуры.

 Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ XV-XVIII ВЕКОВ

1. Т.С. Борисова. Кодикологическое исследование Троицкой Псалтири

Псалтирь из собрания Троице-Сергисвой лавры стала предметом всестороннего исследования сравнительно недавно. В декоре этой и ряда других рукописей последней четверти XV - начала XVI в. Е.В. Зацепина выявила общие орнаментальные мотивы, восходящие к западноевропейским образцам. В этой группе самой ранней она считала Псалтирь, ставшую широко известной благодаря работе ф.И. Буслаева. Особенности орнаментального оформления, близкие Бус.ласвской Псалтири, были отмечены Е.В. Зацепиной, помимо Троицкой Псалтири, также в Словах Григория Богослова и Книге пророков 1489 г...

Скачать статью полностью в формате PDF (0.7 Мб) >>

2. М.А. Чобану Стакан молдавского происхождения из собрания Оружейной палаты

В экспозиции Оружейной палаты в шестой витрине, представлен малоизученный стакан - купа - молдавского происхождения второй половины XVI в. Его описание дано в знаменитой Описи, изданной в 1884-1893 гг., под № 1598: «Стакан небольшой, по надписи „купа“, имеет вид стопки, с сильным утончением книзу, сосуд этот внутри и снаружи, по краям золоченый, а также и снаружи по надписи...

Скачать статью полностью в формате PDF (0.2 Мб) >>

3. О.Г. Мироненко Изображения апостолов в программе росписи Успенского собора Московского Кремля

Программа росписи Успенского собора Московского Кремля - одна из малоизученных тем в истории древнерусского искусства. Существующие немногочисленные исследования связаны с попытками дать общую характеристику программы стенописи или определить ее ключевые темы. Сложность изучения программных основ росписи Успенского собора объясняется историей ее создания. Первоначальная живопись 1515 г. была заменена в 1642-1643 гг по указу царя Михаила Федоровича новой монументальной декорацией, и, несмотря па то, что царь потребовал расписать собор, предварительно сняв па бумагу переводы с древних фресок и повторив их после нанесения на стены нового левкаса, весьма существенным остается вопрос о соотношении этих двух росписей. Его решение во многом осложняется историей бытования архитектуры и стенописи собора, неоднократно подвергавшейся на протяжении столетий поповлепию и реставрации.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.4 Мб) >>

4. Д.А. Чуркина. Драгоценный аугсбургский кубок XVII столетия

Материал превзошло мастерство.
Овидий. Метаморфозы, II, 5

С древних времен предметный мир, окружавший человека, был индикатором его статуса и благосостояния, интересов и увлечений. Эта связь, существовавшая еще в античности, прочно укрепилась в европейской культуре Нового времени. Уже в эпоху Возрождения, вследствие развития гуманистических идей, образованный человек стремился к демонстрации собственной индивидуальности посредством собирания коллекций. Аристократы и ученые-гуманисты формировали библиотеки, картинные галереи и студиоло...

Скачать статью полностью в формате PDF (0.4 Мб) >>

5. П.Э. Абрамова. О кнорпель-стиле в истории европейского серебряного дела XVII столетия на примере произведений из собрания Музеев Московского Кремля

Кнорпель-стиль, являющийся одним из проявлений барокко в европейском серебре, зародился в конце XVI столетия па юге и па севере Европы. Его истоки можно проследить в итальянской архитектуре, а также в немецкой и нидерландской орнаментальной гравюре, отдельные его элементы прочитываются в произведениях итальянского маньеризма: в плавных, аморфных очертаниях кувшинов Полидоро да Ка.льдара (Полидоро да Караваджо) и в графических образцах предметов, созданных Эпса Вико. Особой пластикой кнорпель-стиля проникнуты образцы итальянского архитектурного рисунка - в частности, изображение дверного прохода, выполненного Федерико Цуккаро для палаццо Цуккаро в Риме.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.5 Мб) >>

6. Л.Н. Шанская. Серебряные блюда, поднесенные императрице Екатерине II во время «Казанского похода» 1767 года

В Музеях Московского Кремля хранится группа крупных репрезентативных блюд XVIII в., частично или полностью позолоченных, которые относят к категории подносных. Их отличает эффектный чеканный декор, обычно с сюжетным изображением в центре. Неудивительно, что практически все эти блюда находятся в экспозиции Оружейной палаты. Некоторые из них в качестве примеров высокого художественного мастерства и образцов искусства чеканки русских серебряников были опубликованы в изданиях, посвященных русскому серебряному делу, и нередко экспонировались па выставках. Выполненные известными мастерами, преимущественно московскими, они упоминались в статьях, посвященных их творчеству...

