Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Уважаемые гости Музея и посетители нашего сайта,
приглашаем вас в наш «Цифровой Лекторий» и предлагаем приобрести записи наших лекций онлайн.

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГИ

Лекции размещаются на видеохостинге YuoTube с ограниченным доступом.
Для получения доступа к видео необходимо иметь учетную запись (аккаунт) в сервисах Google.

Ссылка на запись лекций высылается в течение двух рабочих дней ПОСЛЕ проведения лекции в лектории Музея.

Для получения ссылки на видеозапись лекции вам необходимо оплатить билет, указав фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес электронной почты аккаунта Google (адрес Gmail обязателен для оформления заказа).

В течение двух дней после оплаты на указанный вами электронный адрес будет выслана ссылка для просмотра видеозаписи лекции, активная в течение 10 дней с даты отправки.*

*Любая информация, воспроизводимая на видеозаписи Лекции, является объектом авторского права и охраняется в соответствии с законодательством Российской федерации, Гражданским кодексом РФ и Уголовным кодексом РФ, а также в соответствии с действующим законодательством других стран в области защиты авторских прав. Копирование, воспроизведение, распространение и (или) цитирование аудиовизуальной информации с видеозаписей, предоставленных Заказчику, допускается только при наличии письменного разрешения Исполнителя.

Дополнительную информацию об услуге можно получить по телефону: (495) 697-41-15.

РазвернутьСвернуть

 

Лекционные программы к выставкам


Записи наших лекционных программ познакомят вас с выставочными проектами, которые проходили в Музеях Московского Кремля. Каждая программа состоит из лекции и видеоэкскурсии по выставке.

Купить записи лекций

 

К выставке «Франция и Россия. Десять веков вместе».

«Не только дипломатия. История художественных связей между Россией и Францией»
Лектор Е.А. Титова

С XVIII века дипломатический диалог между Россией и Францией сопровождался активным художественным обменом. Лекционная программа познакомит вас с явлением французской россики, то есть кругом французских художников, архитекторов и скульпторов, работавших в России. Вы узнаете о том, как французский архитектор Ж.-Б. Леблон проектировал Петербург и дворцы в Петергофе и Стрельне; как гасконец Л. Карвак писал портреты членов семьи Петра I; как работала Петербургская шпалерная мануфактура; успешно ли французские художники руководили Императорской Академией художеств в Санкт-Петербурге; кто помогал Э. Фальконе создавать памятник Петру I; понравилось ли Екатерине II, как модная французская художница Элизабет Виже-Лебрен написала портреты ее внучек; как выглядел русский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

«Уроки французского». Россия и Франция в XVIII - XIX в.: язык, культура, просвещение».
Лектор Ю.Н. Уварова.

Лекционная программа посвящена культурному взаимодействию и дипломатическим связям двух государств на протяжении двух столетий: со времени царствования Петра I и до периода правления Николая II. Она рассказывает о роли французского языка в придворной среде и жизни дворянского общества в XVIII - XIX в., значении французской литературы в развитии образования и просвещения, французском влиянии в становлении русского балета. На лекции будет уделено внимание светскому костюму и гастрономии – сферам, в которых Франция диктовала моду всей Европе. На выставке слушатели познакомятся с произведениями французского искусства, книгами и документами, связанными с важными событиями в отношениях двух держав.

 

РазвернутьСвернуть

К выставке «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали».

«Мастерство и вдохновенье. Шедевры московских ювелиров конца XIX – начала XX»
Лектор Ю.Н. Уварова

Московский «живописец по эмали» Ф. Рюкерт славился артистичным владением всеми эмалевыми техниками. Он долго и плодотворно сотрудничал с фирмой К. Фаберже и другими ювелирными предприятиями, непрерывно совершенствуя свое мастерство, расширяя палитру цветов эмали, применяя технические новинки. Творческое наследие и биография Рюкерта долгое время оставались неизвестными широкой аудитории.

 

РазвернутьСвернуть

К выставке «ДУЭЛЬ. ОТ БОЖЬЕГО СУДА ДО БЛАГОРОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ». Видеэкскурсия

Приглашаем совершить тур по выставке «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления», которую никто не видел.

Накануне открытия выставки в марте 2022 года экспонаты были отозваны зарубежными музеями, а у вас есть уникальная возможность познакомиться с первым вариантом экспозиции, где были представлены предметы из коллекций Прадо, Лувра, британской Королевской оружейной палаты, венского Музея истории искусств и многих других европейских собраний.

О проекте рассказывают кураторы выставки Фёдор Панфилов и Василий Новосёлов.

За два часа вы проследите историю развития поединков чести и познакомитесь с памятниками дуэльной культуры XVI-XVII вв, аналогов которым нет нигде в мире.

 

 

РазвернутьСвернуть

 

Циклы лекций

 

К ВЫСТАВКЕ «К 100-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СССР: ЧИЧЕРИН И СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Цикл, приуроченный к выставке «К 100-летию образования СССР: Чичерин и советская дипломатия», рассказывает о становлении советской дипломатии, целях и задачах, которые стояли перед внешней политикой СССР в 20-30-е годы XX века, о первых советских дипломатах, о тех, кто стоял у истоков новой дипломатии.

Купить записи лекций

«Россия не сердится. Она сосредотачивается». «Железный канцлер» А.М. Горчаков и революционный нарком Г. В. Чичерин.
Лектор О.В. Маринин

«Г.В. Чичерин – глава советской делегации на Генуэзской конференции».
Лектор О.В. Маринин

«Советская дипломатия в портретах: Ф.Раскольников и А.Коллонтай».
Лектор К.Т. Медведева

«Г.В. Чичерин и М.М. Литвинов: два лика советской дипломатии».
Лектор А.А. Вершинин

Подробнее о цикле «"Дипломатическая игра" Советской России. Внешняя политика СССР в 20-е годы–30-е годы XX века».

 

РазвернутьСвернуть

К выставке «ДУЭЛЬ. ОТ БОЖЬЕГО СУДА ДО БЛАГОРОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ». Цикл «ДУЭЛЬ. ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД ЧЕСТИ».

На лекциях этого цикла вы узнаете о феномене дуэли, о сложности и противоречивости этого явления, об отношении к дуэли королевской власти и общества. Широкая публика хорошо знакома с мифом о дуэлях как о красивом ста­ринном обычае, но реальная история дуэли далека от этого образа, созданного в литературе и кинематографе. Дуэль за свою долгую историю претерпела немало изменений, дуэльные правила трансформировались в зависимости от времени и региона. Из лекционного цикла вы узнаете о рождении дуэли, знаменитых дуэлянтах и дуэльной практике в странах Западной Европы и России. Лекции читают кураторы выставки, ведущие научные сотрудники Института Всеобщей истории Российской Академии Наук.

