Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Материалы и исследования. Выпуск XII.Государственный историко-культурный
музей-заповедник "Московский Кремль"

Материалы и исследования
Выпуск XII

Искусство средневековой Руси

Москва, 1999

 

 

Титульный лист, редакционная коллегия, содержание

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

1. И.А. Родимцева, Н.С. Владимирская. Памяти Натальи Андреевны Маясовой

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

2. Г.И. Вздорнов. Многолетнее служение науке

Наталия Андреевна Маясова - удивительный человек и уникальный специалист. Удивительный - по необыкновенной любознательности, тяге ко всему новому и свежему, соединенной с организационным талантом, уникальный знаток в такой редкой области художества, как древнерусское лицевое шитье. Историк по образованию и не думавшая поначалу заниматься изобразительным искусством, Наталия Андреевна постепенно дошла до самого тонкого и безошибочного понимания предмета своего изучения. Ее многочисленные работы в этой области знания образовали в конечном счете золотой фонд в истории отечественной медиевистики...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

3. Список трудов Натальи Андреевны Маясовой

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

4. О.С. Попова. Древнерусская живопись и Византия

Сама постановка такого вопроса всегда вызывает волнение. Всем знатокам и любителям Средневековья ясно, что византийская культура - это некое великое целое и что Древняя Русь - это нечто меньшее, к этому великому целому примыкающее или, может быть, составляющее его часть (в том смысле, в каком Д.Д. Оболенский истолковал византийское содружество). В целом это, конечно, так. Однако для исследователя русской культуры важно, чем именно от византийских истоков она питалась и что собственно свое она создала.

Этот краткий обзор - попытка обрисовать в самых главных чертах соотношение русской живописи с византийской на протяжении XI-XV вв. Для такой цели мозаики, фрески, иконы и рукописи привлекаются выборочно; автор ни в коей мере не претендует на полноту охвата материала...

Скачать статью (часть 1) полностью в формате PDF (1,8 Мб)>>

Скачать статью (часть 2) полностью в формате PDF (0,6 Мб)>>

5. Л.А. Щенникова. Иконы Деисуса и праздников из иконостаса Благовещенского собора. Иконография и богослужебные тексты

Иконы деисусного и праздничного рядов иконостаса Благовещенского собор Московского Кремля занимают в истории древнерусской живописи XIV-XV вв важнейшее место. С момента их раскрытия и реставрации в 1918-1919 гг исследователей привлекают вопросы происхождения, датировки и авторств этих выдающихся памятников'. В последние десятилетия интерес к иконам Благовещенского собора усилился. Это связано с тем, что, изучая стиль и художественное своеобразие русской средневековой живописи, ученые обратились к раскрытию идейного содержания образов. Ныне предметом исследования являются не только общие иконографические типы, заключающие себе неизменное духовное содержание образа или сюжета в целом, но и их иконографически - композиционные особенности, которые в совокупности художественной формой и манерой исполнения выражают оттенки внутреннего смысла, миросозерцание эпохи и создавшего произведение художника...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,9 Мб) >>

6. Е.Я. Осташенко. О стилистическом анализе при изучении памятников древнерусской живописи XIV-XV веков

Настоящие заметки имеют целью привлечь внимание к методологической проблеме применения формального анализа при изучении памятников древнерусской живописи.

В последние годы отчетливо наметилась тенденция к поиску и утверждению объективных методов изучения средневековой живописи, что проявилось в значительном увеличении исследований источниковедческого, иконографического, а также технико-технологического характера. Для атрибуционной работы становится все более важным обращение к документальным письменным источникам; для истолкования памятников шире и глубже, чем ранее, привлекаются богословские труды, святоотеческие и богослужебные сочинения, лежащие в основе иконографических решений. Активно обсуждается влияние литургии, сменяющихся духовных движений не только на сложение иконографических программ, но и на художественные особенности отдельных произведений. При этом нередко догматические понятия и основные идеи вероучительных сочинений проецируются на образную структуру памятников...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

7. О.В.Яхонт. Основные результаты научных исследований и реставрации скульптурной иконы святого Георгия-змееборца 1464 года из Московского Кремля

Белокаменная скульптурная икона святого Георгия-змееборца, установленная XV в. на главной башне Московского Кремля, является выдающимся памятником отечественной культуры и истории. Это изображение, созданное как надвратная икона, приобрело уже в XV-XVI вв. значение символа древнего Московского государства, а впоследствии стало частью герба Российской империи и гербом города Москвы...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

 

вверх