Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Русский художественный металл

  • Блюдо

    Мастерские Московского Кремля, 1561. Золото; ковка, чернь. Дар царя Ивана Грозного царице Марии Темрюковне. Поступило из Загорского художественного музея в 1928 г.

  • Колт

    Рязань(?), XII в. Золото, драгоценные камни, жемчуг; перегородчатая эмаль, скань, зернь. Основное собрание Оружейной палаты. Происходит из клада, найденного на месте г. Старая Рязань в 1822 г.

  • Оклад иконы «Богоматерь Владимирская»

    Москва, конец XIV – начало XV в.(?). Золото, серебро, цветные камни; чеканка, басма. Поступил из Патриаршей ризницы в 1919 г. 

  • Чаша

    Мастерские Московского Кремля, 1653. Золото, драгоценные камни, жемчуг; ковка, чеканка, резьба, эмаль. Дар патриарха Никона царю Алексею Михайловичу в 1653 г. Происходит из основного собрания Оружейной палаты.

  • Евангелие

    Москва, около 1415. Золото, драгоценные камни, жемчуг, пергамент; чеканка, скань. Поступило из Патриаршей ризницы в 1920 г.

Коллекция русского художественного металла относится к числу основных собраний Музеев Московского Кремля. Она включает ювелирные изделия XII–XX веков, в основном из драгоценных металлов и камней, и насчитывает около тринадцати тысяч двухсот экспонатов. Эта коллекция, благодаря разнообразию и высоким художественным достоинствам памятников, дает возможность широко и полно представить развитие русского ювелирного искусства на протяжении восьми с лишним столетий. Она позволяет ознакомиться с различными типами изделий и приемами украшения предметов из драгоценных металлов, проследить стилистическую эволюцию ювелирных произведений. Многие из памятников собрания имеют мемориальный характер и связаны с выдающимися государственными деятелями и важными историческими событиями.

В состав средневековой части собрания входят изделия XII–XIII веков, ярко характеризующие высокий уровень развития древнерусского ювелирного дела в домонгольский период, драгоценные предметы XIV–XV веков, свидетельствующие о возрождении художественных традиций и появлении новых творческих импульсов в искусстве того времени. Ядро средневековой части коллекции составляют памятники XVI–XVII веков, выполненные лучшими придворными златокузнецами в кремлевских мастерских, Золотой и Серебряной палатах и использовавшиеся для оформления парадных дворцовых церемоний и богослужений. Они принадлежат к шедеврам национального искусства и не имеют аналогов в отечественных и зарубежных собраниях.

В музее находятся также работы ювелиров Новгорода, Пскова, городов Поволжья, Сольвычегодска, со всей очевидностью демонстрирующие своеобразие искусства отдельных художественных центров Древней Руси.

Ювелирное искусство XVIII – начала XX века представлено произведениями мастеров Москвы, Петербурга и местных художественных центров, отражающими эволюцию художественных стилей от барокко до модерна. Искусство XVIII столетия ярко характеризуют изделия крупнейших мастеров того времени, таких как А. Ратков, А. Полозов, Я. Маслеников, И. Позье, нередко работавших по заказу двора. В золотом и серебряном деле XIX века заметное место занимают произведения крупнейших российских ювелирных фирм — Хлебникова, Овчинникова, Курлюкова, Фаберже. Среди изделий фирмы Фаберже особую известность снискали пасхальные яйца с сюрпризами, десять из которых хранятся в музейном собрании.

В составе коллекции имеются также авторские произведения художников-ювелиров второй половины XX века, характеризующие тенденции развития русского ювелирного искусства на современном этапе.

Кроме того, коллекция музея включает произведения гуннской эпохи, памятники византийского, южнославянского и грузинского искусства, которые помогают глубже понять истоки и взаимосвязи культуры русского Средневековья.

Здесь вы можете ознакомиться с нашими коллекциями online