Купить записи лекций

«Рыцарские» судебные поединки во Франции: правила и практика XV - XVI вв.»
Лектор В.Р. Новоселов

В Средние века существовала практика судебного поединка, использовавшегося в качестве экстраординарной судебной процедуры для установления виновного в преступлении. В XV в., когда такие поединки стали редкими, возникла необходимость кодификации правил их проведения с учетом статуса их участников, если речь шла о лицах благородного происхождения, имевших право сражаться в рыцарском вооружении. Лекция посвящена правилам проведения и организации судебных поединков, принятых во Франции, Бургундии и Лотарингии. Лекция знакомит с регламентами XV в., регулировавшими практические вопросы подготовки поединка «Божьего суда»: от устройства ристалища и видов вооружения участников, до церемониала проведения процедуры суда и назначения поединка, а также характера мер, принимавшихся в отношении проигравшего. В ходе лекции будет рассмотрен аспект соотношения этих правил с практикой поединков, проводившихся во Франции в конце XV– первой половине XVI вв.

Лекцию читает Василий Рудольфович Новоселов — кандидат исторических наук, ведущий сотрудник сектора «Оружия и конского убранства» Музеев Московского Кремля, куратор выставки «Дуэль. От Божьего суда до благородного выступления»

«Дуэли во Франции XVI - XVII вв. "Вопрос чести" и формирование дуэльного кодекса».
Лектор В.Р. Новоселов.

Эпоха XVI-XVII вв. стала временем зарождения, стремительного развития и пика распространения обычая дуэлей. Поединки чести стали универсальным средством сведения счетов европейского дворянства и профессиональных военных. Особенностью дуэлей того времени стало отсутствие единого писаного дуэльного кодекса. Правила дуэлей хранились и передавались в устной традицией, а во многом создавались самими дуэлянтами. Лекция посвящена дуэльным правилам, принятым во Франции, а также расхождениям между считавшимся нормой и реальной практикой поединков.

Лекцию читает Василий Рудольфович Новоселов — кандидат исторических наук, ведущий сотрудник сектора «Оружия и конского убранства» Музеев Московского Кремля, куратор выставки «Дуэль. От Божьего суда до благородного выступления».

«Дуэль в Англии в контексте елизаветинской куртуазной культуры».
Лектор О.В. Дмитриева.

Какое место отводилось дуэли в системе представлений о совершенном английском джентльмене и правилах куртуазии эпохи Елизаветы I Тюдор и Якова I Стюарта? Случались ли дуэли при ренессансном дворе королевы «Глорианы»? Как соотносились рыцарские идеалы, этический кодекс дворянина с его обостренным чувством собственного достоинства и взгляды английских монархов на право их подданных вести частные поединки? Была ли эффективной борьба с дуэлями при дворе Якова I и какую роль в ней сыграл великий философ Френсис Бэкон? Обо всем этом вы узнаете на лекции, посвященной дуэлям в Англии раннего Нового времени.

Лекцию читает Ольга Владимировна Дмитриева — доктор исторических наук, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля.

«Дуэль в Испании Золотого века».
Лектор В.А. Ведюшкин.

Лекцию читает Владимир Александрович Ведюшкин — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени ИВИ РАН, член-корреспондент Мадридской Королевской академии геральдики и генеалогии.

«Дуэли в Московии в XVII веке».
Лектор С.П. Орленко.

Лекция посвящена теме различий в представлениях о личной и родовой чести и способах ее защиты в России и Западной Европе в XVII столетии. Рассматриваются несколько отраженных в источниках случаев поединков между иноземцами в Московском государствеXVII века, а так же реакция на них русского права.

Лекцию читает Сергей Павлович Орленко — кандидат исторических наук, зав. сектором «Оружия и конского убранства» Музеев Московского Кремля.

«Судебные поединки в Германии».
Лектор И.Н. Петрухин.

На лекции пойдет речь о судебных поединках в изображениях старинных немецких фехтовальных книгах (фехтбухах). Будут разобраны основные типы/виды судебных поединков; мы узнаем о типах защитного и наступательного вооружения, интересные исторические примеры судебных разбирательств.

Лекцию читает Илья Николаевич Петрухин — исторический оружиевед, член Экспертного Совета Общероссийского общественного движения «Клубы Исторической Реконструкции России».

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Россия и Франция: Искусство и дипломатия»

Подготовленный к выставке «Франция и Россия. Десять веков вместе» лекционный цикл познакомит слушателей с богатой историей русско-французских отношений: установлением дипломатических отношений, художественного обмена между двумя странами, взаимовлиянием в области культуры и науки.
Основное внимание на лекциях было уделено событиям XVIII – XIX столетий. С XVIII века политический диалог между Россией и Францией сопровождался активным художественным обменом. К русскому императорскому двору из Франции приглашали художников, архитекторов, скульпторов, труппы актеров и музыкантов, балетмейстеров. Для императорской коллекции и частных собраний в Париже тщательно отбирались произведения искусства. Наконец, в XIX веке Российская империя наравне с другими странами участвовала в таких масштабных событиях художественной жизни как Великие Всемирные выставки.

Купить записи лекций

«Путешествие Его Величества в Париж». Петр I во Франции в 1717 году: политика, искусство, общение».
Лектор Уварова Ю.Н.

В мае – июне 1717 г. Петр I совершил вояж во Францию, побывал в Париже. Официальный журнал царского путешествия отметил десятки встреч государя с королевским семейством и французскими аристократами, художниками, академиками, коллекционерами. Современники отмечали, что «Петр I приехал в Париж подготовленным, зная, на что надо смотреть», его интересовали достопримечательности столицы, он посетил королевские резиденции и сады, Академию наук и различные мануфактуры. Проживая в отеле Ледигьер, он оценил преимущества французской кухни, так как «столом» российского монарха ведал лучший королевский метрдотель Вертон. Парижские впечатления повлияли на дальнейшую культурную политику императора и положили начало «галломании» в России – любви ко всему французскому.

«Художественная коллекция Екатерины II».
Лектор Титова Е.А.

7 декабря 1764 года через два года после прихода к власти Екатерина II основала первую картинную галерею европейского масштаба в России – будущий Эрмитаж. На лекции вы узнаете о том, как приобретение коллекции немецкого купца Иоганна Эрнста Гоцковского положило начало этому собранию, как в императорскую коллекцию попали такие шедевры как «Юдифь» Джорджоне, «Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта ван Рейна. Мы поговорим о вкусах императрицы Екатерины II. Вы узнаете, как императрица советовалась при составлении коллекции с Дени Дидро, кому из русских художников она благоволила и о том, как страсть к коллекционированию распространилась среди придворных императрицы.

«Галломания при русском императорском дворе».
Лектор Уварова Ю.Н.