Скачать статью полностью в формате PDF (0.5 Мб) >>

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕРЕМОНИАЛА

7. Е.Э. Караваева. «Доблесть, слава, бессмертие». Похороны и поминовение короля Генриха VIII Тюдора

Траурные церемонии играли исключительно важную роль в придворной культуре Англии раннего Нового времени, давая монархам экстраординарные поводы и средства для репрезентации образов своей власти. Ярким примером тому могут служить символические поминовения иностранных правителей, организовывавшисся при дворе короля Генриха VIII Тюдора (1509-1547)- Они позволяли правителю подчеркнуть свой образ монарха-рыцаря, сближавший его с крупнейшими государями Европы, и тем самым подтвердить свои претензии па равный с ними статус. Особенное значение в этой связи приобрели похороны и увековечение памяти самого Генриха VHP, а потому их подготовка была начата задолго до смерти короля. Тем не менее, несмотря па обилие исследований, посвященных последним годам жизни этого монарха, проблемы, связанные с осмыслением неизбежного ухода как самим государем, так и его наследниками, па наш взгляд, пс были еще рассмотрены комплексно.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.3 Мб) >>

8. С.Я. Коварская. Предметы «печальных церемоний» русского двора XIX века из собрания Музеев Московского Кремля

В последнее время исследователи проявляют все больший интерес к погребальному церемониалу дома Романовых. Особое внимание они уделяют порядку погребения монархов и членов их семьи, использованию государственных регалий, в том числе специальных погребальных корон для «печальных церемоний», оформлению траурного шествия и погребения, а также созданию памятных украшений.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.3 Мб) >>

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

9. Т.А. Тутова, Е.А. Моршакова. Оружейная палата и археологические открытия в первые годы советской власти. К истории обнаружения «Готского клада»

В 1928 г. собрание Оружейной палаты пополнилось группой драгоценных предметов - памятниками эпохи Великого переселения пародов, найденными в 1917 - 1918 и 1927 гг. в земле, возле реки Суджи, крестьянами деревни Большой Каменец Большссолдатской волости Льговского уезда Курской губернии. «Исключительно высокое художественное и научное значение» этих памятников было определено директором Оружейной палаты Д.Д. Ивановым уже при первом известии об этой находке, появившемся в Наркомпросс в январе 1928 г. Руководство музея сделало все возможное для того, чтобы они не исчезли в недрах черного рынка, а пополнили государственную сокровищницу страны.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.7 Мб) >>

10. Т.Д. Панова. Спасо-Преображенский монастырь в Кремле: историко-археологическая характеристика территории, судьба некрополя и захоронения епископа Стефана Пермского

Среди объектов исторической топографии Московского Кремля одним из древнейших был Спасо-Преображенский собор. Первый этап его истории-монастырский период, когда храм входил в состав обители, ктитором которой являлся московский князь Иван Даниилович Калита. В XIV столетии в нем сформировалась усыпальница московских великих княгинь. С упразднением монастыря в конце XV в., собор, в основном, стал местом моления дворцовых слуг. Однако для московской правящей семьи он не утратил былого величия. Известен он был и тем, что в нем похоронили просветителя северных пародов епископа Стефана Пермского, оставившего заметный след в событиях русской истории второй половины XIV в. До 1933 г. в этом соборе сохранялась рака над его останками, судьба которых до сих пор волнует почитателей этого священнослужителя. С середины XIX столетия Спасо-Преображенский собор оказался во дворе построенного по проекту архитектора К. Топа нового императорского Большого Кремлевского дворца. Разобран храм был в 1933 г.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.5 Мб) >>

ПЕРСОНАЛИИ

11. М.К. Павлович. Граф Алексей Егорович Комаровский - хранитель Московской Оружейной палаты

Биографии директоров и хранителен Оружейной палаты XIX столетия, за небольшим исключением, изучены, им посвящены болсс или мспсс подробные статьи и очерки. Одпако исследований о графе Алексее Егоровиче Комаровском до сих пор пет, его имя упоминается лишь в связи с увольнением со службы Георгия Дмитриевича Филимонова, проработавшего в Московском Кремле порядка тридцати пяти лет и известного своими многочисленными заслугами перед Оружейной палатой. Одпако хранящиеся в архивах Москвы и Санкт-Петербурга документальные источники позволяют взглянуть па роль А.Е. Комаровского в истории музея несколько шире. Цель статьи - как можно полнее и многограннее показать личность этого неординарного и неоднозначного человека, используя архивные документы, выявленные в результате еще не завершенного исследования.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.2 Мб) >>

12. E.Н. Сергеева. Вера Тимофеевна Баронова-Косицкая - хранитель музея «Дом боярина XVII века» и ученый секретарь Оружейной палаты (из истории Музеев Московского Кремля 1920-х годов)

В начале 1920-х гг. первоочередной задачей музейных работников было сохранение культурно-исторических ценностей. В тот сложный период Оружейной палате под руководством ее первого в послереволюционное время заведующего, опытного музейного деятеля М.С. Сергеева, удалось «сохранить... драгоценное ядро служащих, преданных делу, умелых, испытанных и достойных доверия». Однако первые победы дались музею дорогой ценой. В апреле 1922 г. М.С. Сергеев скоропостижно скончался, не выдержав тяжелой нагрузки, и па его пост был назначен Д.Д. Иванов.

Скачать статью полностью в формате PDF (0.6 Мб) >>

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ (2013-2018)

Заседания ученого совета, научные конференции и семинары, защита диссертаций, издания Музеев Московского Кремля, выставочная деятельность, археология, фильмография

Скачать хронику полностью в формате PDF (0.2 Мб) >>

Список сокращений

Скачать статью полностью в формате PDF (0.1 Мб) >>

вверх