Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

09 ноября 2021 года
Оружейная палата

Новая программа оркестра «Pratum Integrum», подготовленная для фестиваля, обращена к выдающейся фигуре императора Александра I в контексте сопровождавшей его жизнь музыки. С раннего детства Александр Павлович не был чужд музыкальному искусству. Его мать, великая княгиня Мария Федоровна играла на клавире, а отец, великий князь Павел Петрович, охотно посещал концерты и оперные представления. Музыкальную атмосферу Малого двора в Гатчине и Павловске создавали многочисленные оперные представления. Юный Александр, если и не принимал участие в этих постановках, то, по крайней мере, становился их свидетелем.

Александру I довелось жить в пору расцвета музыкального классицизма. Именно в этот период в России сформировался круг отечественных профессиональных композиторов, многие из которых, подобно Евстигнею Фомину или Дмитрию Бортнянскому, получили превосходное образование за границей. Доминантой программы оркестра «Pratum Integrum», подготовленной специально для фестиваля, стало наследие выдающегося певца, дирижера и композитора Дмитрия Бортнянского, завершившего свое образование в Италии, где он написал три оперы на мифологические сюжеты. По возвращении в Россию он получил пост капельмейстера и продолжил создавать оперы, кантаты и духовную музыку. В программу концерта вошли два вокальных номера из итальянских опер Бортнянского. Первый – из недавно обнаруженной оперы «Креонт» (1776–1777), написанной на либретто Марко Кольтеллини. Другой – воинственная итальянская ария di bravura из лучшей оперы Бортнянского «Алкид» (1778). Обе арии, насыщенные виртуозными колоратурами, как нельзя лучше подходили для концертов, которые нередко устраивали при императорском дворе на рубеже XVIII–XIX веков. В 1787 году Бортнянский создал еще одну замечательную лирико-комическую оперу «Сын-соперник, или современная Стратоника». Выразительная ария Элеоноры прозвучит в исполнении сопрано Екатерины Проценко. Говоря о деятельности Бортнянского при Малом дворе, нельзя обойти вниманием и его первую французскую оперу «Празднество сеньора», из которой будут исполнены инструментальные номера: вступительная трехчастная симфония и два маленьких балета.

В год рождения Александра (1777) в Санкт-Петербург переехал замечательный московский капельмейстер Себастьян Жорж. Уроженец Майнца, он много лет провел в России, торговал нотами и музыкальными инструментами, занимался обучением оркестров и любителей клавира, сочинял превосходную музыку. В программу концерта вошла Концертная симфония Жоржа, предназначенная для необычного состава солистов – двух флейт, двух скрипок, альта и виолончели с оркестром. Пьеса пользовалась популярностью и входила в собрания нотных библиотек многих частных капелл.

Еще одной любопытной фигурой того времени был клавирист и композитор Эрнст Ванжура. Приехав в Россию около 1771 года, он успел поработать и в Театре Зорича в Шклове, и в Театре Московского воспитательного дома, и при русском императорском дворе. Великий князь Александр Павлович прекрасно знал Ванжуру, изумлявшего придворную публику различными фокусами за фортепиано и игрой вместе с Антоном Фердинандом Тицем в квартете. Он проявил себя и как талантливый композитор: около 1782 года в Москве из-под его пера вышла остроумная симфония на темы шести русских песен. Ее издание стало первой публикацией оркестровых симфоний в России. На концерте фестиваля прозвучит недавно обнаруженная ранняя версия сочинения.

Начало царствования Александра I отмечалось пышными торжествами в Москве, для которых был сочинен ряд хоров и несколько специальных коронационных симфоний. Дмитрий Бортнянский, назначенный Павлом I на должность директора Придворной певческой капеллы, сохранял этот пост при Александре I и написал около двух десятков приветственных кантат, большинство из которых утрачено. До нашего времени дошли некоторые гимны Бортнянского, один из них «Богу Благословение», имел столь широкое хождение, что стал государственным гимном России, а после появления «Боже, Царя храни» Алексея Львова все равно не вышел из употребления и известен до сих пор под названием «Коль славен наш Господь в Сионе». Вплоть до революции 1917 года он звучал на курантах Спасской башни Московского Кремля. На концерте прозвучит «армейская» версия гимна, изданная после смерти Бортнянского.