Галломания – любовь ко всему французскому - явление русской культуры XVIII – первой половины XIX в., которое нашло отражении в жизни императорского двора, в искусстве, моде, традициях парадного застолья и светского этикета. В 1720-1750- е годы Франция стала эталоном в области модного костюма и галантного поведения, в домах российского дворянства появились учителя – французы, преподававшие не только язык, но и хореографию. Французский язык был принят как необходимое средство общения аристократов, а умение танцевать стало непременным условием успешной карьеры при дворе. В правление Екатерины II развивался интерес к французской литературе, живописи, театру. Русский дворянин стремился в Париж уже не только для того, чтобы заказать там модный костюм, но и увидеть его знаменитые достопримечательности.

«Карусели - театрализованные турниры при российском дворе в XVIII-XIX вв.».
Лектор Титова Е.А.

В XVI-XVIII веках «каруселью» (или правильнее «каруселем») называли не вращающийся аттракцион, а придворное театрализованное представление, в котором принимали участие облаченные в тематические костюмы придворные, выезжавшие верхом или в пышно украшенных колесницах. Такие празднества появились в Италии в XVIвеке, затем вошли в моду при дворе французского короля Людовика XIVи оттуда распространилась в другие страны Европы, в том числе в Российскую Империю. Лекция будет посвящена двум каруселям: «великолепному каруселю», устроенному в Санкт-Петербурге в 1766 году Екатериной II, и Царскосельской карусели 1842 года по случаю 25-летия бракосочетания императора Николая I и императрицы Александры Федоровны. Этим двум событиям посвящали оды придворные поэты, их изображали на своих полотнах любимые художники государей, сам Вольтер сожалел о том, что не смог приехать на карусель 1766 года. Вы узнаете о месте проведения, сценарии, а также именитых и венценосных участниках этих празднеств.

«"Не угодно ли вам ехать со мной в Париж на выставку?" Русский отдел на Всемирных выставках в Париже.
Лектор Титова Е.А.

Вторая половина XIX века стала временем политического сближения между Россией и Францией, ознаменованного торжественными визитами и, наконец, подписанием русско-французского союза в 1893 году. За этот период Россия приняла участие в четырех всемирных выставках, состоявшихся в Париже в 1867, 1878, 1889 и 1900 годах. На экспозиции Русского отдела Всемирных выставок можно было увидеть не только новейшие достижения промышленности и произведения искусства XIXвека, но и исторические предметы из собрания Оружейной палаты. На лекции вы узнаете об устройстве выставок и о том, как на них была представлена Россия: об архитектуре и экспозиции павильонов; о самых «заметных» участниках выставки, среди которых были и ученые, и художники, и предприниматели; и конечно о полученных наградах и медалях.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «французский акцент...» лекции приглашенных специалистов

К выставке «Франция и Россия. Десять веков вместе» Лекторий Музеи Московского Кремля традиционно подготовил лекции приглашенных специалистов. Лекции читают ведущие научные сотрудники Института Всеобщей истории Российской Академии Наук, Санкт-Петербугского Государственного университета, МГУ им. М.В. Ломоносова, Музеев Московского Кремля. Вы услышите о зарождении русско-французских отношений, о первом русском посольстве во Францию, уникальной нумизматической коллекции нашего музея, в которой нашли отражения отношениях двух стран в XVIII – XIX вв., о восприятии Великой Французской революции в России, о работе французских парфюмеров в России и многом другом.

Купить записи лекций

«Русско-французские связи в XVIII в. в зеркале нумизматики».
Лектор Зверев С.В., кандидат исторических наук

Лекция посвящена монетам и медалям, которые отразили дипломатические, торговые, культурные связи двух государств в XVIII в. Памятники нумизматики и медальерного искусства остались материальными свидетельствами разных этапов взаимоотношений двух стран, нередко оказывавших в XVIII - XIХ веках друг на друга большое влияние, определяющее их дальнейшее историческое развитие.

«Русско-французские связи в XIХ в. в отражении нумизматики».
Лектор Зверев С.В., кандидат исторических наук

Лекция посвящена монетам и медалям, которые отразили дипломатические, торговые, культурные связи двух государств или стали выражением военного противостояния периода войн с Наполеоном в начале XIХ в. и Крымской войны 1853-1856 гг. Памятники нумизматики и медальерного искусства остались материальными свидетельствами разных этапов взаимоотношений двух стран, нередко оказывавших в XVIII - XIХ веках друг на друга большое влияние, определяющее их дальнейшее историческое развитие.

«Французская революция XVIII века и Россия».
Лектор Бовыкин Д. Ю., доктор исторических наук

Французская революция XVIII века стала для России одним из важнейших, знаковых событий мировой истории. Современники видели в ней немалую угрозу,но уже в 30-е годы XIX века рождается русский миф о Французской революции. Российская интеллигенция, а затем и революционеры начинают воспринимать её как модель, 'матрицу' для того, что должно было произойти в Российской империи, а после Октябрьской революции и в Советском Союзе. Не случайно только на территории нашей страны её постоянно именовали Великой.

«Удивительные приключения капитана Жака Маржерета в России Смутного времени и за ее пределами».
Лектор Уваров П. Ю., доктор исторических наук

Пушкин сделал Якова Маржерета одним из действующих лиц своей исторической драмы «Борис Годунов», прочно прописав в его русской культуре.  Бургундский дворянин, участник Религиозных войн во Франции, перейдя на русскую службу, сделал хорошую карьеру на службе у царей, которых он именовал не иначе, как Императорами.  Вернувшись во Францию, он в 1607 году опубликовал книгу, в которой рассказал о событиях начала Смуты и дал на тот момент самое объективное описание России. Но и после этого жизнь бесстрашного наемника будет изобиловать головокружительными поворотами.

«Первые русские послы во Франции. Бордо, декабрь 1615 года».
Лектор Уваров П. Ю., доктор исторических наук

В конце 1615 года в Бордо состоялось бракосочетание Людовика XIII и Анны Австрийской. Королевский двор не мог быстро вернуться в Париж , поскольку в стране бушевала гражданская война и дороги были небезопасны. Неожиданно к берегу Гаронны пришвартовался корабль с послами из далекой Московии. Новый русский царь Михаил Романов спешил установить «братскую любовь и ссылку» с королем Людовиком. Время для этого было не подходящее, обе страны были охвачены смутами. Только неделю пробыли послы во Франции, но сумели многого добиться и многое узнать об этой стране. Каким образам они справились со своей задачей?

