Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

В коллекции Музеев Московского Кремля хранится немало раритетов, в том числе памятник, которому в истории фарфора в России всегда отводилось первое место. Речь о так называемой сулее царевича Ивана Ивановича. Принято считать, что именно она является первой фарфоровой вещью, засвидетельствованной на территории России.

Название памятника связано с русской традицией именования предметов в зависимости от их функционального назначения: небольшая изящная ваза классической для Китая династии Мин формы была определена как сулея-фляга — один из самых распространенных типов утвари на Руси. Ей даже придали более «утилитарный» (с русской точки зрения) вид — на шейку надели муфту, верхнюю часть горла и крышку оправили серебром и связали шарниром, сделав крышку откидной, прикрепили цепочку1.

Особый статус вазы связан с резной надписью на серебряной оправе горла: СУЛЕЯ ЦАРЕВИЧА КНЯЗЯ ИВАНА ИВАНОВИЧА, что может свидетельствовать о ее принадлежности старшему сыну и наследнику Ивана IV Грозного, трагически погибшему от руки своего отца.

В описях Оружейной палаты сулея впервые упоминается в 1808 г. Точных сведений о её появлении в царской казне не существует. В Реестре царских регалий, а также золотой и серебряной посуды, составленном по распоряжению князя Г.И. Потемкина капитаном Оболдуевым в 1776–1778 гг. упоминается сулея «веницейская», названная так, возможно, на основании данных из более ранних документов, в которых, в свою очередь, определение «веницейский», как синонимичное термину «европейский», могло служить отсылкой к источнику поступления сулеи, например – в числе купеческих товаров из Северной Италии.

Время изготовления сулеи и ее принадлежность царевичу Ивану Ивановичу не вызывают у исследователей сомнений несмотря на крайне ограниченное представление о состоянии собрания Оружейной палаты в начале XVII столетия, в период польско-литовской интервенции. Стилистические и технологические особенности памятника позволяют определить его как произведение китайской керамики эпохи династии Мин и отнести его, самое позднее, к первой половине XVIвека. Этому же периоду, по мнению эпиграфистов, соответствует надпись на серебряной отделке горлышка. Также исследователи полагают, что сулея могла быть приобретена для домашнего обихода у иноземных купцов, привезена в дипломатических подарках или ею поклонился государю кто-то из именитого боярства либо купечества.

Чуть позже сулеи, судя по времени изготовления другого памятника (начало XVII столетия), в Оружейной палате появился кувшин-воронок, также упомянутый в Описи 1808 г. Остальные изделия китайского производства появились в музее уже значительно позже – в советский период.


Сулея (ваза)


Сулея (ваза)Сулея (ваза). РакурсСулея (ваза). Ракурс

Корпус вазы расписан подглазурно кобальтом цветочно-растительным орнаментом, в котором преобладают цветочные и растительные мотивы исламского происхождения – стилизованные цветы лотоса и граната, пальметтообразные листья и условные виноградные лозы. Полусферическая граненая крышка с навершием-шариком украшена цветами сливы (мэйхуа). На серебряной золоченой оправе горла по кругу вырезана надпись: СУЛЕІА. ЦАРЕВИЧАIКНIА ИВАНА. ИВАНОВИЧА. На внутренней стороне крышки на пробке изображен единорог.

Для фарфоровых изделий династии Мин характерна роспись в монохромной бело-голубой гамме с использованием изобразительных мотивов стран мусульманского Востока. Слегка перекошенный корпус вазы, изгиб тонкой шейки, неустойчивое основание говорят об определенном технологическом упадке производства минского фарфора именно в первой половине XVIстолетия.

Значение китайского фарфора для развития европейской культуры трудно переоценить. С тех пор как Марко Поло в XIII столетии познакомил европейцев с этим уникальным материалом, интерес к нему и поиски секретов производства продолжались на протяжении последующих веков. Фарфоровые изделия коллекционировались как особые сокровища и предмет гордости. Сулея царевича Ивана Ивановича имеет исключительное значение в истории появления фарфора в России – не случайно две ее копии, выполненные в 1870-х гг. на заводе А.Г. Попова, входят в собрание двух крупнейших отечественных музеев. Одна реплика сулеи хранится в Государственном Историческом музее в Москве, другая – в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.


