Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Взрослым посетителям для первого знакомства с Кремлем и его музеями мы предлагаем обзорные экскурсии. Они дают общее представление об архитектурном ансамбле Кремля, сокровищах всемирно-известного музея – Оружейной палаты, древних соборах Кремля, их исторических некрополях, ансамблях монументальной живописи и собрании древнерусских икон, музее русской культуры XVII века в залах Патриарших палат.

Для удобства выбора экскурсии, мы подготовили описание музейных объектов, входящих в экскурсионные маршруты:

ТЕРРИТОРИЯ КРЕМЛЯ

Московский Кремль – это каменная летопись России. Как в древности, так и сегодня здесь вершится её история. Архитектурно-градостроительный ансамбль Московского Кремля включает памятники разных столетий. Здесь вы увидите дворцы русских государей, императоров, иерархов русской православной церкви, а также резиденцию Президента России.

Вид Кремля с Большого Каменного моста

Вы сможете пройти по древнейшей улице Москвы – Спасской, по которой когда-то двигались пышные царские выезды и крестные ходы, увидеть древнейшую площадь Москвы – Соборную, где сохранился уникальный архитектурно-градостроительный ансамбль средневековья, побывать на Ивановской площади, которая была и остается деловым и административным центром России.
Вы увидите выдающиеся памятники древнерусского зодчества: Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, церковь Ризположения, комплекс колокольни Ивана Великого, Грановитую палату и Патриарший дворец.
На территории Московского Кремля хранится Царь-колокол, который завершил собой отливку кремлевских колоколов-гигантов. Здесь можно увидеть самый крупный из сохранившихся в целости колоколов европейского типа – Успенский, который и по сей день украшает Успенскую звонницу Кремля. Звук его далеко слышен за пределами стен во время богослужений в кремлевских храмах.
Недалеко от колокола находится знаменитая Царь-пушка – уникальный образец литейного искусства, близкий к мортирам, но всё же относящийся к особому виду артиллерийских орудий, подобных которому среди сохранившихся нет.
Московский Кремль – уникальный историко-культурный музей-заповедник. В 1990 году он был включен в Список всемирного и природного наследия ЮНЕСКО. Таким образом памятники Московского Кремля приобрели статус всемирного достояния, а государство взяло на себя дополнительные обязательства перед международным сообществом по их сохранению.

РазвернутьСвернуть

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

Оружейная палата – единственный в нашей стране и один из немногих сохранившихся в мире музеев-сокровищниц. Она занимает почетное место среди таких известных сокровищниц как Тауэр в Лондоне, Зеленый свод в Дрездене, Оружейная палата в Стокгольме.

Здание Оружейной палатыИстория собрания восходит к рубежу ХIII и ХIV веков, когда в эпоху начала собирания земель вокруг Москвы зарождается казна московских князей. Ее ядро составили родовые реликвии потомков Ивана Калиты, некоторые их которых со временем стали символами власти российских государей. В казну поступали дары монархов стран Запада и Востока, подарки государственных и церковных деятелей, богатых купцов и частных лиц.
Важнейшим источником пополнения казны были мастерские Кремля, в которых изготовляли предметы для повседневного обихода и парадных церемоний – государственные регалии, драгоценную конскую упряжь и кареты, посуду и одежду, культовые вещи, боевое и парадное оружие. Название одной из мастерских – Оружейной – перешло впоследствии к придворному музею. Он был учрежден на основе древних казнохранилищ и кремлевских мастерских в 1806 году по указу императора Александра I. Первое здание для музея было построено в 1810 году по проекту архитектора И.В. Еготова. Здание, в котором размещена экспозиция, выстроено специально для музея в 1851 году по проекту придворного архитектора Константина Андреевича Тона, создателя Большого Кремлевского дворца.
РазвернутьСвернуть

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Успенский собор построен в 1474–1479 гг. итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти как первопрестольный русский храм. В главном соборе государства совершались важнейшие церемонии: венчания на царство, коронации императоров, поставления глав русской церкви.

Успенский соборУспенский собор был усыпальницей митрополитов и патриархов. Особыми шатрами-сенями выделены раки русских иерархов, канонизированных Православной церковью.
Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески в Московском Кремле – изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью знаменитого художника Дионисия.
Собор украшает грандиозный ансамбль монументальной живописи, созданный в 1642–1643 гг. Посвящение храма богородичному празднику Успения определило программу росписи. Живопись повествует о чудесном рождении Марии и её детстве, а также иллюстрирует Акафист – гимн в честь Богоматери. Интересная особенность росписи – изображение в нижних ярусах стен Вселенских соборов, на которых утверждались основы христианской веры. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда.
По указу патриарха Никона в 1653 году был создан пятиярусный иконостас. В его местном ряду и пристенных иконостасах представлены истинные шедевры древнерусской живописи XII–XVII веков, среди которой древнейшей является икона «Святой Георгий» рубежа XI–XII веков. Храмовая икона «Успение Богоматери» была написана к освящению собора.
В 1551 году для Ивана Грозного создано царское моленное место. Барельефы на его стенах иллюстрируют легенду о передаче царских регалий – шапки Мономаха и барм – из Византии на Русь. «Мономахов трон» – шедевр работы русских резчиков.
Назначение Успенского собора обусловило его огромную ценность как исторического памятника и сокровищницы русской национальной культуры
РазвернутьСвернуть

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Архангельский собор построен итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505–1508 гг. на месте небольшого белокаменного храма XIV века. Собор посвящен архангелу Михаилу, покровителю воинов и государей в их ратных подвигах.