«Ренессансные короли Франции и русские монархи XVI в.: начало дипломатических отношений».
В.В. Шишкин, доктор исторических наук

В лекции пойдет речь о малоизвестной странице в истории русско-французских отношений XVI века, когда короли Франции и русские цари стали искать возможные совместные интересы в условиях усложняющегося европейского политического мира. С этой целью была организована взаимная переписка государей, произошел обмен дипломатическими курьерами и посланниками, были достигнуты торговые договоренности, и обе стороны готовились к полноценным посольствам. Последнего, однако, не случилось по причине гибели династии Валуа в Гражданских войнах во Франции, равно как пресечению рода Рюриковичей и последующей Великой Смуте в России.

Лекцию проводит Шишкин Владимир Владимирович, доктор исторических наук, профессор Северо-Западного института управления РАНХиГС.

«Русский француз Генрих Брокар: парфюмер, предприниматель, коллекционер».
О.В. Окунева, кандидат исторических наук

«Русским французом» Генриха Брокара окрестили в конце жизни; создатель масштабного парфюмерно-косметического производства (будущей фабрики «Новая заря»), талантливый предприниматель и страстный собиратель предметов искусства оставался французом по рождению и воспитанию, но связал свою жизнь именно с Россией, где добился впечатляющего успеха и прославил своё имя. Рассказ о многогранной и кипучей деятельности Генриха Брокара и членов его семейства — они и участвовали в управлении производством, и разделяли страсть к коллекционированию предметов искусства — дополнят свидетельства Николь Шерпитель, праправнучки знаменитого парфюмера, много лет занимающейся систематизацией семейных архивов и изучением семейной истории.

Лекцию читает Ольга Владимировна Окунева, кандидат исторических наук, доктор университета Париж-Сорбонна, старший научный сотрудник Института всеобщий истории РАН, со-редактор серии изданий «Французы в научной и интеллектуальной жизни России XVIII-ХХ веков». При участии Николь Шерпитель (Женева).

 

РазвернутьСвернуть


Цикл «Загадки старинных символов»

Лектор Ю.Н. Звездина, кандидат искусствоведения.

Купить записи лекций

«Вещь в натюрморте. Символы в западноевропейской культуре XVI–XVII веков».
На первой лекции слушатели знакомятся с понятиями: символ, аллегория, атрибут, на примере их изображения в искусстве XVI–XVII столетий. Ярче всего иносказание отразилось в старинном натюрморте. Особенности трактовки предмета и его интерпретации и будут представлены в ходе лекции.

«Аллегорические циклы в западноевропейском искусстве XVI–XVII веков».
В старинном искусстве аллегории часто объединялись в звенья циклов, представляющих какие-либо абстрактные понятия языком изобразительного искусства. С этим сложным и интереснейшим явлением и предстоит познакомиться слушателям.

«Символ и эмблема в памятниках Московского Кремля».
В Музеях Московского Кремля хранится множество произведений, созданных в разные периоды и относящихся к различным художественным стилям. Немало и тех, что привлекают внимание сложной символикой. Познакомимся с ними и попробуем их лучше понять.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Великие музеи мира. Музей Виктории и Альберта»

Цикл посвящен истории возникновения и коллекции крупнейшего в мире музея декоративно-прикладного искусства и дизайна. Музей Виктории и Альберта является давним другом и партнером Музеев Московского Кремля. Поэтому мы не могли обойти вниманием два важнейших события в истории Музея Виктории и Альберта: 170 лет назад в 1851 г. была открыта Всемирная выставка, положившая начало знаменитому музею, а в 2022 г. самому музею исполняется 170 лет.

Купить записи лекций

«Великая всемирная выставка 1851 г. в Лондоне и создание музея».
Лектор Захаров С.А.

«Искусство Средних веков и Возрождения в Музее Виктории и Альберта».
Лектор Титова Е.А.

«Оглядываясь назад, создать будущее»: идеи Уильяма Морриса и рождение дизайна».
Лектор Титова Е.А.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «В тени трона. Окружение Петра Великого»

Цикл рассказывает о жизни при дворе первого российского императора. О Петре Великом написано множество книг, не забыли историки и о его приближенных. Слушатели цикла узнают о сподвижниках Петра — Ф. Лефорте и А.Д. Меншикове, о непростой судьбе племянницы императора царевны Прасковьи Ивановны, о короткой жизни дочери царевича Алексея Натальи, единственной внучки императора Петра I.

Купить записи лекций

«"Полудержавный властелин" А.Д. Меншиков и его семья».
Лектор Уварова Ю.Н.

Эпоха Петра I была временем великих перемен в жизни российского государства и больших возможностей для энергичных сподвижников молодого государя, среди которых оказалось немало выходцев из низов. А.Д. Меньшиков сумел добиться многого: чинов, наград, титула, богатства. Долгие годы он являлся другом царя, его верным единомышленником, был отважен в битвах и весел на пирах.

«Лучший друг молодого царя: Франц Лефорт и Немецкая слобода».
Лектор Ракитина М.Г., кандидат исторических наук

Недалеко от Преображенского находилось место, вызывавшее живой интерес Петра I– Немецкая слобода. Именно там он познакомился со многими интересными людьми – генералом Патриком Гордоном, инженером Якобом Брюсом, полковником Францем Лефортом. Именно последний со временем стал не просто одним из приближенных, но и личным другом Петра.

«Императрица Екатерина I и семейство Скавронских».
Лектор Ракитина М.Г., кандидат исторических наук

На лекции вы узнаете о дочери крестьянина Марте Скавронской, ставшей русской императрицей под именем Екатерины Алексеевны. После смерти Петра I в 1725 г. именно Екатерина заняла престол. Став самодержавной императрицей, она занялась поисками родных. Семьи своих братьев и сестер Екатерина Iперевезла в Петербург. Так потомки простых крестьян вошли в число русской знати и стали родоначальниками графских родов Скавронских, Гендриковых и Ефимовских.

«Тайный брак царевны Прасковьи Ивановны».
Лектор Ракитина М.Г., кандидат исторических наук

Петр I восстановил традицию династических браков с представителями зарубежных династий. В 1710 г. в Петербурге состоялась свадьба его племянницы Анны Ивановны с Курляндским герцогом; в 1711 г. в Торгау — бракосочетание царевича Алексея с принцессой Шарлоттой Вольфенбюттельской; в 1716 г. царевна Екатерина Ивановна вышла замуж за Мекленбургского герцога. И только младшей племяннице Прасковье Ивановне Петр по неизвестной причине не стал искать жениха за границей. В 1723 г. вскоре вышла замуж за одного из русских генералов – Ивана Ильича Дмитриева-Мамонова из старинного рода потомков Ярославских князей.