ПодробнееСвернуть

Кувшин


КувшинКувшин. Ракурс

Кувшин, упоминающийся в Описи 1808 г., находился в экспозиции музея «Дом бояр Романовых», который был открыт в 1858 г. на базе собрания Оружейной палаты. В 1933 г. экспонат возвращен в Кремль.

Сферический корпус фарфорового кувшина с крышкой в виде раковины, выполненной из олова,украшен подглазурной росписью синим кобальтом.

Стилистические особенности росписи и качество фарфора позволяют отнести кувшин к периоду воцарения в Китае династии Цин, периоду, когда фарфор переживал определенный упадок. Изделия выполнялись из грубоватого материала, роспись выглядела весьма схематично. В XVIIвеке, с появлением в стране миссионеров, в том числе голландских, в искусстве китайского фарфора выполнялись вещи с очевидным влиянием голландской керамики, которая, в свою очередь, находилась под сильным воздействием китайской. Роспись кувшина, по мнению автора каталога, копирует роспись голландской керамики в стиле шинуазри. «Роспись данного кувшина выглядит таким образом, как будто китаец пытался скопировать голландскую керамику в стиле шинуазри».2


ПодробнееСвернуть

Кружка


КружкаКружка. Ракурс

Кружка в форме длинного срезанного конуса декорирована росписью кобальтом с изображением человека с плетью. Образ с характерными чертами лица, скорее всего, написан по мотивам популярных в Китае легенд и сказок о лисе-оборотне.

Небольшая, но очень красивая группа флаконов-табакерок из кремлевской коллекции китайского фарфора – интересный пример типологической особенности предмета, обусловленной национальными традициями Китая: «Аналогичный аксессуар в Европе, как известно, представлял собой коробочку./…/это была именно коробочка, а не флакон. Традиционный китайский костюм не имел карманов как таковых – все необходимое носилось в складках широкого рукава. Небольшой овальный флакончик с узким коротким горлом легко было подвесить на шнуре, он не занимал много места, а горлышко служило естественным дозатором для обладателя привычки нюхать табак. С помощью крошечной костяной ложечки извлекалась необходимая порция (в Европе и в России понюшку брали щепотью). На самом деле, назначение многих таких табакерок вовсе не было невинным: эти изящные вещицы являлись основным атрибутом и для курильщиков опиума».2

По мнению автора каталога, роспись флаконов выполнена по мотивам двух наиболее популярных вплоть до настоящего времени памятников китайской литературы: историко-авантюрных романов «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна и «Речные заводи» Ши Наньаня XV в.


ПодробнееСвернуть

Флаконы


ФлаконФлакон. Деталь росписиФлаконФлакон. ДетальФлаконФлакон. Фрагмент росписи


Вазочки


ВазочкаВазочкиВазочка

Корпус миниатюрных вазочек, выполненных в форме тыкв-горлянок, покрыт поливной светло-бежевой глазурью с цеком (сетью мелких трещин), имитирующей поливу фаянсовых изделий. Подглазурная роспись вазочек синей и белой эмалью изображает птиц, сидящих на ветке цветущего пиона.


ПодробнееСвернуть

Курильница


Курильница

Курильница для ароматических палочек колоколообразной формы с двумя маленькими декоративными ручками в книге поступлений Оружейной палаты 1981 г. записана как подсвечник1. Форма предмета свидетельствует о том, что он не был предназначен для освещения. Подобные курильницы использовались для ароматизации помещений, для вознесения молитв, воскурения перед дщицами предков и божеств.

На корпусе памятника, расписанном кобальтом и медью, изображен пейзаж с горой и хижиной под деревьями. В нижней части корпуса, над основанием – иероглифическая надпись. Горло курильницы украшено орнаментом с крестообразными мотивами, основание имеет рисунок, имитирующий ложные двери.


1Вплоть до вступления на престол Петра I царский быт, несмотря на пышность парадных одеяний и церемониальных предметов, в количественном отношении был не богат. Практически все вещи, находившиеся в личных покоях государевых палат, были красивы, но сугубо утилитарны, предназначены для постоянного использования. В небольших комнатах имелось не так уж много места для интерьерных украшений. То, что относилось к личному имуществу государя и его семьи, являлось раритетом, единичным предметом (Зарубежный фарфор и керамика IV века до нашей эры — первой четверти XIX века/И.В. Горбатова/Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"». – М., 2015 г.)

2Зарубежный фарфор и керамика IV века до нашей эры — первой четверти XIX века/И.В. Горбатова/Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"». – М., 2015 г.

 
вверх