Архангельский соборС XIV века до XVIII столетия храм служил местом погребения московских князей и царей. Уникальный династический некрополь включает 46 гробниц. У южной стены покоятся Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III. У северной стены погребены князья, впавшие в немилость. Первый русский царь Иван Грозный похоронен в царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора. Рака его младшего сына, святого царевича Дмитрия, установлена в центральной части храма под резной белокаменной сенью. Гробницы царей династии Романовых располагаются у столпов.
Собор украшает грандиозный ансамбль монументальной живописи середины XVII века. Уникальная особенность росписи – цикл «воображаемых» портретов погребенных в храме князей. Тема прославления государственной власти звучит в изображениях святых предков московских правителей.
На столпах собора изображены: Киевский князь Владимир и княгиня Ольга, Андрей Боголюбский, Александр Невский и его сын Даниил, родоначальник московской династии.
Иконостас Архангельского собора был создан во второй половине XVII века. Он состоит из четырех ярусов и увенчан резным Распятием.
Особую ценность представляет храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями» – уникальный памятник героической эпохи Куликовской битвы, созданный на рубеже XIV–XV веков.
РазвернутьСвернуть

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

Благовещенский собор, построенный русскими мастерами в 1485–1489 годах, был домовой церковью великих князей и царей московских. Храм строился как часть дворцового комплекса, его северо-западная галерея служила парадным входом в царский дворец. В соборе сохранился уникальный ансамбль фресок середины XVI века – времени Ивана Грозного.

Благовещенский соборСвод галерей занимает многофигурная композиция «Древо Иессеево» – родословная Христа. Там же изображены античные поэты и философы Гомер, Аристотель, Вергилий, Платон. Эллинские мудрецы представлены как провозвестники учения о богочеловеке.
Большая часть росписи собора посвящена Апокалипсису – древнему пророчеству о конце мира и Страшном Суде. На столпах домового царского храма изображены святые предки московских правителей: киевские князья Владимир и Ольга, Борис и Глеб, великий владимирский князь Александр Невский.
Включение в настолпную роспись портретов византийских императоров воплощает представление о Москве как о преемнице Константинополя, новом священном граде «Третьем Риме».
Подлинным украшением Благовещенского собора является многоярусный иконостас. Его деисусный и праздничный ряды составляют наиболее древние иконы рубежа XIV–XV веков. Высокие художественные достоинства и особенности живописной техники некоторых икон позволили предположить авторство знаменитого Феофана Грека и величайшего художника Древней Руси – Андрея Рублева.
Уникален и пол Благовещенского собора. Он выполнен из плиток агатовидной яшмы, которые, по преданию, были привезены сюда из Ростова Великого в середине XVI века.
РазвернутьСвернуть

ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ

Церковь Ризположения была построена русскими мастерами в 1484–1485 годах. Она служила домовым храмом русских митрополитов и патриархов. Небольшой размер церкви отвечает её назначению.

Церковь РизположенияХрам посвящен празднику Положения Ризы Богоматери, который отмечался в Византии с V века. По преданию в Константинополь из Палестины была привезена риза (одежда) Богоматери. Риза почиталась чудотворной святыней, охранявшей город от врагов. Храмовая икона изображает положение реликвии на хранение в придворный императорский храм.
В церкви Ризположения сохранился иконостас 1627 года. Большинство икон принадлежит кисти придворного изографа Назария Истомина Савина.
Иконостас и стенопись образует единый художественный ансамбль. Расписали церковь в 1644 году царские живописцы Сидор Поспеев, Иван Борисов и Семен Абрамов.
Сюжеты росписи иллюстрируют предания о жизни Девы Марии и Акафист – торжественный гимн, воспевающий Богоматерь – светоч веры, заступницу за людей перед Богом.
На столпах церкви изображены святые русские князья и московские святители, что утверждало идею союза церкви и государства.
В галерее церкви размещена уникальная выставка русской деревянной резьбы XV–XVII веков. Здесь представлены резные иконы, кресты и маленькие иконки-складни, которые брали с собой в далекие путешествия и военные походы. Самой ранней скульптурой является фигура святого Георгия – покровителя русского воинства.
РазвернутьСвернуть

ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ

Патриаршие палаты были построены русскими мастерами в 1653–1655 гг. для главы русской церкви патриарха Никона. По традиции первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий – личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное из них – Крестовая палата.

Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостоловЗдесь заседали церковные соборы, устраивались пиры в честь приема царя и иноземных гостей. В XVIII веке здесь появилась специальная печь, в которой готовили благовонное масло – миро для церковных обрядов всей Руси. Сегодня в Патриарших палатах открыт музей «Прикладного искусства и быта России XVII века». Его экспозиция знакомит с одним из важнейших периодов истории нашей страны, когда накануне петровских реформ на Руси изменялись мировоззрение, культура и весь уклад жизни русского человека. Экспонаты музея – драгоценная посуда, ювелирные украшения, старинная мебель, золотное шитье – созданы мастерами России, стран Запада и Востока. Большинство из них выполнены в национальных традициях мастерами Московского Кремля, а также Ярославля, Костромы и других русских городов. В домовой церкви Двенадцати Апостолов особый интерес представляет иконостас с иконами XVI–XVIII вв. Его золоченая рама конца XVII века – замечательный образец искусства резьбы по дереву, который отличается пластической выразительностью. В церкви размещена выставка икон. В них прослеживается развитие иконописи на протяжении всего XVII столетия. О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов – Симона Ушакова и Федора Зубова. Знакомство с музеем создает цельное представление о своеобразии жизни русского общества XVII века.
РазвернутьСвернуть


Стоимость и порядок оформления экскурсий


Обзорные экскурсии для групп детей и семейного посещения

вверх