«Сестра императора: великая княжна Наталья Алексеевна».
Лектор Ракитина М.Г., кандидат исторических наук

Брак царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Шарлотты не был счастливым. В 1714 г. супруга царевича родила дочь Наталью, а через год скончалась после рождения сына Петра. После бегства царевича Алексея за границу дети остались под присмотром гувернантки, и только в 1719 г. царь Петр Iвспомнил о внуках. Подрастая, брат и сестра начинают появляться на придворных празднествах, но их будущее остается туманным. Но в мае 1727 г. после смерти Екатерины I императором становится 12-летний Петр II. А его сестра Наталья — первой дамой Российской империи.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Знаменитые покровители искусства Старого и Нового Света»

Лектор Титова Е.А.

Одна из самых актуальных проблемдля искусстватворец и меценат. Какова роль мецената в развитии искусства, каково его влияние на художника? Многие из меценатов вошли в историю культуры наравне с выдающимися архитекторами, художниками, скульпторами, писателями, музыкантами.

Купить записи лекций

«Изабелла д'Эсте и Екатерина Медичи. Искусство эпохи Возрождения в Италии и во Франции».
На лекции речь пойдет о двух покровительницах искусства Ренессанса в Италии и Франции. Первую из них - Изабеллу д'Эсте — называют «Примадонной Возрождения». Знаменитый студиоло д'Эсте — кабинет произведений искусства, которые собирала Изабелла, сегодня  является частью коллекции Лувра. Она не только покровительствовала искусству, но и была объектом вдохновения таких художников как Тициан, Рубенс и Леонардо да Винчи. Вторая – Екатерина Медичи собрала невероятную коллекцию полотен, которые стали частью основного собрания Лувра. По велению королевы был построен королевский дворец Тюильри.

«Людовик XIV и искусство при дворе французских королей».
За свое 72-летнее правление Людовик XIV вел войны со всеми соседними странами, строил флот, реформировал систему правосудие, но в историю вошел, прежде всего, как создатель Версаля и как король, который танцует. Без Людовика другим был бы современный театр: при нем была открыта самая знаменитая французская сцена – Комеди Франсез; пустынными казались бы залы Лувра: король приобретал картины сотнями, выкупая целые коллекции; мы бы не знали мебели «в стиле Людовика XIV». А архитектура Версаля определила не только облик дворцов XVIII-XIX веков от Петергофа до Лиссабона, но также повлияла на планировку таких городов как Вашингтон.

«Новые стили и новые музеи. Коллекции Изабеллы Стюарт Гарднер и Нели Жакмар».
Одни из самых крупных и известных художественных коллекций рубежа XIX-XX веков принадлежали француженке Нели Жакмар и американке Изабелле Стюарт Гарднер. У двух покровительниц искусства было много общего: они много путешествовали; были увлечены искусством Италии эпохи Возрождения; собирали предметы искусства самого разного характера и периода. Обе эти женщины XIX века значительно опередили свое время, а их независимость, деятельный характер и поведение в обществе казались современникам провокационными, а порой скандальными.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Художественные центры мира. Шедевры мастеров Европы и стран Востока в собрании Оружейной палаты»

На лекциях повествуется об итальянских, немецких, турецких и иранских центрах искусства, об особенностях работы мастеров Сиены, Флоренции, Аугсбурга и Константинополя, о том, почему их произведения считались лучшими в мире, и как они оказались в собрании Оружейной палаты.

Купить записи лекций

«Нюрнберг – город златокузнецов и оружейников».
Лектор Соловьева Л.В.

В средние века и в эпоху Возрождения Германия стала цетром европейского среброделия и работы по цветному металлу. Среди немецких городов выделялся в этом виде производства город Нюрнберг. В Нюрнберге производили великолепные парадные рыцарские доспехи, хитроумные запирающие устройства, роскошное охотничье оружие, фантазийные серебрянные кубки, сложные часовые механизмы. В ходе лекции мы пройдем по улицам и площадям этого старинного города и познакомимся с его ювелирами, художниками и оружейниками.

«Константинополь: на пересечении традиций Европы и Востока».
Лектор Филатова Т.В.

Произведения мастеров Османской империи – Блистательной Порты, как ее называли европейцы в XVII столетии, широко представлены в Музеях Московского Кремля памятниками оружейного дела, парадным конским убранством, ювелирными изделиями, роскошными тканями и даже предметами из числа царских регалий. Эстетика этих произведений была близка московскому царскому двору и оказала значительное влияние на формирование стилистических особенностей памятников декоративно-прикладного искусства, вышедших из собственно кремлевских мастерских. Культура же самой Османской империи, возникшей на землях Византии и арабского Халифата впитала в себя все лучшие художественные традиции и достижения завоеванных народов. О культурных взаимовлияниях, о пересечении традиций Востока и Запада пойдет речь на этой лекции.

«Европейская эмаль — соединение живописи со скульптурой».
Лектор Соловьева Л.В.

Стремясь воспроизвести красоту драгоценных камней, человек еще в древности стал использовать цветную стекловидную массу, чтобы украсить ювелирные изделия и оружие. Цветная эмаль широко применялась в искусстве Древнего Египта, Ассирии и Китая. В средневековом французском Лиможе в XI –XIII веках изготавливали медную церковную утварь с выемчатой эмалью, которую потом торговцы развозили по всем христианским странам. В XIV веке в Италии изобрели новую технику – прозрачную эмаль по низкому серебряному рельефу. Вам расскажут, чем отличается перегородчатая эмаль от выемчатой, и какую технику эмали предпочитали в Европе в эпоху Возрождения.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XVIII ВЕКА»

Цикл посвящен истории самой необычной архитектурной типологии – постройкам с центрическим планом в форме круга или равностороннего креста. По центрическому плану строились античные мавзолеи и христианские храмы. Самые знаменитые ротонды - античный Пантеон и ренессансный храм Сан-Пьетро-ин-Монторио архитектора Донато Браманте - по сей день поражают путешественников в Риме. В плане этих построек современники видели глубокий символический смысл — образ крестной жертвы Христа, символ вечности, абсолютный идеал природы.

Купить записи лекций

«Барокко и классицизм в архитектуре русского храма».
Лектор Д. К. Валявин

На лекции будет представлена эволюция храмового зодчества в России от Петра Великого до Павла Первого. Будут обозначены стилистические и региональные особенности, показаны черты сходства и различия этих групп храмов, отмечена и индивидуальная манера каждого из создававших их архитекторов.

«Светское зодчество Москвы и провинции».
Лектор Д. К. Валявин

Начиная с петровского времени светская архитектура Москвы и провинции постепенно становится все более репрезентативной. Архитектура жилых и общественных зданий, приобретая черты господствующего стиля, занимает в планировке российских городов ключевое место, или, как минимум, более заметное чем это было в предшествующий период. В течение века строится значительное число выдающихся построек общественного назначения. Дома дворцового типа еще крайне редкие в начале столетия, в конце его, особенно в Москве, количество их исчисляется десятками, все больше их появляется в дворянских усадьбах и провинциальных городах. Об этом и многом другом пойдет речь на данной лекции.

