Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Одно из основных фундаментальных собраний Оружейной палаты – экипажи XVIXVIII веков  формировалось на базе государева казнохранилища. Тесно связанная с историей Московского Кремля, коллекция начала складываться в начале XVI века и в настоящий момент насчитывает семнадцать экипажей. Они были созданы в период с XVI по XVIII столетие лучшими мастерами России и Западной Европы, среди которых такие известные имена, как И. Букендаль, И. Гоппенгаупт, Ф. Буше, Н. Пино, Ф. Каффиери. В число экспонатов Оружейной палаты также входят наиболее ранние экипажи из числа сохранившихся в музейных собраниях.

В  отличие от большинства собраний других стран кремлевская коллекция обладает типологическим разнообразием, а в конструктивном отношении демонстрирует использование передовых достижений экипажной техники. В ней имеются почти все типы и конструкции экипажей, распространенных в России и Западной Европе в XVI–XVIII столетиях: колымаги, возки, купе, берлины, портшез, коляски и кареты с очень крупным кузовом. В их художественно-образном строе нашли отражение такие стилистические направления, как поздний ренессанс, барокко, регентство, рококо и классицизм. Многие из этих редчайших памятников непосредственно связаны с важными историческими событиями, с крупными русскими и зарубежными государственными деятелями.

В Московском Кремле – до начала XVIII века бывшем резиденцией великих князей, царей, митрополитов и патриархов – не только размещалась государственная казна, но также работали искусные ремесленники, а в мастерских Конюшенного приказа создавались богатые конские уборы и великолепные экипажи. Здесь же хранились кареты, привезенные в Россию в качестве посольских даров или закупленные в зарубежных странах. Эти уникальные экипажи, представляющие собой большую материальную и художественную ценность, использовались лишь для торжественных праздничных выездов и не только служили средством передвижения, но и несли особую репрезентативную функцию. Как и другие предметы царского обихода, экипажи приобретали все большее мемориальное значение, а позднее вошли в коллекцию Оружейной палаты.

С 1834 по 1851 год экипажи размещались в здании Оружейной палаты, построенном по проекту архитектора И. В. Еготова в 18061809 годах. В новом здании музея, возведенном в 1851 году по проекту К. А. Тона, каретам был отведен красивый Овальный зал на первом этаже, где они экспонировались вместе с другим драгоценным имуществом царской Конюшенной казны.

Со второй половины 1940-х годов коллекция конских уборов была перемещена в два соседних зала, в Овальном же зале остались только экипажи. Экспозиция каретного зала в послевоенный период была организована по хронологическому принципу и давала комплексное представление о бытовом функционировании экипажей, для чего, в частности, были использованы конские манекены.

В 1986 году была открыта современная экспозиция каретного зала, при создании которой было учтено все лучшее из опыта организации предшествующих экспозиций, а также внесены существенные коррективы на основе новейших исследований и атрибуций. Музей ведет систематическую работу по сохранению и реставрации карет, многим из которых возвращен их первоначальный вид.

 
вверх