Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Материалы и исследования. Выпуск VIII.Государственные музеи
Московского Кремля

Материалы и исследования
Выпуск VIII

Русская художественная культура XVII века

Москва, 1991

 

 

Титульный лист, редакционная коллегия, содержание, список сокращений

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

1. В.Г. Брюсова. Симон Ушаков и его время

С именем Симона Ушакова связана целая эпоха художественной жизни России второй половины XVII столетия. До недавнего времени искусство XVII в. находило себе признание лишь в узком кругу его ценителей. Живопись этого периода в искусствоведческой литературе последних восьмидесяти лет расценивалась как упадок, как закат древнерусского искусства, будто бы исчерпавшего себя и оказавшегося перед исторической неизбежностью уступить искусству Нового времени. Достоинства отдельных произведений или же целых явлений художественной жизни определялись лишь мерой приближения их к реалистическому методу, утвердившемуся на Западе с эпохи Возрождения, а у нас - со времени петровских реформ. Главными заслугами художников этого времени считалось включение в искусство бытовых сцен, заключавших в себе хотя бы намек на отражение реальной действительности, а также декоративные качества фресковых росписей. Живописи XVII в. отказывали в глубине содержания, в отсутствии образных характеристик. На фоне бурных событий "бунташного" века изобразительное искусство представлялось тихой заводью, куда не доносился шум с улицы, а художников волновали лишь споры, как писать - "световидно" (живоподобно) или же ,"темновидно"...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,3 Мб) >>

2. И.Л. Бусева-Давыдова. Пространственные построения в работах Симона Ушакова

Кардинальные сдвиги в русской культуре XVII в., связанные с начавшимся пере­ходом от средневековья к Новому времени, не могли не сказаться на восприятии и отображении окружающего мира, в том числе на осмыслении пространства и принципах его воспроизведения в живописи. Немалый вклад в решение этой художественной задачи внес крупнейший живописец XVII в. Симон Ушаков, иконы и гравюры которого демонстрируют едва ли не все особенности трактовки иллюзорного пространства, встречавшиеся в изобразительном искусстве этого периода у различных мастеров...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,3 Мб) >>

3. Э.П. Саликова. Запрестольный крест XVII века с живописными клеймами из собрания Государственных музеев Московского Кремля

В собрании Государственных музеев Московского Кремля хранится деревянный выносной запрестольный крест с живописными клеймами, по учетным докумен­там предварительно датируемый XVI-XVII вв. Крест четырехконечный, двусто­ронний, ветви его оканчиваются круглыми медальонами, круглый медальон поме­щен и в средокрестии...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,6 Мб) >>

4. Н.Д. Маркина. Новое произведение Якова Рудакова (Казанца) из Успенского собора Московского Кремля

В 40-50-х гг. XVII в. на смену старшему поколению царских жалованных иконо­писцев, находившихся в то время в ведении Оружейного приказа, пришла плеяда талантливых мастеров, с творчеством которых связаны основные поиски и ка­чественные изменения в русской живописи второй половины XVII в. Судя по многочисленным документальным источникам, ведущую роль среди них играли Яков Рудаков, Степан Резанец, Симон Ушаков, Федор Зубов, однако биогра­фические сведения об этих и других художниках очень скудны. Еще сложнее проследить творческий путь того или иного мастера, выявить сохранившиеся его произведения...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,1 Мб) >>

5. Т.С Борисова. Икона с панорамным изображением Соловецкого монастыря XVII века

Художественное наследие Соловецкого монастыря привлекает все большее внимание исследователей. Известно, что на Соловках существовала собственная иконописная мастерская, которая с 1615 г. размещалась в особой каменной палате - это обстоятельство, на наш взгляд, свидетельствует о большом значении, которое придавалось ее деятельности. Одной из важных, но еще мало изученных является проблема сложения и развития традиций местного соловецкого иконописания, определение его своеобразных черт. Особое значение в связи с этим приобретает выявление и исследование произведений, созданных непосредственно в монастырской иконописной мастерской, поскольку в настоящее время в сохранившемся комплексе соловецких памятников древнерусской живописи произведения местных мастеров подчас теряются среди икон, написанных для монастыря в других живописных центрах...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,7 Мб) >>

6. Е.А. Бандиленко. Икона "Богоматерь Тихвинская, с житием и деяниями" (к вопросу о составе клейм)