«Санкт-Петербург и европейская градостроительная традиция».
Лектор Е. А. Титова

Лекция посвящена истории проектирования новой российской столицы в XVIII веке. Вы познакомитесь с историей застройки Санкт-Петербурга от первых бастионных укреплений на Неве эпохи Петра I до проектирования кругового ансамбля Дворцовой площади при Екатерине II; вы узнаете, как Доменико Трезини разрабатывал регулярный генеральный план города, на какие европейские образцы опирался, планируя четкую сетку улиц и типовые проекты домов.

«Императорские резиденции и архитектура русской усадьбы».
Лектор Д. К. Валявин

Как было сказано однажды: «Пример Двора священ вельможам, богачам…» И, хотя настоящее утверждение напрямую не относятся к зодчеству, все же именно в данной сфере этот принцип проявляется особенно наглядно. Архитектура российских дворянских усадеб будет следовать в русле придворных предпочтений на протяжении всего восемнадцатого столетия. На нашей лекции мы постараемся показать вам это на конкретных примерах.

«Искусство гравюры в России в XVIII веке».
Лектор Е. А. Титова

На лекции вы узнаете о работе гравировальной мастерской при Санкт-Петербургской типографии, узнаете о популярных в XVIII веке гравировальных техниках, познакомитесь с творчеством граверов Адриана Шхонебека, Питера Пикара, А.Ф. Зубова.

«Скульптура XVIII века».
Лектор Д. К. Валявин

В восемнадцатом столетии русская скульптура, приобретя светский характер, прошла сложный путь от барочных творений даровитого Карло Растрелли до выполненных в строгом классическом стиле работ целой плеяды прекрасных скульпторов Этьена Фальконе, Федота Шубина, Федора Гордеева, Михаила Козловского, Ивана Мартоса, Ивана Прокофьева, Феодосия Щедрина. Работы этих знаменитых мастеров составляют золотой фонд отечественного искусства. Об их жизни и творчестве и будет рассказано на этой лекции.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Великие памятники Всемирного наследия наследия ЮНЕСКО»

В цикле «Великие памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО» мы предлагаем слушателям начать знакомство с уникального свидетеля античности – древнего города Херсонес Таврический. Важную роль в истории Русского государства в средние века сыграли Великий Новгород, а также Владимир и Суздаль, где сохранилось немало уникальных каменных строений. Русские монастыри из списка всемирного культурного наследия представлены целостными ансамблями архитектуры XV– XVI в. – Рождества Богородицы Ферапонтовым в Вологодской области и Успенским Свияжским монастырем под Казанью.

Купить записи лекций

«Казанская «подрайская землица». Жемчужины Поволжья - Свияжск и Казань».
Лектор М. Г. Ракитина

В списке объектов всемирного наследия России Казанский Кремль занимает 14-е место. Казанский Кремль сохранил планировку древней татарской крепости. Сегодня мы можем любоваться выдающимися архитектурными постройками XVI– XIX веков. Выше по течению Волги на слиянии рек Свияги и Щуки на перекрестке дорог Шелкового пути расположен «остров-град» Свяжск. Он был основан Иваном Грозным в 1551 году, именно отсюда началось завоевание Казани. Жемчужиной Свияжска является Успенский монастырь, а его фрески к числу редчайших примеров настенной живописи эпохи царя Бориса Годунова.

«Ферапонтов монастырь и росписи Дионисия».
Лектор Л. В. Соловьева

Благодаря случайным обстоятельствам древние фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря сохранились до наших дней. Расписывал собор в 1502 году знаменитый иконник Дионисий со своими сыновьями. Тема росписи – прославление Богоматери. Вы узнаете, как ученые обнаружили и расшифровали подпись Дионисия. Вам расскажут о спасениии уникальных фресок от разрушения временем и людьми.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Искусство жить красиво. Искусство в интерьере и искусство интерьера»

Цикл посвящен истории интерьера XIX – начала XX веков. На лекциях вы узнаете, как изменились за этот период представления о комфорте, моде и стиле в России, Европе и Америке. Вы сможете «заглянуть» в старинные дворянские усадьбы, полюбоваться анфиладой парадных залов Большого Кремлевского дворца, прогуляться по комнатам особняков эпохи модерна или вообразить себя на палубе лайнера «Нормандия» или в холле Крайслер-билдинга.

Купить записи лекций

«Интерьер в неорусском стиле в России в начале XX века».
Лектор Е. А. Титова

Неорусский стиль – одна из самых ярких страниц эпохи эклектики в русском искусстве. Художники и архитекторы, вдохновленные древнерусским искусством и архитектурой допетровского времени, на рубеже XIX - XXвеков работали как над реконструкцией старинных палат (Теремного дворца, палат бояр Романовых), так и над созданием новых архитектурных ансамблей. Вы узнаете об интерьерах московских особняков Игумнова и Юсуповых, о том, как неорусский стиль использовался в оформлении императорских дворцов в Москве и Санкт-Петербурге и о феноменальном успехе продукции мебельной и гончарной мастерских в усадьбах Абрамцево и Талашкино.

«Дизайн эпохи ар деко: элегантность и роскошь».
Лектор Е. А. Титова

Историю стиля ар деко, соединившего строгую геометрию с роскошью материалов отделки, отсчитывают от выставки декоративного искусства 1925 года в Париже. Однако предвестьем этого стиля стал ансамбль особняка Стокле в Брюсселе архитектора Йозефа Хоффмана. Тяжелая мебель с мраморной инкрустацией сочеталась в этом дворце с панно Густава Климта. Ар деко покорил сначала Францию, а затем Америку. На лекции вы убедитесь, что в стиле ар деко могли быть оформлены фойе театров (например, Театра Елисейских полей в Париже), каюты трансатлантических лайнеров («Иль де Франс» и «Нормандия»), интерьеры частных особняков и вилл (вилла Эйлин Грей «E-1027»).

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Царь и государь всея Руси Василий III»

Правление великого князя Василия III теряется между двух больших эпох: времени его отца Ивана III и сына Ивана IV. Но именно при этом князе из разрозненных княжеств и земель родилось новое государство – Россия. Завершившееся при Василии III объединение Русского государства и укрепление центральной власти, хорошо иллюстрирует то, что русского государя чаще стали называть не «великим князем», а «царем», как раньше на Руси именовали Византийских императоров и ханов Золотой Орды. При нем завершилось преображение столицы – начатое его отцом грандиозное строительство на Боровицком холме. Московский Кремль украсился новым храмом-усыпальницей – Архангельским собором и высокой колокольней – Иван Великий. Заметные успехи были достигнуты и на мировой арене. В Россию начали приезжать иностранные послы, а соседи, близкие и далекие – рассматривать её в качестве своей союзницы. Выигранная за древний русский город Смоленск война стала большим успехом России в международной политике.

