Существует мнение, что во время транспортировки подарка Наполеона из Европы в Россию в 1807 году в его состав были включены произведения фарфоровых мануфактур Мейссена и Берлина.
«В этом не было ничего экстраординарного. Подобного рода масштабные подарки по своему составу никогда не были узконациональными. Так, дипломатические дары XVII в. включали в себя изделия самых разных художественных и ремесленных центров вне зависимости от национальной принадлежности посольства. /…/Зачастую фарфоровый дар, как и в данном случае, представлял собой весьма сложную структуру – задача заключалась в том, чтобы подарить достаточно много вещей, они должны были быть качественными, а их сочетание не имело серьезного значения. Тем более сам факт дарения в XVIII и XIX вв. становился скорее делом личного выражения симпатии, чем официальной акцией.»*
Не слишком представительный по составу, но значительный по качеству и разнообразию фарфоровый комплекс из «немецкой» части Наполеоновского подарка включает изделия двух выдающихся предприятий: Мейссенской мануфактуры – родоначальницы фарфорового производства Европы – и Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине.
В Оружейной палате хранятся одиннадцать экспонатов, относящиеся к эпохе рококо, которые являются репрезентативными для периода расцвета Мейссенского фарфора. К началу XIX в. этот завод уже теряет лидирующие позиции и следует стилистическим приемам Севра, дабы не отставать от общей моды. Классицизм Мейссена по-прежнему демонстрировал прекрасное качество, но был лишен фантазии, ограничен в орнаментальном языке и представлял собой скорее очень добротную работу, чем произведение высокого искусства. Изделия Берлинской мануфактуры в это же время пользуются большим спросом и популярностью. Оформленные в нежной, пастельной гамме, они подкупают лиричной немецкой сентиментальностью наряду с характерной прусской основательности. «Вероятно, эти качества со временем сделали столь популярным в Германии уютный венский стиль «бидермайер», сформировавшийся в 1830–1840-х гг. Несмотря на то что до его прихода еще оставалось довольно много времени, памятники берлинской мануфактуры уже имеют зачатки этого направления».
Произведения мануфактур Берлина и Мейссена в коллекции Оружейной палаты включают наборы декоративных тарелок-ведут, расписанных архитектурными видами, памятниками, городскими пейзажами, приборы из различных сервизов, предметы личного обихода.
Также в собрании представлены памятники керамического производства городов Рейнской области: Кёльн, Фрехен, Зигберг – интересные образцы искусства обработки каменных масс, фаянса, майолики.