Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

ОбложкаМУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЫПУСК 24

МОСКВА 2014

Титульный лист, содержание, от составителей

Вошедшие в сборник статьи посвящены художественным и архитектурным памятникам Московского Кремля, а также отдельным иконам и предметам прикладного искусства, хранящимся в собрании музея, в частности, серебряной кадильнице — редкостному произведению грузинской чеканки конца IX — начала X в. Публикуются новые исследования сотрудников музея, посвященные общим вопросам развития средневекового искусства, сложению художественных экспозиций, а также истории кремлевского церемониала. Сборник адресован историкам, искусствоведам, музейным работникам и всем, интересующимся историей Московского Кремля и искусством Средневековья.

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ XI-XIX ВЕКОВ

1. Г. Гагошидзе. ДРЕВНЯЯ ГРУЗИНСКАЯ КАДИЛЬНИЦА В СОБРАНИИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Чаша, хранящаяся в Музеях Московского Кремля, является фрагментарно сохранившейся кадильницей. На ее сферической поверхности расположены четыре отдельные рельефные композиции. Их обрамляют двухствольные колонны с капителями и базами...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

2. Н. Беручашвили. ДРЕВНЕЙШЕЕ КАДИЛО ИЗ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА СВЕТИЦХОВЕЛИ

Использование ароматических веществ в жертвоприношениях восходит к глубокой древности. В Ветхом Завете сказано, что сам Господь повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для их сжигания. Для этой цели стали использовать определенного вида небольшие чаши. В иудаизме она стала одним из священных сосудов скинии и храма, употребляемой для курения фимиама в особенно торжественных случаях. Каждение воспринималось, как знак «благоухания Святого Духа», символизировало силу, отгоняющую злых духов и возношение молитв к Богу. Использование этого ритуального предмета перешло в богослужебную практику первых христиан, и с тех пор оно стало неизменной частью всех литургических служб. В христианской иконографии кадило является атрибутом святых диаконов Стефана и Лаврентия. С кадилом изображался также библейский первосвященник Аарон.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

3. Е.В. Михайлова. СОБРАНИЕ Л.К. ЗУБАЛОВА В КОЛЛЕКЦИИ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ (К ПУБЛИКАЦИИ НЕИЗВЕСТНОГО ПАМЯТНИКА ГРУЗИНСКОЙ ТОРЕВТИКИ)

Древняя грузинская «чаша» поступила в Музеи Московского Кремля в числе двухсот шестидесяти пяти художественных произведений из собрания нефтепромышленника Л.К. Зубалова (1851 (1853?) — 1914). В связи с мировой войной и ее последствиями в августе 1917 г. предметы декоративно-прикладного искусства, созданные русскими, европейскими и восточными мастерами, а также ряд живописных произведений и икон из собрания Л.К. Зубалова были пожертвованы его наследниками в Румянцевский музей, откуда памятники серебряного и эмальерного искусства после ликвидации музея, в 1925 г., были переданы в Оружейную палату.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

4. Ю.Н. Бузыкина. ТРЕХСТВОРЧАТЫЙ СКЛАДЕНЬ С ОБРАЗОМ БОГОМАТЕРИ ОДИГИТРИИ И СВЯТЫМИ В СОБРАНИИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ: К ВОПРОСУ О ДАТИРОВКЕ И АТРИБУЦИИ

В собрании Музеев Московского Кремля хранится трехстворчатый складень с образом Богоматери Одигитрии в среднике и святыми на створках. Он поступил в музей в 1923 г. из ризницы Соловецкого монастыря (ил. 1), реставрировался в мастерских Музеев Московского Кремля в 2002—2003 гг. Л.В. Ивановой (живопись), Н.Н. Маресевым и Ю.А. Осиповым (оклад). Авторская живопись в среднике сохранилась хорошо, утраты и потертости красочного слоя незначительны, причем на створках их чуть больше, чем в среднике.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,7 Мб) >>

5. О.А. Цицинова. К ИСТОРИИ ИКОНОСТАСА КРЕМЛЕВСКОЙ ЦЕРКВИ РИЗПОЛОЖЕНИЯ

Иконостас кремлевской церкви Ризположения является одним из центральных памятников московского искусства первой половины XVII в. Однако уникальный иконный комплекс до сих пор остается мало изученным. В этом, как ни странно, определенную роль сыграло то обстоятельство, что известны точные даты создания иконостаса и имя мастера. Формулировка «1627 г.,

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

6. Т.С. Борисова. ПОЧИТАЕМЫЕ ИКОНЫ ЦЕРКВИ ВОСКРЕСЕНИЯ В БОЛЬШОМ КРЕМЛЕВСКОМ ДВОРЦЕ

Почитаемые иконы церкви Воскресения были впервые описаны Н.Д. Извековым в его труде «Церкви во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве», вышедшем в 1912 г. Они находились в местном ряду иконостаса церкви. Все образы — Воскресения Христова, Полоцкой Богоматери, Феодора Страти-лата, Похвалы Богоматери, апостола Иоанна Богослова, Николая Чудотворца — к началу ХХ в., как особо отметил автор, были «без окладов». Из его описания также следует, что к этому времени в церкви не было других икон, кроме тех, которые находились в ее пятиярусном иконостасе.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

7. С.П. Орленко. БЕЛОРУССКИЕ МАСТЕРА «НАВОДНОГО ДЕЛА», РАБОТАВШИЕ В ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА

Середина XVII столетия стала для Оружейной палаты чрезвычайно сложным периодом. Тяжелый удар был нанесен по дворцовым мастерским московской чумой 1654 г. Эпидемия произвела страшные опустошения в русской столице. По подсчетам исследователей, в Бронной слободе — районе, где издревле селились оружейники, чума унесла около восьмидесяти процентов населе-ния. Численность специалистов в дворцовой оружейной мастерской сократилась до нескольких десятков. Потери Оружейной палаты могли оказаться и более катастрофическими, если бы группа мастеров не покинула Москву до начала «морового поветрия», вместе с походной оружейной казной, последовав за царем Алексеем Михайловичем на войну против Польско-литовского государства.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

8. Т.В. Филатова. ТРОН ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА В СОБРАНИИ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ

Четырнадцатого мая 1896 г., в день последней коронации в истории Российской империи, император Николай II, так же как и его венценосный отец тринадцатью годами ранее, восседал в Успенском соборе Московского Кремля на троне своего предка — царя Михаила Федоровича, родоначальника династии. Один из коронационных альбомов 1896 г. называет установленный в Успенском соборе для императора престол «персидским троном» и дает его описание: «...великолепно сделан в азиатском вкусе с литым двуглавым орлом; в числе украшений трона находится до 7 тысяч штук бирюзы и до 3 тысяч яхонтов, сапфиров, жемчугов и других драгоценных камней.».

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

9. Н.В. Данилова. КИПАРИСОВЫЙ ЛАРЬ В ЭКСПОЗИЦИИ ПАТРИАРШЕГО ДВОРЦА

В экспозиции Патриаршего дворца представлена немногочисленная и исключительно ценная коллекция художественной мебели европейской и русской работы. Ее предметы датированы преимущественно рубежом XVII—XVIII столетий. Коллекция музея включает три редких экспоната европейской работы: шкаф (буфет) — Германия, XVII в.; шкаф — Голландия, конец XVII в.; сундук (ларь) — северная Италия, начало XVII в.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

10. А.В. Гращенков. ЛЕСТНИЧНАЯ БАШНЯ ТЕРЕМНОГО ДВОРЦА

Теремной дворец является одним из выдающихся памятников архитектурного ансамбля Московского Кремля. Его ступенчатый силуэт, белокаменная резьба, покрывающая сплошным ковром наличники, порталы, парапеты, выделяют его среди всемирно известных архитектурных памятников Кремля.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

11. О.С. Шашина. ОБРАЗ И СЛОВО В ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСЛЕИКОНОБОРЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Характер взаимосвязи изображения и текста, зрительного образа и слова — одна из интереснейших историко-культурных проблем. Как известно, письменность развивалась от рисунка к символу и прошла путь от предметного и пиктографического, идеографического до слогового и алфавитного письма... 

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

12. Е.Я. Осташенко. ЗАПАДНЫЕ «ВЛИЯНИЯ» В ПАМЯТНИКАХ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ СЕРЕДИНЫ XV ВЕКА

Проблема взаимоотношений византийского искусства эпохи Палеологов и современного ему западного искусства была одной из самых привлекательных для ученых конца XIX — начала XX в. Она служила основанием для решения вопроса о происхождении палеологовского стиля, признание которого отдельным явлением в истории византийского искусства не было в то время единодушным. Значительно продвинул и видоизменил подход к проблеме взаимодействия разных культур Д.В. Айналов в своей замечательной работе 1917 г., где близкая тема рассматривалась на примере памятников XIV в., хотя сейчас трудно полностью присоединиться к заключениям, к которым пришел ученый: «Изменения и усовершенствования. новой византийской манеры стоят. в зависимости от нового языка форм треченто и нового стиля эпохи — готического.

Скачать статью полностью в формате PDF (1,2 Мб) >>

ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕРЕМОНИИ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ

13. В.А. Тарасова. КАНОНИЗАЦИЯ ПАТРИАРХА ГЕРМОГЕНА: ПОДГОТОВКА ЦЕРЕМОНИИ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ В 1913 ГОДУ

Проблема взаимоотношений византийского искусства эпохи Палеологов и современного ему западного искусства была одной из самых привлекательных для ученых конца XIX — начала XX в. Она служила основанием для решения вопроса о происхождении палеологовского стиля, признание которого отдельным явлением в истории византийского искусства не было в то время единодушным. Значительно продвинул и видоизменил подход к проблеме взаимодействия разных культур Д.В. Айналов в своей замечательной работе 1917 г., где близкая тема рассматривалась на примере памятников XIV в., хотя сейчас трудно полностью присоединиться к заключениям, к которым пришел ученый: «Изменения и усовершенствования. новой византийской манеры стоят. в зависимости от нового языка форм треченто и нового стиля эпохи — готического.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

14. И.В. Фаизова. АРХИВНЫЕ ОТКРЫТИЯ: УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767 ГОДА И МУЗЕЕФИКАЦИЯ КРЕМЛЕВСКОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ В 1760-Е ГОДЫ

Уложенная комиссия, торжественно открывшаяся в Московском Кремле летом 1767 г., стала наиболее выразительным проявлением политики просвещенного абсолютизма во время правления Екатерины II и одним из самых масштабных внутриполитических проектов ее эпохи (ил. 1). Она вызвала интерес многих отечественных и зарубежных специалистов, однако значение этого мероприятия для сохранения и музеефикации историко-художественных ценностей древней резиденции и роль придворных ведомств в подготовке работы Комиссии и проведения приема императрицы еще не обращали на себя внимание исследователей...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,4 Мб) >>

15. Ю.М. Зыбалов. РЕКОНСТРУКЦИЯ ИКОНОСТАСА ЦЕРКВИ РИЗПОЛОЖЕНИЯ В 1965 ГОДУ

В 1965 г. кремлевская церковь Ризположения (1484) — древний домовый храм митрополитов и патриархов — стала музеем (ил. 1). Этому событию предшествовали большие восстановительные и реставрационные работы по архитектуре, стенописи и иконостасу.

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

вверх