Купить записи лекций

«Потомок византийских императоров на русском престоле».
Лектор С. А. Захаров

Путь к престолу у Василия III был непростым. Наследником великого князя Ивана III был объявлен его старший сын Иван, а после его скоропостижной смерти – внук Дмитрий, на голову которого даже успели возложить шапку Мономаха. Не мало усилий для того, чтобы Василий стал государем приложила его мать Софья Палеолог – потомок последней правящей византийской династии. При каких обстоятельствах Василий III взошел на престол в 1505 году вы узнаете из нашей лекции.

«Дела семейные и государственные».
Лектор С. А. Захаров

Дела семейные в семье великого князя не отделимы от дел государственных. Государство, которое только что объединилось было еще слабо, и любая внутренняя смута могла навсегда его разрушить. Поэтому, одной из главных задач государя было – обеспечить стране мирную передачу власти от отца к сыну. Для Василия IIIэта задача оказалась не такой простой. После двадцати лет счастливого брака великий князь вынужден был развестись с женой Соломинией и жениться вновь. Развод в семье государя был делом беспрецедентном, о котором вспоминали на протяжении последующих ста лет.

«Россия и мир в начале XVI века».
Лектор С. А. Захаров

С падением в 1453 году Византийской империи Россия стала восприниматься в мире, как единственная независимая православная держава, а ее государь – защитник всех православных народов. К московскому князю приезжали просители со всех концов бывшей Византии. Василий III, понимая новую роль московского князя для всего православного мира, оказывал покровительство сербам, болгарам и другим славянским народам. По-новому смотрели на России и на Западе. Выигранная за древний русский город Смоленск война стала большим успехом России в международной политике.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Император Павел I. Трагедия "русского Гамлета"»

Цикл «Император Павел I. Трагедия «русского Гамлета» посвящен одной из самых противоречивых и трагических фигур среди российских монархов. Мы расскажем о воспитании и образовании великого князя Павла Петровича, о его жизни в длительный период «ожидания престола» и непростых отношениях с матерью - государыней Екатериной II ее окружением.

Купить записи лекций

«"В надежде царствовать". Великий князь Павел Петрович».
Лектор Ю. Н. Уварова

«В кругу семьи: дети императора Павла I».
Лектор Ю. Н. Уварова

«Гроссмейстер Мальтийского ордена».
Лектор М. Г. Ракитина

«Любимые резиденции Павла I».
Лектор Д.К. Валявин

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «При дворе российских императоров: чины, звания, судьбы»

Лектор Уварова Ю. Н.

Цикл посвящен иерархии и обязанностям придворных чинов в императорской России и судьбам тех, кто имел высокие и почетные звания гофмаршалов, камергеров, обер-шенков, или занимал ливрейную должность камердинера, лакея, арапа. Отдельная лекция расскажет о службе фрейлин и статс-дам при дворе российских государей в XVIII - XX в. На должность фрейлины поступали юные представительницы дворянских фамилий, карьера и личное счастье которых, во многом зависели от воли и расположения государыни. Мы поговорим о разнообразных обязанностях представительниц женского придворного штата, об условиях их жизни, материальном обеспечении и отношениях с августейшим семейством.

Купить записи лекций

«Придворные чины в России: должности, люди и судьбы».
Лекция посвящена придворному штату в России в XVIII-XIX вв. Началом его преобразования по европейскому образцу стала эпоха Петра I, а документом, который определял иерархию служителей двора, стала знаменитая Табель о рангах.

«"С шифром фрейлины". Дамский придворный штат в России в XVIII-XIX вв.».
Фрейлина, камер-фрейлина, статс-дама, обер-гофмейстерина — таких званий в XVIII-XIX в. удостаивались дамы, служившие при дворе или имевшие почетные обязанности и привилегии. Мы поговорим о жизни и судьбе М.Е. Шуваловой, А. В. Браницкой, Е.И. Нелидовой, Е. Ф. Тизенгаузен, П.С. Уваровой и других известных служительниц двора.

«"Камердинер – лицо важное…". Ливрейные должности при дворе российских императоров».
Штат ливрейных служителей при императорском дворе в XVIII - XIX в. насчитывал несколько сотен человек и включал целую «армию» слуг разных специальностей: лакеев, горничных, скороходов, камердинеров, метрдотелей, поваров.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Любимые забавы российских государей»

Цикл посвящен далекой от государственных забот стороне жизни царя и его семьи – развлечениям при дворе русских правителей. В XVII в. у царя Михаила Федоровича были музыканты (скрипочники, гусельники, цимбальники), а также потешники - артисты циркового и разговорного жанра (шуты, метальники-жонглеры, дрессировщики медведей и собачек, сказители). Во второй половине столетия при дворе состоялись первые театральные представления. Новые традиции и новые развлечения принес XVIII век. Петр I особенно любил «Марсовы потехи» - сначала учения потешных полков, а затем и серьезные военные и морские маневры. Его стараниями в число развлечений вошли великолепные фейерверки и красочные маскарады, которые продолжались несколько дней. Особенно роскошным был маскарад «Торжествующая Минерва», который состоялся в 1763 г. после коронации Екатерины II. В создании многодневного действа, призванного возвеличить новую государыню, принимали участие лучшие писатели и артисты той эпохи.

Купить записи лекций

«Шуты и потешные при дворе царя Михаила Федоровича».
Лектор М.Г. Ракитина

«"Нептуновы" потехи Петра Великого».
Лектор Ю.Н. Уварова.

«"Марсовы" забавы российских государей XVIII века».
Лектор Е.А. Титова.

«"Торжествующая Минерва". Празднества и развлечения в России в эпоху Екатерины Великой».
Лектор Д.К. Валявин.

Интеллектуальные развлечения в императорской семье: домашние спектакли, «живые картины», petits jeux.
Лектор Ю.Н. Уварова.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Знаменитые резиденции европейских правителей: подражая Версалю»

Цикл рассказывает о знаменитых барочных резиденциях властителей Европы. Вы услышите о Версале, который стал образцом для многих дворцов Западной Европы, и о тех резиденциях, владельцы которых пытались повторить роскошь Версаля.

Купить записи лекций

«Версаль – резиденция короля Солнце».
Лектор Е.А. Титова

На лекции вы познакомитесь с историей строительства резиденции Людовика IV и идеями двух ее главных архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэна-Мансара, полюбуетесь на великолепие внутреннего убранства дворца, а также узнаете о структуре версальского парка – образцового регулярного или «французского парка», заложенного отцом ландшафтного дизайна Андре Ленотром.

