Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

30 ноября 2021 года
Оружейная палата

Второй вечер фестиваля «Цари и музы: опера при русском дворе» представит необычное театрализованное действо – оперу-пастиччо «Александр и Елизавета», созданную на основе музыкальных произведений периода правления императора Александра I.

Художественный руководитель и режиссер постановки – профессор Московской консерватории, виолончелист Андрей Спиридонов, многие годы посвятивший практическому изучению русской музыкальной культуры XVIII–XIX веков, представит гостям фестиваля произведение, созданное в стиле александровского классицизма. Особенность этого стиля заключается в придании классическому европейскому стилю романтического звучания. Другой доминирующей темой этого стиля стала тема российской государственности, в основе которой идея благодарности правителю, народу и Богу и за спасение Отчизны в 1812 году.

Опера-пастиччо – один из популярнейших жанров в европейском музыкальном искусстве рубежа XVIII–XIX веков, представлял собой костюмированное действо, которое включало попурри из эффектных арий, объединенных условным сюжетом. Многие композиторы работали в жанре пастиччо, комбинируя арии из опер своих предшественников и современников, скрепляя партитуру инструментальными партиями и собственными речитативами.

В основу оперы-пастиччо «Александр и Елизавета», специально созданной для нашего фестиваля, положена одноименная кантата Иоганна Вильгельма Гесслера (1747–1822), выдающегося немецкого композитора, пианиста и педагога, который учился у Иоганна Себастьяна Баха и Йозефа Гайдна. В Россию Гесслер приехал в 1792 году и вскоре стал придворным композитором и учителем игры на фортепиано великого князя Александра Павловича. Изысканная кантата «Александр и Елизавета» была написана по случаю бракосочетания великого князя Александра Павловича и великой княгини Елизаветы Алексеевны в 1793 году. В конце 1794 года Гесслер переехал в Москву, где и провел последние тридцать лет своей жизни. В свой московский период творчества он приобрел репутацию прекрасного педагога, а по количеству нотных изданий Гесслеру в России не было равных.

Другая сквозная тема оперы-пастиччо основана на монументальной музыкальной фреске Даниэля Штейбельта «Изображение объятой пламенем Москвы». Немецкий композитор и пианист-виртуоз Даниэль Штейбельт (1765–1823) возглавил в 1809 году Императорскую оперу. В России он сочинял оперы и балеты, многочисленные фортепианные пьесы, давал концерты и преподавал, в числе его учеников был будущий композитор Алексей Верстовский. События войны 1812 года были восприняты Штейбельтом горячо и эмоционально. Его большая фортепианная фантазия «Изображение объятой пламенем Москвы» – самая известная батальная пьеса того времени, впервые была исполнена в 1813 году. Она весьма живописна и состоит из нескольких частей: «Вход Наполеона в Москву», «Начало пожара», «Моление о сохранении дней Августейшего императора Александра», «Продолжение пожара», «Взрывание Кремля», «Сражение», «Внезапное бегство побежденных», «Радость победителей», «Русская пляска с вариациями на тему „Камаринской“».

Еще один иностранный композитор, связавший свою деятельность с Россией – Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон (1768–1838). Поляк по происхождению, он был капельмейстером при русском императорском дворе, преподавал музыку великим княжнам, сестрам императора Александра I. Имя Фергюсона неотделимо от истории Царскосельского лицея, где, не будучи штатным преподавателем, он занимался с лицеистами вокалом, организовал хор, о котором многие воспитанники оставили теплые воспоминания. Его дом был открыт для лицеистов, там «каждый вечер собирались по нескольку человек, пили чай, болтали, занимались музыкой и пением». На этих вечерах бывали Александр Пушкин, Михаил Яковлев, Модест Корф, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер. Три французских романса Теппера де Фергюсона станут частью оперного спектакля в Оружейной палате.

Антон Фердинанд Тиц (1742–1810), – австрийский скрипач и композитор около сорока лет посвятил службе при российском дворе, где благодаря ему впервые были исполнены квартеты Гайдна и Моцарта, Тицу было доверено обучение игре на скрипке великого князя Александра Павловича. Фрагмент струнного квартета австрийского композитора Антона Фердинанда Тица, посвященного Александру I, в котором пророчески предсказана победа России в войне с Наполеоном, также станет частью оперы «Александр и Елизавета».

