Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Министерство Культуры РФ
Министерство культуры, информации
и общественного согласия республики Казахстан
Музеи Московского Кремля
Международный центр фестивалей, конкурсов
и культурного сотрудничества Министерства культуры РФ

19 февраля – 17 апреля 2003 г.
Парадный вестибюль Оружейной палаты

Выставка ''Золотой Воин. Сокровища сакских курганов'' открывает культурную программу Года Казахстана в России. В экспозиции представлены уникальные золотые изделия эпохи ранних кочевников, найденные в Казахстане при археологических раскопках, а также, традиционные ювелирные украшения казахских мастеров-зергеров из собрания музея Президентского центра культуры Республики Казахстан и Музея золота, драгоценных металлов Республики Казахстан (г. Астана).

Ранний период в истории евразийских кочевников носит название ''скифо-сакского'' по имени двух больших групп племен. Во взаимодействии и взаимопроникновении культур этих народов и зародилось в VII-VI вв. до н.э. блестящее искусство скифо-сибирского ''звериного'' стиля.

Среди золотых украшений сакского периода, обнаруженных на территории Казахстана, преобладают элементы декора одежды и оружия – нашивные бляшки, пластины, накладки со стилизованными изображением животных – тигров, оленей, снежных барсов, лошадей, архаров.

Высоким образцом ювелирного искусства скифо-сибирского ''звериного'' стиля является уникальный комплекс золотых нашивок, украшавших одеяние знатного сака – так называемый "Золотой воин'', обнаруженный в 1969-70 гг. при раскопках кургана Иссык близ Алматы и датируемый V - IV вв. до н.э. Сохранность захоронения позволила выполнить реконструкцию одежды и украшений сакского аристократа. Более 4 тыс. золотых бляшек были выполнены в разнообразной технике – литье, ковка, штамповка, гравировка, зернь и т.д. Рельефные фигурки животных полны динамизма и экспрессии. Комплекс предметов украшения сакского воина – это выдающийся образец ювелирного искусства античности. Удачный сплав функциональности и сюжетной образности, удивительный синтез утилитарного и изобразительного ставит данный памятник в один ряд с лучшими образцами древней культуры человечества.

Одним из богатейших комплексов ювелирных украшений сакского периода в истории Казахстана является уникальный ''Жалаулинский клад'', найденный в 1986 году на территории Алматинской области. Сюжет и композиционные решения предметов из вышеназванного клада с изображениями бегущих, лежащих или скрестивших рога оленей отличаются реализмом, поражают динамизмом, яркостью и жизненностью образов.

Украшения кургана Берель - это филигранно выполненные великолепные образцы золотого литья (сфинкс, пластина в виде головы тигра - символа власти, дикого барана – символа богатства).

В III – II вв. до н.э. ''звериный'' стиль на территории Казахстана сменяется инкрустационным (полихромным). Широкое распространение получают цветные вставки из драгоценных и полудрагоценных камней. Самый примечательный комплекс изделий в инкрустационном стиле найден в ущелье Каргалы под Алматы в 1939 году – так называемая ''Каргалинская диадема'', которая датируется II–I вв. до н.э.

Выставка демонстрирует женские ювелирные украшения: браслеты, перстни, серьги, застежки. Особо изысканными и дорогостоящими изделиями прикладного искусства считались: головной убор невесты (саукеле), нагрудное украшение (ониржиек), украшения для девичьих кос (шашбау), пояса, амулет, обереги и др.

Казахские мастера-зергеры продолжили и обогатили древние традиции ювелирного искусства, передавали в наследство последующим поколениям свои знания, мастерство, опыт.

Представленные в Оружейной палате Московского Кремля экспонаты – лишь малая часть древних золотых и серебряных украшений, хранящихся в музеях Казахстана и являющихся ценнейшими культурными и историческими памятниками.

 

События

вверх