Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

"Известия"

26.10.2012
Алексей Мокроусов

Вещи и драгоценности британской аристократии, привезенные в Москву, еще не видели за пределами туманного Альбиона.

В Москве открылась выставка "Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла I". Уникальный проект подготовлен совместно музеями Московского Кремля и знаменитого лондонского Музея Виктории и Альберта. Работы предоставили десять музеев Великобритании и России и частные коллекционеры.

Как сказала "Известиям" Зельфира Трегулова, заместитель директора музеев Кремля, "показ этих драгоценностей - огромное событие, их не видят за пределами Англии".

Среди участников - Достопочтенная компания оружейников и медников, Национальный морской музей в Гринвиче и Королевские коллекции: в Москву впервые привезли вещи из личного собрания английской королевы. Выставка полна редких экспонатов, иные из них никогда еще не покидали пределов Англии либо впервые показываются в российской столице.

От эпохи Тюдоров (1485-1603) и первых Стюартов (1603-1649) сохранилось немного предметов искусства. Экономические проблемы заставляли власть переплавлять украшения, продавать сосуды и кубки. Многие уже в XVII веке уходили в Россию, причем не в столицу, а в Архангельск, главный тогда порт, где вовсю трудились представители основанной англичанами Московской компании (она просуществовала до 1917 года). В центре зала в Успенской звоннице поместили фигуры барсов из позолоченного серебра, хранящихся в Московском Кремле и попавших сюда как раз из Архангельска.

Есть здесь и так называемый Хэмпдонский портрет Елизаветы I (около 1560 года), подаренный ею семье Хэмпдон, а недавно проданный с аукциона. Его символика таинственна. Если красная гвоздика в руке у королевы - символ тех, кто собирается вступать в брак (сама она в него так и не вступит, ее назовут королевой-девственницей), то роза на дубовых листьях на левом плече имеет, видимо, отношение к одному из женихов Елизаветы, графу Лестеру (это его родовой знак). А вот почему из зеленого бордюра торчит чья-то лапа, неясно.

Рядом портрет самого Роберта Дадли (1532?-1588), графа Лестера. Фаворит королевы сжимает в руке белый платок. Говорят, во время теннисного матча разгоряченный игрою граф подбежал к королевской ложе, выхватил из рук Елизаветы платок, вытерся и вернулся на корт, вызвав зависть многочисленных женихов-соперников. Вступить в брак с Елизаветой стремились не только "свои" аристократы, но короли и принцы всей Европы, сватался к ней даже Иван Грозный, отправивший в Лондон 11 писем. Но она предпочла одиночное правление.

Впрочем, число поклонников и верных вассалов с годами не иссякало. Одним из героев эпохи стал пират, а позднее адмирал Френсис Дрейк. Он привез из заморских стран не только картофель, но и рубины. Они использованы, в частности, в "звезде Дрейка" (на самом деле украшение выглядит как солнце), выставленной рядом с так называемой "драгоценностью Дрейка" - золотым медальоном с рубинами, алмазами и жемчугом и портретом Елизаветы внутри. Слева от витрины - портрет адмирала, к одежде которого драгоценность как раз и прикреплена.

Внимание к деталям потребуется и во втором зале выставки. В Одностолпной палате рассказывают об увлечениях и быте эпохи - охоте, одежде, театре. Показаны эскизы доспехов XVI века и выполненные по ним рыцарские латы (они были дороже самых модных нарядов), женский жакет и дублет из льна. Брэдфордский ковер (на самом деле скатерть) можно разглядывать часами, так много здесь интересных сюжетов. Правда, чтобы увидеть даму, несущую церковь на голове, придется нагнуться: перед ковром стоит длинная полка с часами, солонкой и прочими предметами, символизировавшими роскошь (соль была дорога).

Эта полка - пожалуй, единственный недочет отличного дизайна и в целом первоклассной выставки. Куратор Ольга Дмитриева, автор биографии Елизаветы, выдерживает европейские музейные стандарты. Каталог содержателен, в залах вещей немного, но показаны они со вкусом и просторно. В Кремле, где нет нормального выставочного зала, такое происходит не всегда. Решением могло бы стать, например, переоборудование одного из помещений Дворца съездов под выставочное пространство. Но для принятия такого решения требуется, чтобы на небосклоне власти одновременно сошлось слишком много звезд.

После Москвы "Золотой век" покажут в Англии, где она удвоится составом: туда отправится немало экспонатов из музеев Кремля.

Выставка открыта до 27 января.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/538420#ixzz2BRpOX8aN

 

СМИ о музеях

вверх