Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Существует мнение, что во время транспортировки подарка Наполеона из Европы в Россию в 1807 году в его состав были включены произведения фарфоровых мануфактур Мейссена и Берлина.

«В этом не было ничего экстраординарного. Подобного рода масштабные подарки по своему составу никогда не были узконациональными. Так, дипломатические дары XVII в. включали в себя изделия самых разных художественных и ремесленных центров вне зависимости от национальной принадлежности посольства. /…/Зачастую фарфоровый дар, как и в данном случае, представлял собой весьма сложную структуру – задача заключалась в том, чтобы подарить достаточно много вещей, они должны были быть качественными, а их сочетание не имело серьезного значения. Тем более сам факт дарения в XVIII и XIX вв. становился скорее делом личного выражения симпатии, чем официальной акцией.»*

Не слишком представительный по составу, но значительный по качеству и разнообразию фарфоровый комплекс из «немецкой» части Наполеоновского подарка включает изделия двух выдающихся предприятий: Мейссенской мануфактуры – родоначальницы фарфорового производства Европы – и Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине.

В Оружейной палате хранятся одиннадцать экспонатов, относящиеся к эпохе рококо, которые являются репрезентативными для периода расцвета Мейссенского фарфора. К началу XIX в. этот завод уже теряет лидирующие позиции и следует стилистическим приемам Севра, дабы не отставать от общей моды. Классицизм Мейссена по-прежнему демонстрировал прекрасное качество, но был лишен фантазии, ограничен в орнаментальном языке и представлял собой скорее очень добротную работу, чем произведение высокого искусства. Изделия Берлинской мануфактуры в это же время пользуются большим спросом и популярностью. Оформленные в нежной, пастельной гамме, они подкупают лиричной немецкой сентиментальностью наряду с характерной прусской основательности. «Вероятно, эти качества со временем сделали столь популярным в Германии уютный венский стиль «бидермайер», сформировавшийся в 1830–1840-х гг. Несмотря на то что до его прихода еще оставалось довольно много времени, памятники берлинской мануфактуры уже имеют зачатки этого направления».

Произведения мануфактур Берлина и Мейссена в коллекции Оружейной палаты включают наборы декоративные тарелок-ведут, расписанных архитектурными видами, памятниками, городскими пейзажами, приборы из различных сервизов, предметы личного обихода.

Также в собрании представлены памятники керамического производства городов Рейнской области:  Кёльн, Фрехен, Зигберг – интересные образцы искусства обработки каменных масс, фаянса, майолики.


Рейнская область


КружкаКружка. РакурсКружка (стопа)БочонокБочонок. РакурсСервиз чайный из десяти предметов (чайник, чайница, сахарница, полоскательница, шесть чашек с блюдцами)Блюдце. Фрагмент росписи

Керамическое производство долины реки Рейн достигло определенных успехов в XVI столетии, когда на заводах стали выпускать майолику, изразцы и изделия из каменных масс. При производстве подобных изделий применялся высокотемпературный обжиг, придававший материалу особую плотность и однородность. В качестве покрытия использовались солевые глазури, образующие тонкую прозрачную, почти незаметную, пленку на поверхности керамики. Корпусы предметов в основном декорировались рельефными узорами, накладными или выполненными штампом-матрицей (тисненые). В числе центров производства рейнских каменных масс выделялись города Кёльн, Фрехен, Зигберг, Ререн и ряд других мест. В каждом из центров существовали свои особенности декора и цветовой гаммы, обусловленные техническими возможностями. Например, художественный стиль мастеров мануфактуры Фюрстенберга, основанной в 1747 г. по инициативе герцога Карла I Брауншвейгского, развивался под сильным влиянием двух абсолютно непохожих друг на друга производств – мануфактуры Мейссена и завода Веджвуда в Берслем-Этрурия; произведения Фюрстенберга отличались высоким качеством как материала, так и декора: фарфор украшался тонко выполненной живописью и рельефными композициями.


ПодробнееСвернуть


*(Зарубежный фарфор и керамика IV века до нашей эры — первой четверти XIX века/И.В. Горбатова/Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"». – М., 2015 г.)

 
вверх