Особое место в спектакле занимают песни и романсы Дмитрия Бортнянского, посвященные великой княгине Елизавете Алексеевне. Они представят духовный диалог Александра I и Елизаветы, воплощенный в их переписке. В финале спектакля прозвучит хор, сочиненный капельмейстером при русском дворе Фердинандом Антонолини на стихи Г. Р. Державина «Ты возвратился, Благодатный» и посвящённый Александру I.

В программе:

Исполняют:

Опера-пастиччо «Александр и Елизавета»
Вокально-хореографическое представление на музыку композиторов эпохи Александра I.
В одном действии

И.В. Гесслер
Кантата «Александр и Елизавета»

Д. Штейбельт
Музыкальная фантазия «Изображение объятой пламенем Москвы»

Дж. Сарти
Ария Лавинии из оперы «Эней в Лацио»

Л.-В.Т. де Фергюссон
Три французских романса

А.Ф. Тиц
Вступление и полонез из струнного квартета

Д. Бортнянский
Песни и романсы, посвященные великой княгине Елизавете Алексеевне: «Романс о Поле и Виргинии», «Гимн Луне», «Романс о прекрасном Тирсисе»

Д. Бортнянский
Дуэт из оперы «Сокол»

Ф. Антонолини
«Ты возвратился, Благодатный»

С. Дегтярев
«Крещенский концерт»

А. Львов
«Вечери Твоея Тайныя»

Московский ансамбль "Солисты Барокко"
Театр исторического танца «Малый Трианон» (Санкт-Петербург) Вокальный ансамбль «Дорос»
Заслуженная артистка России Яна Иванилова (сопрано)
Лауреат международных конкурсов Юрий Ростоцкий (тенор)

 

МОСКОВСКИЙ АНСАМБЛЬ «СОЛИСТЫ БАРОККО», художественный руководитель - профессор Московской консерватории Андрей Спиридонов (виолончель)

Московский ансамбль "Солисты Барокко" был создан в 1997 году виолончелистом Андреем Спиридоновым для исполнения музыки XVIII-XIXвеков в аутентичной манере. Основу репертуара составляет музыка российских и западноевропейских композиторов. За годы деятельности коллектива было осуществлено множество премьер музыкальных произведений, о существовании которых не вспоминали более двух веков. Усилиями ансамбля многие из них были исполнены на международных фестивалях и записаны на CD. Ансамбль ведет активную концертную и просветительскую деятельность, сопровождая концерты культурно-историческими комментариями.

Большое значение ансамбль придает воссозданию опер XVIII-XIX веков. Этот репертуар чрезвычайно сложен для исполнения и пока не очень привычен для российской аудитории.

За последние шесть сезонов  "Солисты Барокко" успешно реализовали на концертных площадках постановку более 20 опер: от русских авторов, таких как Фомин, Бортнянский, Верстовский, Соколовский, - до западноевропейских шедевров Генделя, Моцарта, Глюка, Руссо, Перголези, Скарлатти, Телемана, Альбинони и др. Оперы звучали на сцене камерного зала Московской филармонии, международных фестивалях в Херсонесе, музыкальном фестивале «Посольские дары» в Музеях Московского Кремля, а также в усадьбах «Царицыно», «Останкино», «Архангельское», «Кусково», Бетховенском зале Большого театра в Москве.  

Основу ансамбля составляет профессорско-преподавательский состав и ассистенты-стажеры факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории. 

Андрей Спиридонов  окончил Московскую консерваторию по двум специальностям  - виолончель (под руководством профессора Ивана Монигетти и профессора Наталии Шаховской) и композиция (класс профессора Тихона Хренникова). В разное время был солистом ансамблей старинной музыки «Барокко», «Академия старинной музыки», «Орфарион» и др.

Андрей Спиридонов является автором научных статей, посвященных русскому музыкальному искусству XVIII – начала XIX вв. Одна из последних работ — исследование и концертное исполнение программы «Александровский классицизм в музыке».