В 1974-1977 гг. была расчищена от поздних наслоений большая икона Успенского собора Московского Кремля "Богоматерь Тихвинская" со ста тремя клеймами жития и деяний (ил. 1). Самое раннее упоминание об иконе, содержащее прямое указание на время ее создания, авторство и местоположение, находится в Книгах патриаршего Казенного приказа. Ссылаясь на этот источник, А.И. Успенский в "Словаре патриарших иконописцев" пишет: "23 ноября 1668 году Елизарьев получил 2 р. за написание (писал он вместе с Гавриилом Кондратьевым) в Успенский собор у левого столпа, позади Царицына места, иконы местной Тихвинской Богоматери, в деяниях, с Превечным Младенцем Иисусом Христом"...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,9 Мб) >>

7. Н.А. Вьюева. Живописец Василий Иознанский (к истории создания иконостаса церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце)

В 1678-1683 гг. в кремлевском Теремном дворце по указу царя Федора Алексеевича проводились работы по ремонту и переустройству домовых церквей. Именно в этот период возник комплекс теремных церквей, посвященных Страстей Господних и Воскресения Христова. В честь праздника Воскресения была заново украшена и освящена бывшая церковь мученицы Евдокии, сопредельно с ней вновь построена церковь Воздвижения креста (в архивных документах XVII в. и в более поздних публикациях одновременно называется церковью Распятия, или Распятской). Рядом с ними устроена "Голгофа" с алебастровым Гробом Господним и деревянным резным Распятием...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,3 Мб) >>

8. А.А. Павленко. Иконописец Сергей Рожков и некоторые особенности развития пейзажной линии в творчестве царских изографов XVII века

Во второй половине XVII в. Оружейная палата становится крупнейшим художественным центром Русского государства. В ее иконописной мастерской собираются лучшие художники страны, искусство которых было высоко оценено уже современниками: "Знай, что иконописцы в этом городе не имеют себе подобных на лице земли по своему искусству, тонкости кисти и навыку в мастерстве: они изготовляют образки, восхищающие сердце зрителя, где каждый святой или ангел бывает величиною с чечевичное зернышко, - писал Павел Алеппский. - При виде их мы приходили в восторг. Жаль, что люди с такими руками тленны!"...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,2 Мб) >>

9. В.А. Меняйло. Осташковские иконописцы Сергеевы-Потаповы

С середины XVII в. Оружейная палата объединяла лучшие художественные силы Русского государства. Для выполнения грандиозных живописных работ в Московский Кремль по царским указам созывали иконописцев со всех концов страны. Происходил непрерывный обмен художественным опытом, накопленным в самой Москве и в других городах. Однако влияние "царских мастеров" на развитие русской живописи XVII в. изучено еще недостаточно глубоко. Нам мало известно о путях распространения новых живописных приемов и форм, бытовавших в среде мастеров Оружейной палаты. Очень часто эти формы заимствовались из западной живописи, но пути проникновения их в русские мастерские в научной литературе только намечены. Не менее важно понять меру и приемы трансформации форм западной живописи при использовании их в русских стенописях и в иконописи. Для решения проблемы большой интерес представляют публикации архивных материалов, позволяющие установить имена мастеров, их связи и время выполнения работ. Дополнением к архивным материалам могут быть многочисленные упоминания об иконописцах, рассеянные в трудах историков-краеведов XVIII-XIX вв., которые часто использовали несохранившиеся до наших дней документы. Собранные из указанных источников сведения существенно меняют наши представления о художественной традиции и ее корнях в произведениях иконописцев Потаповых из небольшого города Тверской губернии - Осташкова...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,9 Мб) >>

10. В.Г Чубинская. Живописная рама рубежа XVII-XVIII веков к иконе "Богоматерь Донская" (к истолкованию символической программы)

В местном ряду иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля находится рама с изображениями ветхозаветных праведниц, созданная на рубеже XVII—XVIII вв. в живописной мастерской Оружейной палаты (ил. I) и предназначавшаяся для иконы "Богоматерь Донская" XIV в, В отличие от своего прославленного и хорошо изученного средника, рама до сих пор не привлекала специального внимания исследователей. Между тем, древняя икона, получившая на рубеже XVII-XVIII вв. новое обрамление и ставшая, по сути, центром нового произведения, была сознательно включена заказчиками и создателями рамы в историко-культурный и художественный контекст своего времени, придавшего ей совершенно новое звучание и сообщившего образу Богоматери необычное для древнерусского искусства символическое значение. Истолкованию последнего и посвящена настоящая работа...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,6 Мб) >>

Список сокращений

Скачать полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

вверх