В 1811 году, еще до вторжения наполеоновских войск в Россию, появилась первая русская патриотическая оратория на исторический сюжет «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы». Автором ее стал крепостной музыкант, композитор капеллы

Н.П. Шереметева, Степан Дегтярев. Ученик Джузеппе Сарти, последователь традиций духовной музыки Бортнянского, Дегтярев обратился к крупному жанру, находясь под впечатлением от гремевших тогда ораторий Гайдна. Произведение Дегтярева было с успехом исполнено в Москве, оно же звучало при открытии памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в 1818 году. Оратория включает ряд вдохновенных номеров – развернутые хоровые фуги, ансамбли, речитативы, батальную сцену и арии. В программу концерта вошла элегантная ария Ольги из III действия оратории.

В программе:

Исполняют:

Cебастьян Жорж (около 1745–1796)
Концертная симфония ре мажор для двух скрипок, двух флейт, альта и виолончели с оркестром SG. IV: 1 (около 1777) Allegretto – Adagio – Rondo

Дмитрий Бортнянский (1751–1825)
Ария Антигоны „D'una misera famiglia“ из оперы «Креонт» (Венеция, 1776–1777)

Ария Аретеи „Tu vedrai che virtù non paventa“ из оперы «Алкид» (Венеция, 1778)

Эрнст Ванжура (около 1750–1802)
Симфония ре мажор «Русская» (версия 1782 года)
Allegro. Adagio cantabile. Rondo

Степан Дегтярев (1766–1813)
Ария Ольги «Есть ли в свете что милее» из оратории «Минин и Пожарский» (1811)

Осип Козловский (1757–1831)
Российская песня «Где, где, ах, где укрыться!» (1797)

Дмитрий Бортнянский (1751–1825)
Симфония и два балета из оперы «Празднество сеньора» (1786, посвящена великому князю Павлу Петровичу)

Ария Элеоноры «En vain se dispute a mon Coeur» из оперы «Сын-соперник, или новая Стратоника» (Павловск, 1787)

Оркестр «Pratum Integrum»
Художественный руководитель — Павел Сербин, виолончель

 

ОРКЕСТР PRATUM INTEGRUM,  художественный руководитель Павел Сербин (виолончель).

PratumIntegrum («некошеный луг», лат.) – оркестр, исполняющий музыку барокко и классицизма на исторических инструментах, подлинниках или копиях инструментов XVIII века. За 18 лет своей деятельности коллектив открыл множество неизвестных публике сочинений XVII-XVIII столетий и завоевал репутацию высокопрофессионального коллектива, создающего исторически грамотные, но в то же время «живые», темпераментные интерпретации. Pratum Integrum впервые представил российским слушателям более двухсот сочинений в самых разных жанрах, от сонат и концертов до опер и кантат. Среди самых заметных премьер – балет Люлли «Времена года», мелодрама Фомина «Орфей», «Страсти по Иоанну» Гебеля, «Страсти по Марку» И.С. Баха, концертные исполнения «Орфея и Эвридики» Глюка, «Дидоны и Энея» Пёрселла, «Антигоны» Траэтты, «Венеры и Адониса» Блоу.

Оркестр гастролирует за рубежом и с большим успехом участвует в крупных международных фестивалях, таких как Tage Alter Musik (Регенсбург, 2006), Musica Antiqua (Брюгге, 2006), Nordlysfestivalen (Тромсё, 2009), фестиваль Телемана (Магдебург, 2010), Earlymusic (Санкт-Петербург, 2009–2012), Oude Muziek (Утрехт, 2013 г), Гольдберговский Фестиваль (Гданьск, 2018). Pratum Integrum сотрудничал  с авторитетными европейскими музыкантами в области исторического исполнительства: Тревором Пинноком, Петером Нойманом, Сигизвальдом и Виландом Кёйкенами, Альфредо Бернардини, Паоло Грацци, Симоной Кермес, Сарой Мингардо, Мирей Деленш, Полом Эссвудом, Филиппом Жарусски, Кристофом Руссе и другими. В числе ярких проектов последних лет – выступления со всемирно известными дирижёрами, признанными авторитетами в области исторического исполнительства (Р. Гёбель, С. Монтанари, Р. Холлингворт), певцами-солистами (В. Сабадус, Ф. Аспромонте, Ю. Миненко, Д. Идрисова, В. Бержанская). Дискография оркестра насчитывает более 15 альбомов (выпущены на лейбле Caro Mitis), многие из которых получили высокую оценку европейских критиков.