 

ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РОССИИ ЯНА ИВАНИЛОВА, СОПРАНО

Заслуженная артистка РоссииЯна Иванилова - выпускница теоретического и вокального отделений Российской академии музыки им. Гнесиных (класс проф. В. Левко) и аспирантуры Московской консерватории (класс проф. Н. Дорлиак). Стажировалась в Вене у И. Вамзер (сольное пение) и П. Берне (музыкальная стилистика), а также в Монреале у М. Девалюи.

Лауреат международного конкурса им. Шнайдера-Трнавского (Словакия, 1999), обладатель специального приза за партию Виолетты («Травиата» Дж. Верди) на конкурсе в Кошице (Словакия, 1999). В разное время была солисткой Московского театра «Новая опера», сотрудничала с ансамблями старинной музыки «Мадригал», «Академия старинной музыки» и «Орфарион». В 2008 году приглашена в труппу Большого театра, с которой в 2010 году с успехом гастролировала в Лондонском театре «Ковент-Гарден».

Выступала с концертами на сценах Большого зала консерватории и Международного дома Музыки в Москве, зала «Юнеско» в Париже, «Виктория-холл» в Женеве, Вестминстерского аббатства в Лондоне, театра «Миллениум» в Нью-Йорке, «Студии Глена Гульда» в Торонто. Сотрудничала с известными музыкантами, среди которых Е. Светланов, В. Федосеев, М. Плетнев, А. Борейко, П. Коган, В. Спиваков, В. Минин, С. Сондецкис, Е. Колобов, А. Рудин, А. Любимов, Б. Березовский, Т . Гринденко, С. Стадлер, Р . Клеменчич, Р . Бонинг и др. Принимала участие в премьерах сочинений Л. Десятникова и в мировых премьерах восстановленных опер Б. Галуппи «Король-пастух», Дж. Сарти «Эней в Лацио», российской премьеры оперы Т. Траэтты «Антигона».

Репертуар певицы огромен и охватывает почти всю историю музыки. Это ведущие партии в операх Моцарта, Глюка, Пёрселла, Россини, Верди, Доницетти, Гретри, Пашкевича, Соколовского, Люлли, Рамо, Монтеверди, Гайдна, а также партии сопрано в «Военном реквиеме» Бриттена, 8-й симфонии Малера, «Колоколах» Рахманинова, Missa Solemnis Бетховена, Stabat Mater Дворжака и многих других сочинениях кантатно-ораториального жанра. Особое место в творчестве Иваниловой занимает камерное музицирование, в том числе песенные монографические программы русских композиторов: Чайковского, Рахманинова, Метнера, Танеева, Глинки, Мусоргского, Аренского, Балакирева, Римского-Корсакова, Черепнина, Ляпунова, Гурилёва, Козловского, Шостаковича, Б. Чайковского, В. Гаврилина, В. Сильвестрова и др., а также мировой классики: Шуберта, Шумана, Моцарта, Гайдна, Вольфа, Рихарда Штрауса, Дебюсси, Форе, Дюпарка, Де Фальи, Беллини, Россини, Доницетти.

Дискография певицы включает записи романсов Н. Метнера с пианистом Б. Березовским («Mirare», Бельгия), вокального цикла «Ступени» В. Сильвестрова совместно с А. Любимовым («Меgadisk», Бельгия), «Эней в Лацио» Дж. Сарти («Воngiovanni», Италия), совместные записи с ансамблем «Орфарион» под управлением О. Худякова («Орus 111» и «Vista Vera»), Восьмую симфонию Малера» под управлением Е. Светланова («Русские сезоны»), романсы Н. Метнера с Екатериной Державиной и Хемишем Милном («Vista Vera»).

