Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Газета "Коммерсантъ"

24.02.2009
Сергей Ъ-Ходнев


// Ювелирное искусство Индии в эпоху Великих Моголов

№ 32/В(4087) от 24.02.2009

Выставка история

В Успенской звоннице Московского Кремля открылась выставка "Сокровищница мира. Ювелирное искусство Индии в эпоху Великих Моголов". Ювелирные уники XVI-XVIII веков прибыли в Москву из Кувейта: выставка проходит под патронажем их правящей династии. Рассказывает СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.

В кремлевском выставочном проекте, посвященном сокровищницам разнообразных правителей, эта выставка смотрится особым казусом. Чаще всего в таких случаях речь идет все-таки о собраниях, которые сейчас принадлежат вовсе не суверенам, а государственным музеям. С этими драгоценностями все иначе. Великие Моголы (славная своей любовью к роскоши династия мусульманских правителей среднеазиатского происхождения) остатки своих сокровищ растеряли еще в XIX веке. А вот в ХХ веке коллекцию "могольских" драгоценностей стали собирать отпрыски правящего в Кувейте рода аль-Сабах, причем на самый европейский манер - покупали на аукционах, куда, в свою очередь, сокровища попадали как от разорившихся махараджей, так и от западных собирателей. Эту не имеющую в мире равных коллекцию аль-Сабахи передали Национальному музею Кувейта. Сравнительно короткая история коллекции тем не менее выглядит драматичной - когда покойный Саддам Хусейн напал на Кувейт, Национальный музей разбомбили, а драгоценности вместе с собранием музея вывезли в Ирак, однако потом почти все сокровища вернулись к их кувейтским владельцам - и теперь вот ездят по крупнейшим музеям мира. 

Выставка подтверждает самые невероятные книжные истории о богатстве Великих Моголов: драгоценные камни, от крохотных до неправдоподобно гигантских, выставлены в витринах в гиперболических количествах - не только как часть декора бесчисленных украшений, кинжалов и утвари, но и как отдельные геммы. Что занятно, их изобилие все-таки выдержано в строгой цветовой гамме. На выставке преобладают три цвета: белый, зеленый и красный. Белый - это белесый нефрит, неограненные алмазы, горный хрусталь; зеленый - изумруды; красный (чаще не алый, а холодновато-красный) - рубины или шпинели. И в этой же гамме выдержан и эмалевый декор, причем одна из самых поразительных деталей - то, что иногда, если не подходить к витрине вплотную, сложно сказать, чем именно декорирована та или иная вещица: кажется, скажем, что какой-нибудь переливающийся красный лепесток сделан эмалью, а оказывается, что это десятки рубинов, которыми буквально залиты орнаментальные плоскости. 

Европейскому вкусу как-то понятнее скорее виртуозность работы по драгметаллам, которой индийские сокровища тоже способны удивлять при пристальном рассматривании, чем это отношение к телу драгоценного камня. Наводить огранку даже на самой чистой воды камни не торопились. Иногда просто украшали безукоризненно отшлифованный рубиновый или изумрудный "булыжник" кораническими надписями или просверливали его под бусы. И в этом действительно ощущается великолепие небрежно-царственного жеста - как и в том, чтобы превращать в сверкающий и феноменально тонкий по работе артефакт какую-нибудь заколку для тюрбана или совсем уж утилитарное "кольцо лучника" - приспособление для того, чтобы не резать пальцы тетивой.

 

СМИ о музеях

вверх