Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Время

02.07.2007
Сергей ХАЧАТУРОВ


N°113, 02 июля 2007

Уникальные памятники эпохи Михаила Романова в Музеях Кремля

На юбилейной конференции к 200-летию Музеев Московского Кремля, что проходила в марте прошлого года, куратор только что открывшейся выставки «Иконописцы царя Михаила Романова» Виктория Меняйло рассказывала о трагической судьбе древнейшей русской святыни - церкви Чуда архангела Михаила в Хонех кремлевского Чудова монастыря. Первый храм был построен в 1365 году митрополитом Алексием в знак благодарности за помощь в миссионерской поездке в Золотую Орду. Храм перестраивался и при Иване III, в начале XVI века, получил свой известный по дореволюционным открыткам облик. Пережив страшные московские пожары 1547, 1627, 1737, 1812 годов, храм был взорван в ночь с 16 на 17 декабря 1929 года. Отвага легендарного историка древнерусской культуры Николая Померанцева помогла свершиться одному чуду: перед гибелью Чудова монастыря удалось перенести в кремлевский музей и поставить на учет около 170 икон из монастырских церквей, большая часть происходит из церкви архангела Михаила в Хонех.

Сегодня случилось другое чудо: реставраторы и исследователи впервые представили многие сохранившиеся иконы из монастырского храма, которые датируются временем царствования первого Романова - Михаила Федоровича (1596--1645), прекратившего смуту, преодолевшего разруху и восстановившего более или менее пристойную жизнь. Сделанная при поддержке норвежской компании «Норск Гидро» выставка уникальна возможностью воочию наблюдать процесс изменения стиля иконописания на переломе двух эпох, от XVI века (темноохристые лики, дионисиевская пластика) к XVII. Новое, романовское время отличается изрядным расширением иконографического репертуара, активным участием традиций западноевропейского искусства эпохи маньеризма и барокко. А икона все больше походит на картину: цветовая гамма высветляется, фигуры и формы объемнее и плотнее, лики узнаются как лица. Хорошо это или плохо? Решать посетителю выставки... Саму встречу двух изографических культур понять собственным глазом - большая удача.

Помимо выставки у Музеев Кремля имеются еще хорошие новости. «Времени новостей» рассказал о них научный руководитель музея Алексей Левыкин. На недавней коллегии Минкульта обсуждалась программа развития, подготовленная с учетом главных стоящих перед кремлевскими музеями проблем. Первая из них: трудности с приемом посетителей. Она связана не только с особым режимом функционирования Музеев Кремля на специфической территории, но и со второй проблемой - нехваткой экспозиционных площадей. Из-за того, что выставки открыты лишь в Оружейной палате, Патриаршем дворце и Звоннице колокольни Ивана Великого, показывается всего лишь 10% коллекции. По словам господина Левыкина, у некоторых коллекций уровень показа вообще нулевой. К таковым относятся, например, знамена или нумизматика. Третья проблема - это проблема фондов. По мнению руководства, недопустимо устраивать фонды в древних хоромах. Их необходимо вывести в новое здание с современным оборудованием и правильным режимом хранения.

Итак, как же эти проблемы решать? На коллегии обсуждалась возможность строительства двух новых зданий: выставочного комплекса между Лебяжьим переулком и Волхонкой и реставрационно-депозитарного центра с отдельным информационным отделом по адресу: Манежная улица, дом 7. Коллегия Минкульта планы одобрила и предложила готовить документы на предоставление правительству РФ.

 

СМИ о музеях

вверх