«Королевский дворец в Мадриде – величие испанских Бурбонов, воплощенное в камне».
Лектор О. Жура

На лекции мы познакомимся с самой большой монаршей резиденцией Западной Европы - королевским дворцом в Мадриде. Полюбуемся его парадными залами, украшенными великолепными росписями выдающихся художников XVIII столетия Антона Рафаэля Менгса и Джованни Батиста Тьеполо. Не забудем пройтись по Оружейной палате, где хранится одна из самых значительных европейских коллекций оружия и доспехов. В заключении заглянем на королевскую кухню, сохранившую интерьеры и утварь конца XIX в.

«"Венгерский Версаль": дворец князей Эстерхази».
Лектор К.Т. Медведева

В начале XVII века глава дома Эстерхази князь Йожеф приказал построить недалеко от города Шопрон охотничий домик. Но лишь при новом князе Миклоше Эстекрхази скромный охотничий домик превратился в роскошный дворец, который современники называли «Венгерский Версаль». Для его строительства и отделки были приглашены лучшие итальянские и австрийские архитекторы и художники. Ни одна из 126 комнат не повторяет другую: Банкетный, Музыкальный залы, зал Терранадо сих пор удивляют посетителей. Украшением дворца была картинная галерея, а домашний театр привлекал гостей со всей страны. Именно в этом дворце прозвучала знаменитая «Прощальная» симфония Й. Гайдна.

«"Шведский Версаль" и Королевский дворец Стокгольма».
Лектор И. Обыденкова

Дроттнингхольм и Королевский дворец Стокгольма – две знаменитые резиденции шведских правителей. В одной, загородной, находящейся на озере Лувен посреди озера Меларен, королевская семья проживает по сей день, а другая – официальная, парадная, располагающаяся на традиционном месте, где со времен раннего средневековья сменяли друг друга дворцы монархов Швеции,– в центре Стокгольма. Что связывает эти два совершенно разных по облику дворца, облюбованных шведскими монархами, история их создания и бытования, а главное, их исключительная роль и особое место в искусстве Швеции и в мировой художественной культуре – в центре нашего внимания. На лекции вы также узнаете, какая связь существует между шведскими королевскими дворцами и архитектурой «петровского барокко».

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Великие княгини и царицы Московские»

Лектор М. Г. Ракитина.

Купить записи лекций

«Княгиня Евдокия – блюстительница великокняжеского престола».

«Последняя византийская принцесса Софья Палеолог».

«Царицы – супруги первых Романовых».

«Обитательницы Кремля и Александровской слободы. Женское окружение Ивана Грозного».

«Великие княгини Софья Витовтовна и Мария Ярославна».

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Русское ювелирное искусство»

Купить записи лекций

 

«Федор Рюкерт – московский «живописец» по эмали».
Лектор Т.Н. Мунтян

Лекция посвящена творчеству выдающегося, но до последнего времени мало известного ювелира Федора Рюкерта, сотрудничавшего со многими известными фирмами, в том числе Карла Фаберже. Федор Рюкерт создавал серебряные изделия, украшенные многоцветной эмалью, вставками с живописными миниатюрами, которые нередко воспроизводят композиции знаменитых русских живописцев, например, Виктора Васнецова.

«В мире русских оружейников и златокузнецов XVII века. Шедевры декоративно-прикладного искусства Оружейной палаты».
Лектор Титова Е.А.

Во второй половине XVII века ювелирное искусство переживало свой расцвет. Вы узнаете о ювелирных техниках, которые использовали мастера со времен Древней Руси, о том, как бережно сохранялись традиции русского ювелирного дела и совершенствовались мастерами последующих поколений.
Вы услышите о прекрасных и самобытных произведениях мастеров Москвы, Сольвычегодска, Вятки, Костромы и Ярославля. Вы узнаете имена известных мастеров, создававших царские доспехи и предметы парадного оружия, которые были свидетелями великолепных торжеств по случаю великих побед.

«Неувядаемый цвет русской эмали».
Лектор Л. В. Соловьева

Древнерусские мастера великолепно владели сложнейшей техникой перегородчатой эмали, привезенной на Русь византийскими ювелирами. Позднее они освоили такие техники, как эмаль по скани, эмаль по высокому рельефу. Вы узнаете, почему впоследствии русские мастера стали отдавать предпочтение расписной эмали и как усовершенствовала технику эмали знаменитая фирма Фаберже.

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Купол и ротонда. Поиск идеальной формы в церковной архитектуре Западной Европы от Античности до XVIII века»

Лектор Титова Е.А.

Цикл посвящен истории самой необычной архитектурной типологии – постройкам с центрическим планом в форме круга или равностороннего креста. По центрическому плану строились античные мавзолеи и христианские храмы. Самые знаменитые ротонды  - античный Пантеон и ренессансный храм Сан-Пьетро-ин-Монторио архитектора Донато Браманте - по сей день поражают путешественников в Риме. В плане этих построек современники видели глубокий символический смысл — образ крестной жертвы Христа, символ вечности, абсолютный идеал природы.

Купить записи лекций

«Круг и крест. Архитектура раннехристианских мавзолеев, баптистериев и храмов».

«Суровая симметрия. Романские ротонды в Ломбардии».

«Круг и купол. Идеальный план храма в эпоху Возрождения».

«От круга к овалу. Церковная архитектура барокко в Италии».

«От круга к сфере. Центрические храмы XVIII века во Франции от Пантеона до Храма Природы и Разума».

 

РазвернутьСвернуть

Цикл «Знаменитые музеи мира»

Цикл лекций о знаменитых музеях мира является традиционным для нашего лектория. Мы приглашаем вас совершить виртуальное путешествие по самым знаменитым картинным галереям мира. На лекции, посвященной галереям Уффици и Питти, вы познакомитесь с историей итальянской живописи. Рассказ об итальянском искусстве XIV-XVIII веков продолжится на лекции об итальянском собрании живописи в Лувре. Две лекции будут посвящены Национальной Галерея в Лондоне, в которой собраны шедевры живописи старых мастеров от «Венеры и Марса» Боттичелли до «Подсолнухов» Ван Гога, и Рейксмузеуму в Амстердаме, по праву, гордящемуся своей коллекцией живописи Вермеера и Рембрандта. Мы расскажем об итальянских музеях, которые чуть меньше знакомы широкой публике, но хранят настоящие жемчужины искусства Западной Европы.

Купить записи лекций

«Сокровища музеев Флоренции: шедевры галереи Уффици и дворца Питти».
Лектор Л. В. Соловьева

«Лувр: итальянская коллекция живописи».
Лектор Е.А. Титова

«Лондонская национальная галерея».
Лектор Е.А. Титова

«Шедевры старых мастеров в коллекции Рейксмузеума».
Лектор Е.А. Титова

 

РазвернутьСвернуть

вверх