Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Виртуальная выставка создана на основе материалов обширного исследования коллекции фарфора и керамики Оружейной палаты, представленного в научном каталоге ведущего научного сотрудника Музеев Московского Кремля Ирины Витальевны Горбатовой: «Зарубежный фарфор и керамика IV века до нашей эры — первой четверти XIX века» (Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"». – М., 2015 г.)

Коллекция керамики и фарфора Музеев Московского Кремля не относится к числу общеизвестных мировых собраний и не может конкурировать с аналогичными крупными коллекциями из других отечественных и зарубежных музеев. Однако, экспонаты, которые она включает, представляют значительный культурный интерес и могли бы составить гордость любого масштабного собрания.

Коллекция состоит из четырехсот тридцати двух произведений и по географическому принципу делится на девять разделов, отличающихся друг от друга как по времени производства, так и по количеству и качеству памятников, в них входящих.

Произведения, выпущенные заводами Германии и Франции, составляют самую многочисленную группу в Кремлевском собрании. Пятнадцать предметов коллекции были выполнены на родине фарфорового производства – в Китае, три экспоната – в античной Греции. Четыре группы памятников из Австрии, Англии, Голландии и Италии насчитывают лишь по два памятника соответственно. Одним произведением представлено фарфоровое производство Дании.

При изучении собрания кремлевского фарфора затруднительным представляется выстроить типологический, хронологический или топографический ряд; количество публикаций ему посвященных, минимально – в самом музее ему уделялось не так много внимания, как более обширным, значимым для отечественной и зарубежной истории и искусства коллекциям.

В Описях музея разных годов приведены сведения о фарфоровых сокровищах Оружейной палаты, которые указывают лишь общее количество число предметов в комплексах, без описания или уточнения имени художника. Среди всех представленных в собрании предметов внимания исследователей и упоминания в публикациях удостаивались лишь сулея царевича Ивана Ивановича китайского производства XVIв. и «Олимпийский» сервиз, подаренный Наполеоном Бонапартом императору Александру I. О китайской сулее в XIX веке писали известные популяризаторы сокровищ Кремля А.Ф. Вельтман и С.П. Бартенев; в наше время, Л.М. Фролова и И.В. Горбачева в своих научных трудах отдали дань уникальному памятнику стиля Ампир – «Олимпийскому сервизу». Этот комплекс составляет лишь треть всей группы. Бόльшая же часть фарфора Оружейной палаты никогда не демонстрировалась и не публиковалась.

Благодаря исследованиям И.В. Горбатовой в научном каталоге, посвященном кремлевской коллекции зарубежного фарфора и керамики IV – начала XIX вв., мы можем дать полную характеристику собранию, раскрыть его специфику, обратить внимание на его ключевые памятники. «…Даже в сервизных комплексах Кремля каждый предмет индивидуален и заслуживает отдельного упоминания»*. Этим уникальным экспонатам и посвящена наша виртуальная выставка.


*(Зарубежный фарфор и керамика IV века до нашей эры — первой четверти XIX века/И.В. Горбатова/Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"». – М., 2015 г.)

 
вверх