Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Материалы и исследования. Выпуск XVI.Федеральное государственное учреждение
"Государственный историко-культурный
музей-заповедник "Московский Кремль"

Материалы и исследования
Выпуск XVI

Художественные памятники Московского Кремля

Москва, 2003

 

 

Титульный лист

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

1. Е.Я. ОСТАШЕНКО. Главный иконостас Успенского собора Московского Кремля

Грандиозный ансамбль главного иконостаса Успенского собора, несмотря на свою известность, связанную с его местоположением и именем заказчика, долгое время не привлекал пристального внимания исследователей. Первые описания иконостаса сохранились в соборных описях XVII-XVIII вв. и в публикации XVIII в., называющих имена художников и сроки исполнения заказа. К источникам впервые обратились И.М. Снегирев и И.Е. Забелин. Посвятивший иконостасу собора отдельную статью А.И. Успенский внес уточнения в дату создания памятника и исправил ошибку, вкравшуюся в определение его мастеров...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

2. А.И. ЯКОВЛЕВА Архангел Михаил с деяниями ангелов. К вопросу об истоках иконографии храмового образа Архангельского собора

В 2008 г. исполняется 500 лет Архангельскому собору, построенному в Кремле. Уникальная икона «Архангел Михаил с деяниями» старше здания 1508 г. более чем на сто лет. Возможно, она перешла в алевизовский собор из более древней постройки, стоявшей на его месте уже в XIV в. Долгое время происхождение иконы связывали с легендой о предсмертной воле княгини Евдокии. Считалось, что в 1407 г., незадолго до своей кончины, вдова московского великого князя Дмитрия Ивановича заказала этот образ для небольшой кремлевской церкви Рождества Богородицы, и именно эту икону подносили к ее смертному ложу. Эта последняя деталь легенды и вызвала у исследователей наибольшие возражения. Действительно, трудно представить, как такую колоссальную икону можно поднести к ложу умирающей. Думается, в легенде соединились и вымысел, и реально свершившиеся события. Скорее всего, исключительная по своей красоте и необычная по иконографии икона архангела уже существовала, и княгиня Овдотья (так она названа в «Житии» ее мужа) не раз прикладывалась к ней во время молебнов. Быть может, сам автор «Слова о житьи и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго», которого большинство исследователей отождествляют с Епифанием Премудрым, берясь за перо, не раз обращался к этой иконе...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

3. Р.И. КЛЕВЦОВА. Традиция почитания ростовских святых при московском великокняжеском и царском дворе в XIV - XVII веках

Основы древней традиции почитания ростовских чудотворцев при московском государевом дворе, вероятно, были заложены еще в XIV в. Известно, какое большое внимание на протяжении всей многовековой истории Московского Кремля уделяли великие князья и цари строительству и украшению кремлевских соборов, особенно Успенского, Архангельского и Благовещенского. Выступая ктиторами, они оказывали активное влияние на идейный замысел программ художественного убранства храмов. Московские князья - Иван Калита, построивший в 1327 г. первый Успенский собор, и Симеон Гордый, при котором в 1344 г. собор был расписан, в своих устремлениях укрепить церковно-государственные позиции Москвы, безусловно, нуждались в помощи и покровительстве такого особо чтимого в Северо-Восточной Руси святого, как Леонтий Ростовский, культ которого был сравним с почитанием в Киевской Руси святых князей Бориса и Глеба. Уже на раннем этапе христианизации Северо-Восточной Руси Леонтий Ростовский, христианский подвижник, просветитель язычников, прославленный церковью в 1190 г., выступает как ее первоапостол и патрон. В становлении Московского великокняжеского и митрополичьего домов преемственность древней ростовской святости приобретает особое значение...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

4. И.М. СОКОЛОВА. Новый Иерусалим в Кремле. Незавершенный замысел царя Федора Алексеевича

Андрей Николаевич Муравьев в книге «Путешествие по святым местам русским» написанной в 1846 г., писал о церквах Распятия и Воскресения Словущего. Из записей о Теремном дворце: «Не было ли это малым подобием или воспоминанием Иерусалима? Ибо и здесь церковь Распятия, подобно Голгофе, находится на верхнем ярусе церкви Воскресения, а самый праздник обновления, то есть Воскресения Словущего, в честь обновления иерусалимского храма Воскресения знаменует, может быть, общий подвиг Царя и патриарха при создании образа по образцу Святого Гроба». Эта мысль и послужила импульсом для данной работы. Слова о «малом подобии» замечательно перекликаются с определением, которое дано созданию патриарха Никона - Воскресенскому монастырю под Москвой - в челобитной от братии монастыря царю Федору Алексеевичу. Он назван «великим подобием» первого храма, устроенного на месте Страданий Христовых. С.П. Бартенев, более полувека спустя после А.Н. Муравьева, в путеводителе по Большому Кремлевскому дворцу заметил: «Церковь Распятия - придельный храм церкви Воскресения Словущего и находится в одном уровне с ее хорами, на подобие Иерусалимской Распятской церкви в храме Воскресения»...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

5. Е.А. МОРШАКОВА. "Большие выносные" кресты по письменным источникам XVI - первой половины XVII века и запрестольные кресты Благовещенского собора Московского Кремля