Основатель и художественный руководитель Pratum Integrum, виолончелист Павел Сербин, видит одну из важнейших миссий оркестра в поиске и распространении неизвестной русской музыки эпохи классицизма. Итогом многолетних изысканий в этой области стала запись видеотеки на средства Президентского гранта (2019 г.), в которую вошли оркестровые и камерные шедевры композиторов, работавших в России (Д. Бортнянский, М. Березовский, Э. Ванжура, М. Керцелли, А. Тиц). Нынешней осенью при поддержке Министерства культуры Российской Федерации коллектив реализует новый масштабный проект по исполнению русской музыки XVIII века в столице и ряде российских городов (Санкт-Петербург, Красноярск, Нижний Новгород, Тамбов, Саратов, Астрахань).

ЕКАТЕРИНА ПРОЦЕНКО, СОПРАНО (АВСТРИЯ)

Свое вокальное образование певица начала в музыкальном училище им. Н.А. Римского-Корсакова в классе И. Лоскутовой-Лебедь, а затем продолжила обучение в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова в классе И. Богачёвой. В 2021 году Екатерина окончила Венский университет музыки и исполнительского искусства (классы профессоров Э. Лиенбахер и Ф. Бёша).

Екатерина – лауреат международных вокальных конкурсов, таких как конкурс Д. Тальявини (Австрия), Й. Брамса (Австрия), «Браво, барокко» (Россия) и конкурс Оперного театра Райнсберга (Германия). Певица принимала участие в многочисленных мастер-классах под руководством Елены Образцовой, Владимира Чернова, Сергея Лейферкуса, Крассимира Стоянова, Роберта Холля, Илеаны Котрубаш, Джузеппе Саббатини и многих других.

Осенью 2019 года Екатерина дебютировала на сцене Венского Концертхауса в гала-концерте в сопровождении Симфонического оркестра Словакии под управлением дирижера А. Полещука. В 2019 году на летнем фестивале JOPERA в Йеннерсдорфе она исполнила роль Второй Магды в опере Ф. Флотова «Марта» под руководством дирижера Г. Фритча в постановке Б. Фассбендер, а также выступила в рамках летнего фестиваля на Аттерзе, исполнив «Песни Клерхен» из музыки к трагедии «Эгмонт» Бетховена при участии Венского академического оркестра под управлением дирижера М. Хазельбёка и Томаса Хэмпсона в роли Чтеца. Весной 2019 года Екатерина участвовала в гала-концерте с Юсифом Эйвазовым в Тонхалле в Дюссельдорфе, а также исполнила отрывки из «Страстей по Матфею» Баха и партию Пери из оратории «Рай и Пери» Шумана в сопровождении Симфонического оркестра им. А. Веберна под управлением Э. Ортнера в театре замка Шёнбрунн. Зимой 2018 года певица участвовала в ряде концертов общества «Друзья Венской оперы», в том числе в благотворительном концерте при участии певца Микаеля Шаде.

Особое место в репертуаре Екатерины занимают роли из опер В.А. Моцарта: Сюзанна из «Свадьбы Фигаро» (Венский университет музыки и исполнительского искусства, 2018; Зоммерсеренаден, Грац, 2017), Деспина из «Так поступают все» (Национальный театр Дэгу, Южная Корея, 2018) и Памина из «Волшебной флейты» (Дом Моцарта, Вена, 2017). Также певица исполняла партии Клариче из оперы Й. Гайдна «Лунный мир» (фестиваль JOPERA, 2018), Белинды из оперы «Дидона и Эней» Г. Пёрселла (музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова, 2012).

С 2020 года певица является солисткой театра Aн дер Вин, где исполняет партии Эвридики из оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика», Гипсипилы из оперы Ф. Кавалли «Ясон» и др. Также Екатерина – приглашенная солистка ежегодного барочного фестиваля, проходящего в городе Вадстена, Швеция.

 

Дополнительная информация по телефону: 8 (495) 697-88-17

 
вверх