Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Ведомости Пятница

02.09.2011
Инна Осиновская

№ 34 (266) 02 сентября 2011

Манто свободного кроя, бескорсетные платья, брюки-шаровары - эти и другие вещи, которые придумал и ввел в обиход парижский модельер начала XX века Поль Пуаре, выставляются в Москве

Сто лет назад, в 1911 году, Поль Пуаре приехал в Москву вместе со своими манекенщицами, чтобы устроить трехдневное дефиле в доме своего друга, модельера Надежды Ламановой; это событие стало частью его первого мирового модного турне. Выставка «Пуаре - король моды» приурочена к юбилею показа - и потому связи России и творчества Пуаре в экспозиции отведено особое место. Среди представленных вещей есть платье, в пошиве которого использована скатерть с геометричными узорами, привезенная Пуаре из России, и головные уборы, напоминающие кокошники XVIII века. А также вечернее шифоновое платье-кимоно из мастерской петербургской модистки Анны Гиндус. «Очевидно сходство этого платья с одной из моделей Пуаре, которую он демонстрировал во время своего российского дефиле», - заметила «Пятнице» автор концепции выставки, заведующая сектором тканей Музеев Московского Кремля Светлана Амелёхина.

В двух залах Музеев Кремля выставлено около 200 экспонатов: фотографии, эскизы и гравюры из старинных модных журналов на стенах, манекены с моделями одежды; их предоставили Парижский музей моды Гальера, лондонский Музей Виктории и Альберта, петербургский Эрмитаж и Международный музей парфюмерии во французском Грасе. На видеопанелях - кадры из фильмов, для которых кутюрье делал костюмы или в которых снимался сам. «Когда видишь Пуаре в фильме “Панург” 1932 года рядом с известными актерами того времени, обращаешь внимание именно на него, настолько он колоритен. Он был очень артистичным человеком», - говорит Амелёхина. Эту артистичность иллюстрирует исторический анекдот. После того как в конце 1920-х годов Дом моды Пуаре был закрыт, он, нарядившись, как барин, и взяв в руки трость с набалдашником и кистью, пришел на биржу труда с просьбой, чтобы ему подыскали работу модельера. «Таких вакансий не бывает», - ответили ему и взамен предложили место портного. На что Пуаре ответил, что не умеет шить.

Успеть первым

1911 году посвящена большая часть выставки - и не только из-за годовщины приезда ее героя в Россию. «Этот год стал для него пиком творческой активности, когда, по собственным словам Пуаре, ему удавалось буквально все, - рассказывает Амелёхина. - Так, ровно сто лет назад Пуаре первым из кутюрье основал собственную парфюмерную фирму (Les parfumes de Rosine) и выпустил первые духи». Кстати, сделал он это за десять лет до Шанель, представившей в 1921 году Chanel № 5. Посетители смогут увидеть множество флаконов, рекламные буклеты ароматов (некоторые из них - весьма необычные, например буклет на веере), а также подлинный пробник его первого серийного парфюма - Toute la foret.

Кроме того, в 1911 году было основано ателье «Мартина» (названо так в честь дочери Пуаре, родившейся в том же году). Компания специализировалась на предметах интерьера и тканях и развивала зарождающийся стиль ар-деко. В Москве будут представлены шелковый головной убор с цветочной вышивкой, сделанной мастерами «Мартины», туфли обувщика Андре Перуджа, подаренные жене Пуаре Денизе (украшенные по дизайну «Мартины»). А также безделушки для дома, вроде подушек с изображением розы по эскизу художника Поля Ириба, ставшей своего рода логотипом Дома Пуаре.

Ну а еще сто лет назад Пуаре устроил в своем особняке театрализованный праздник «Тысяча вторая ночь». Он придумал для гостей маскарадные костюмы в восточном стиле - шаровары, панталоны и туники, тюрбаны. Эти вещи, изображения которых посетители выставки смогут увидеть на гравюрах, стали прообразами костюмов, которые Пуаре сошьет три года спустя к спектаклю «Минарет» для Маты Хари. И заодно обозначили становление фирменного стиля Пуаре - свободный крой, асимметричность, платья-брюки, бескорсетные платья. «По некоторым сведениям, только в одном Париже в то время изготавливалось 55 миллионов корсетов в год, - рассказывает Амелёхина. - Так что Пуаре своими новшествами нанес урон существовавшему бизнесу. Надо сказать, его идеи быстро приобретали популярность во всем мире. Так, впервые приехав в Америку в 1913 году, Пуаре обнаружил, что многие американки уже носят придуманные им шаровары и туники-»абажур«. Кстати, именно после этой поездки Пуаре задумался над созданием синдиката по защите авторских прав модельеров, но работу над этим проектом прервала война».

Среди других новаторских вещей Пуаре - «минутное платье» (длинная рубаха, которую предлагалось подпоясывать под грудью), сделанное в 1910 году для беременной жены и ставшее потом очень востребованной моделью; на ее пошив уходило всего полчаса. «Платье-флейта» 1924 года - простое, «мальчишеское» по крою, но при этом женственное, сделанное из атласа, на кокетке. Созданное в том же году «платье-кирпич» отделано синтетической тесьмой - до него этот ультрасовременный на тот момент материал никто не решался использовать. Также среди экспонатов несколько манто геометричного кроя - в том числе 1905 года из бордового сукна и черного шелка «преподобный отец». «Свое первое манто в стиле кимоно модельер создал, работая в ателье Чарлза Ворта, еще до открытия собственного Дома в 1903 году, - рассказывает Амелёхина. - Княгиня Барятинская, одна из клиенток Дома, шокированная простотой модели, сшитой из черного сукна с отделкой из атласа, назвала ее «мешком». Когда Пуаре открыл свое дело, эта «неудачная» вещь была повторена в тысячах экземпляров.

«Пуаре - король моды»
7 сентября - 15 января
Музеи Кремля (Одностолпная палата Патриаршего дворца и Выставочный зал Успенской звонницы)

 

СМИ о музеях

вверх