В кремлевском собрании русского искусства XVI в. особое место занимают памятники связанные своим возникновением с московским правителям: великокняжеские царские вклады в различные храмы и монастыри, драгоценные сосуды, подобно важнейшим актам международной дипломатии, полный дар государя. Многие из этих столь разных памятников объединяет одна ценнейшая особенность. Вкладные надписи и исторические летописи на них, иногда пересекаются с письменными источниками, позволяют хотя бы отчасти представить историю создания того или иного драгоценного предмета, лучше понять его содержание особенности оформления, всегда неразрывно связанные с назначением и глубинным смыслом памятника. История создания подобных редчайших произведений становится известной в какой-то мере по воле заказчика, воспринимавшего свой дар вклад или жертвование как деяние особо значительное и важное, достойное отражения в торжественной надписи на самом предмете...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

6. М.В. МАРТЫНОВА. Ковчег И.А. Хворостинина

К числу редких и замечательных как по своим художественным достоинствам, так и по истории создания памятников принадлежит так называемый ковчег Хворостинина, хранящийся в коллекции Музеев Московского Кремля. Созданный в начале XVII в., он воспроизводит традиционный тип византийских ставротек. В деревянный, обитый бархатом и серебряными пластинами ящик с крышкой вложена серебряная золоченая икона, в центре которой находится шестиконечный деревянный крест в золотой оправе, декорированной эмалью, драгоценными камнями и жемчугом...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,7 Мб) >>

7. И.А. ЖУРАВЛЕВА. Ковчег для мощей преподобного Михаила Малеина - небесного покровителя первого царя династии Романовых Михаила Федоровича

В дворцовой Благовещенской церкви Московского Кремля и примыкавшей к ней с востока Казенной палате хранилось множество драгоценных реликвий. Уже с конца XVI в. обращали на себя внимание серебряные позолоченные раки и ковчеги в форме миниатюрного саркофага с чеканной фигурой святого на крышке. Эти драгоценные реликварии — «золотые, длиной в пол-локтя, с литерами на конце, означающими, чьи мощи в себе заключают,» — располагались в шкафах столярной работы вдоль семи стен царского казнохранилища. Созданные в конце XVI в. в правление Бориса Годунова, они, судя по сохранившимся надписям, скорее всего предназначались для украшения так и не возведенной в Московском Кремле церкви Воскресения. Они остались в царском казнохранилище и позже послужили образцом для создания реликвариев для хранения мощей вселенских святых, привозившихся царю Михаилу Федоровичу в первой трети XVII столетия. Семь из дошедших до нашего времени тридцати реликвариев одного типа изготовлены с 1625 по 1633 г. Их делали от случая к случаю. Они значительно крупнее, чем предыдущие. Как правило, их изготавливали для хранения частицы мощей одного святого. В числе последних — небольшой серебряный позолоченный ковчег для мощей преподобного Михаила Малеина, тезоименного святого первого царя из династии Романовых...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>

8. О.Б. МЕЛЬНИКОВА. Серебряные конские цепи в Оружейной палате

Оружейная палата - единственное известное нам музейное собрание, в котором хранится уникальная коллекция серебряных цепей, украшавших царских лошадей во время церемониальных процессий XVII столетия. В экспозиции и фондах Музеев Московского Кремля в настоящее время хранится более восьмидесяти массивных цепей, украшенных чеканкой, тиснением (басмой), гравировкой, золочением. Размеры коллекции и то, как бережно она сохранялась на протяжении трех с лишним веков, указывают на особое место этих своеобразных произведений мастеров-серебряников в ряду исторических государственных ценностей...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>

9. И.С. ПАРМУЗИНА. К истории духовенства Успенского собора Московского Кремля в XIX - начале XX века

Когда Москва в XVIII в. перестала быть светской столицей государства Российского, а ее Кремль постепенно покидали многочисленные мастера и знать и лишь время от времени приезжал в свою резиденцию император, в кремлевских храмах продолжали ежедневно проходить службы. В Кремле же и жили многие представители служившего здесь духовенства, звонари и сторожа. Кто же были эти основные «насельники» Московского Кремля в XVIII - начале XX в. Состав кремлевских храмов, судьбы отдельных духовных лиц, в них служивших, - интересная, еще недостаточно изученная и актуальная проблема исторических исследований.

Настоящая статья - это попытка в одном очерке осветить статус кремлевского Успенского собора в синодальный период, характерные черты его причта и биографии отдельных лиц, в нем служивших, - то, что позволит, как надеется автор, представить хоть сколько-то цельную картину жизни важнейшего собора страны...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

10. М.К. ПАВЛОВИЧ. Николай Никитич Захаров. Биографический очерк (к 100-летию со дня рождения)

Имя Николая Никитича Захарова было хорошо известно многим сотрудникам музеев Москвы и других городов России, он пользовался среди них заслуженным уважением. Сорок шесть лет своей жизни Н.Н. Захаров отдал делу сохранения и изучения бесценных памятников, собранных в старейшем столичном музее...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

11. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.

Скачать полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

вверх