 

ЮРИЙ РОСТОЦКИЙ, ТЕНОР

Юрий Ростоцкий - выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных по специальности «Вокальное искусство». Совершенствовал свое мастерство в программе для молодых певцов Oper Oder Spree (Германия, 2014) и в знаменитой школе пения Accademia Rossiniana (Италия, 2017) под руководством Эрнесто Паласио. Принимал участие в мастер-классах Галины Вишневской, Хуана Диего Флореса, Важи Чачавы, Роберта Гэмбилла, Деборы Йорк, Валентины Левко, Фабио Сартори, Питера Мауса. Неоднократный стипендиат Министерства культуры РФ. Певец отмечен призами Международного конкурса оперных певцов Клаудиа Таэв (Эстония, 2015), Международного конкурса оперных певцов Елены Образцовой (СанктПетербург, 2015), Международного конкурса вокалистов имени Бориса Штоколова (СанктПетербург, 2014), Московского конкурса теноров имени И.С. Козловского (Москва, 2011), Международного конкурса вокалистов имени Зары Долухановой «Янтарный соловей» (Калининград, 2010), Международного конкурса вокалистов «Bella voce» (Москва, 2004). В 2015–2018 гг. – солист Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. С 2018 г. – солист Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье». С 2020 г. – ведущий солист Государственной телерадиокомпании «Культура».

В театре исполняет партии Линдоро («Итальянка в Алжире» Россини), Феррандо («Так поступают все женщины» Моцарта), Рамиро («Золушка» Россини), Неморино («Любовный напиток» Доницетти), Берендея («Снегурочка» Римского-Корсакова), Ленского («Евгений Онегин» Чайковского). Певец активно выступает на европейских сценах. В 2016 году тенор исполнил партию Бельфьоре в серии спектаклей оперы «Мнимая садовница» Моцарта в Берлине совместно с Берлинским симфоническим оркестром, исполнил партии тенора в Мессе ми-бемоль мажор Шуберта в Нюрнберге совместно с Нюрнбергским симфоническим оркестром и в оратории «Мессия» Генделя с оркестром Musica Viva в Москве. Принимал участие в «Бале Фаберже» (Эстония) совместно с Каунасским симфоническим оркестром. В 2017 году исполнил партию Бригеллы («Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса) совместно с Госоркестром России под управлением Владимира Юровского. Регулярно исполняет партию тенора в сценической кантате «Кармина Бурана» Орфа.

В 2018 году певец исполнил партию Самсона в одноименной оратории Генделя с Российским национальным оркестром, принял участие в исполнении «Оды к Радости» из финала Девятой симфонии Бетховена совместно с оркестром «Новая Россия» и исполнил партию тенора в «Высокой мессе» Баха совместно с камерным оркестром «Виртуозы Москвы». В разные годы исполнял партии Дамона («Ацис и Галатея» Генделя) под управлением Петера Ноймана (Германия), Молодого цыгана («Алеко» Рахманинова), тенора во «Всенощном бдении» Рахманинова в Московском Кремле, Реквиеме и Коронационной мессе Моцарта, «Пульчинелле» Стравинского. В сезоне 2018/2019 Юрий исполнил партии Линдоро («Итальянка в Алжире» Россини) в государственных театрах Алмере, Арнема, Хенгело (Нидерланды, 2019), Тебальдо («Монтекки и Капулетти» Беллини) в Каунасском музыкальном театре (Литва, 2019) и на оперном фестивале PromFest (Эстония, 2019). Также певец выступил в партиях Евангелиста и тенора в «Страстях по Иоанну» и «Страстях по Матфею» Баха в серии концертов в Нидерландах, Москве и Нижнем Новгороде (дирижер Йорн Бойзен).

Также певец исполнил главную партию в мировой премьере оперы Ильи Демуцкого «Черный квадрат» в Новой Третьяковской галерее. Летом 2019 был солистом музыкальной программы фестиваля «Русские сезоны» со звездами русского балета в Довиле (Франция). В сезоне 2019/2020 Юрий исполнил партии тенора в Симфонии № 1 Скрябина на фестивале «Septembre Musical» в Монтрё (Швейцария) и на «Большом фестивале РНО» в Москве под управлением Михаила Плетнева, в Большой мессе c-moll Моцарта совместно с БСО. В предстоящем сезоне 2021/2022 певец исполнит партии тенора в «Страстях по Матфею» Баха и «Пульчинелле» Стравинского в Нидерландах, в «Магнификат» Баха под управлением Назара Кожухаря в Большом зале Московской консерватории, Мессе до мажор Бетховена под управлением Бориса Рудина в Новосибирской филармонии, Большой мессе до минор Моцарта под управлением Максима Емельянычева в Московской филармонии, Ленского в опере «Евгений Онегин» Чайковского в концертном зале «Зарядье» с БСО. Дебютирует в партиях Целима в опере «Истина в страдании» Вивальди на оперном фестивале Immling в Германии, партии Нарчизо в опере «Турок в Италии» Россини в Эстонии и Литве.

