Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Завод Даготи, Париж


ТарелкаТарелка декоративнаяТарелка декоративнаяТарелка декоративнаяТарелка декоративнаяТарелка декоративнаяТарелка декоративнаяТарелка декоративнаяТарелка декоративнаяСервиз «Тет-а-Тет»Сервиз «Тет-а-Тет». МолочникСервиз «Тет-а-Тет». Чайник

Значительная часть комплекса французского фарфора в коллекции Оружейной палаты связана с фарфоровой мануфактурой Даготи. Основанное Пьером Луи Даготи и Ф.М. Оноре в 1785 г. предприятие объединяло продукцию двух заводов и по своей значимости занимало второе место во Франции после Севрской мануфактуры. Высокое качество материала и уровень орнаментальных и живописных работ «Даготи» заслужили признание царственных особ, в частности – покровительство императрицы Жозефины, супруги Наполона, что позволило предприятию вписать в свою марку «Мануфактура императрицы» в 1804–1807 гг. и служить поставщиком императорского двора.

Коллекция произведений Даготи из Оружейной палаты включает нескольких серий декоративных тарелок, объединенных общим стилистическим решением: почти у всех предметов терракотовый борт орнаментирован золоченым рисунком, а роспись в зеркале дополнена рамкой, как картина. Тарелки ранжированы по темам, которые можно условно обозначить как «Народные костюмы швейцарских кантонов», «Лошади и овцы», «Романтический пейзаж», «Басни» и «Мифологическая» серия. Судить о полном составе комплекса не представляется возможным – в сериях различное количество предметов, поскольку поскольку их постигла та же судьба, что и сервизы – они оказались разрознены, и часть из них передана в Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».

Живописные композиции в зеркале тарелок не только отличаются выразительностью и тонкостью письма, но также несут определенную просветительскую функцию, отвечая историческим, этическим вопросам своего времени. В росписи серии «Басни» использованы сюжеты из произведений Жана де Лафонтена, что говорит о взыскательном вкусе весьма образованных и начитанных заказчиков. Стоит упомянуть фантазию и мастерство художников-орнаменталистов предприятия Даготи – из семидесяти тарелок, хранящихся в Оружейной палате, лишь три пары имеют одинаковый узор борта, все остальные строго индивидуальны.

Также следует отметить влияние производства завода Даготи на развитие русского фарфора. Знаменитый «Гурьевский» (или «Русский») сервиз (1809–1816 гг.), выполненный на Императорском фарфоровом заводе, заимствует цветовую гамму и орнаментальные решения тарелок Даготи, при этом формы его предметов служат реминисценцией корпусных предметов Олимпийского сервиза.


ПодробнееСвернуть


Стон, Кокерель и Ле Гро, Париж


Тарелка декоративнаяТарелка декоративнаяТарелка декоративная

Ярким примером использования передовых технологий в производстве фарфоровых изделий служат изделия малоизвестной парижской фирмы «Стон, Кокерель и Ле Гро», сооснователь которой стал первооткрывателем метода печати по фарфору, предвосхитившим декалькоманию (деколь). Впервые Ле Гро д’Анизи применил свою технику в 1803 г. на Севрской мануфактуре, однако развивать ее стал уже в рамках собственного производства на фабрике, основанной в 1807 году совместно с промышленниками Стоном и Кокерелем. Печать на фарфоре позволила тиражировать наиболее популярные произведения, следовательно, ускорить и удешевить производство; при этом, лишившись аутентичности, изделия фирмы «Стон, Кокерель и Ле Гро» продолжали быть искусно выполненными и производить впечатление – насыщенной колористической гаммой, изящным композиционным решением.

Метод Ле Гро так и не получил широкого распространения ни во Франции, ни за ее пределами, однако, заслуги изобретателя были отмечены на выставке 1813 г. – он получил серебряную медаль за рационализаторство, а также почетный диплом. Его необычный для своего времени декор вызвал ряд подражаний, в частности в России на Юсуповском заводе.

К концу XIX века спрос на недорогой фарфор и возросшая потребность в его оптимизированном промышленном производство привели к распространению техники деколи (декалькомании) – переводной картинки. Облегченный вариант печати позволил унифицировать декор всех предметов в сервизе, тиражировать модные изображения и орнаменты в нужных количествах, что в свою очередь снизило качество и общий художественный уровень изделий.


ПодробнееСвернуть


Малые парижские мануфактуры, неизвестные мастерские


Тарелка декоративнаяТарелка декоративнаяТарелка декоративнаяЧашка с блюдцемЧашка с блюдцемКофейникСоусникЧашка с блюдцемЧашкаЧашка с блюдцемТарелка декоративнаяЧашкаПредметы из прибора для завтрака (поднос, блюдце, сахарница с крышкой)Чашка с блюдцем

Париж конца XVIII — начала XIX в. являлся крупным центром по производству фарфора и славился обилием фарфоровых мануфактур (впоследствии им стал Лимож). Многие из них собственно фарфор не выпускали, закупая материал в других мастерских, а ставили свои марки или помету на расписанные ими изделия. Не все марки и знаки таких мелких предприятий расшифрованы, тем не менее, характерные художественные особенности, их стиль позволяют отнести немаркированные или имеющие нерасшифрованные пометы изделия именно к работе парижских малых мануфактур. Коллекция Музеев Московского Кремля позволяет получить достаточно полное представление о качестве изделий этих предприятий. В Оружейную палату данные экспонаты поступили уже в последние годы через закупочную комиссию музея.


ПодробнееСвернуть


Шантильи


АроматникМануфактура, основанная в 1725 г. принцем Людовиком Конде в замке Шантильи, выпускала мягкий фарфор исключительного качества и белизны, украшенный росписью или формованными, тиснеными рисунками. Руководил предприятием С. Сиру. Наиболее интересный период деятельности завода продлился до 1800 г., когда он был закрыт.

Ароматник-флакон из кремлевской коллекции декорирован тисненым растительным орнаментом с частичной позолотой. Основание и горлышко имеют тонкую золоченую серебряную оправу. Высочайшее качество молочно-белого, немного «мыльного» на ощупь фарфора, а также характерный рисунок декора – тонкие стебли с мелкими цветами –, называемый «веточки Шантильи», позволяют отнести этот памятник к работам мануфактуры в Шантильи.

 
вверх