 

ТЕАТР ИСТОРИЧЕСКОГО ТАНЦА «МАЛЫЙ ТРИАНОН» (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), художественный руководитель Ярослава Бубнова.

Театр исторического танца «Малый Трианон» — уникальный коллектив, создающий спектакли эстетике самых разных исторических стилей от барокко и рококо до классицизма и стиля модерн. В репертуаре театра сочетаются воссозданные танцы XVII-XIX столетий с авторскими композициями, выдержанными в стилистике времени. Музыка западноевропейских композиторов органично сплетается в их программах со звучанием самобытных отечественных жанров, таких как петровский кант.

Театр имел честь сотрудничать с ведущими хореографами в области барочного танца, такими как Беатрис Массен, Филиппа Уайт, Инго Гюнтер и Франк Дицель. Театр Малый Трианон принимал участие в мировых премьерах барочных опер «Алкид» и «Креонт». Силами театра были поставлена опера на либретто Якова Кунста «На покорение Шведа», премьера была представлена публике в Георгиевском зале Государственного Эрмитажа.

Со времени основания театра «Малый Трианон» в 2009 году, коллектив многократно выступал на сценах: Академической Капеллы им. Глинки, Эрмитажного театра, БКЗ Октябрьский, Малого зала Филармонии, Зала Глазунова, БДТ им. Толстоногова и др. Выступления театра проходили в Юсуповском, Екатерининском, Большом Петергофском и Павловском дворцах, Залах Государственного Эрмитажа и многих музеев и дворцов Санкт-Петербурга. Дивертисмент «Petit baroque balet» театр имел честь представить в Эдинбургском замке (Шотландия), Замке Дюрсель (Бельгия), дворце Во-ле Виконт (Франция), Сан-Суси (Германия) и дворце Кадриорг (Эстония), Рундальском замке (Латвия). Театр располагает богатой авторской коллекцией костюмов и сценической обуви, которая неоднократно принимала участие в выставках.

Художественный руководитель театра Ярослава Бубнова — искусствовед, член международной ассоциации искусствоведов и критиков искусства с 1999 года, автор многих художественных проектов в России и за рубежом.

 

МУЖСКОЙ ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ DOROS, художественный руководитель Константин Сенченко.

Мужской вокальный ансамбль DOROS объединил выпускников дирижерско-хорового отделения Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, стремившихся сохранить и популяризировать наследие отечественной певческой культуры. С момента создания коллектива в 2002 г. его деятельность поддерживает Государственный исторический музей. Покровский собор (Храм Василия Блаженного) – является основным местом выступлений вокального ансамбля  DOROS.

В 2008 году во время концертного турне по восточным и южный районам Франции, коллектив получил приглашение к сотрудничеству от Собора Saint-Nazaireet Saint-Celse города Каркассон, в котором второй состав ансамбля продолжал работать до 2018 года.

Просветительская деятельность коллектива выходит далеко за пределы России. DOROS выступил со множеством концертов в разных странах Европы. С 2015 года коллектив участвует в музыкальном семинаре в Греции, принимает участие в турах по европейским столицам в рамках музыкально-христианского проекта «Sacred Imagination», организованного британским концертным агентством «Intermusica». В 2017 году состоялся концертный тур по городам России, концерт на фестивале духовной музыки в городе Овьедо (Испания), концерт в театре Barbican в Лондоне.

 В мае 2019 года ансамбль DOROS принял участие в проекте «OrientaleLumen 2019» (Венгрия). В декабре того же года коллектив выступал с Филадельфийским юношеским хором  Keystone Boychoir (США).

В феврале 2020 года ансамбль получил Гран-при на Международном фестивале православных песнопений «Коложский благовест» в г. Гродно (Беларусь), а в октябре того же года II место на международном фестивале в Польше.

 

Дополнительная информация по телефону: 8 (495) 697-88-17

 
вверх