Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью крейсера «Память Азова», тематически связано с другим пасхальным шедевром Музеев Московского Кремля – яйцом 1900 года с моделью сибирского поезда. Во Владивостоке после завершения длительного плавания на крейсере «Память Азова» цесаревич Николай Александрович положил начало работам по сооружению Сибирской железной дороги, а к 1900 году она была почти закончена. Этому событию и посвящено пасхальное яйцо с сюрпризом в виде миниатюрного железнодорожного состава из золота и платины. 

Строительству Великого Сибирского железного пути придавали важное политическое значение. Усурийский край с Владивостоком были присоединены к Российской империи только в 1859 году. Таким образом, Россия, раздвигая свои пределы, «врастала в Азию», и соединение рельсовым путем европейской и азиатской частей страны являлось заветной мечтой императора Александра III. Был образован специальный комитет по руководству строительством Сибирской дороги под председательством цесаревича Николая Александровича.  

Великое предприятие удалось осуществить в сравнительно короткий срок: к 1900 году работы в основном завершились, а после постройки Кругобайкальского участка открылось беспересадочное движение по всему Сибирскому железному пути. Мир восхищался подвигом русских строителей, которые прокладывали дорогу, преодолевая многочисленные туннели. Сибирская железная дорога дала толчок к развитию огромной окраины страны. Тайга заселилась десятками миллионов переселенцев, русским земледельцам открылся безграничный простор диких степей, закипела жизнь в новых городах. Движение между Петербургом и Владивостоком началось уже в царствование Николая II. Не случайно пасхальное яйцо переломного 1900 года, предназначенного в подарок императрице Александре Федоровне, было посвящено этому великому свершению.

Яйцо «Сибирский поезд» занимает совершенно особое место в кремлевской коллекции пасхальных шедевров Карла Фаберже, так как только в нем есть механический сюрприз, который можно вынуть и привести в движение поворотом крошечного золотого ключа. Карл Фаберже уделял  сюрпризам едва ли не больше внимания, чем отделке драгоценной «скорлупы» яиц-футляров. Сюрприз яйца поражает виртуозным искусством ювелиров и тончайшей работой мастеров, создавших в локомотиве сложный хитроумный механизм, не превышающий в длину двух сантиметров. Тем не менее, он приводит в движение паровоз с рубиновым фонарем и бриллиантовыми фарами и пять вагончиков с окошками из горного хрусталя и надписями, которые можно прочесть при помощи лупы. На первом вагоне гравирована надпись: «Прямое Сибирское сообщение», на втором, третьем и четвертом – «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих», указано также количество мест (18 и 24) и класс вагонов (1-й и 2-й). Последним в модели расположен вагон-церковь; образцом для него послужил вагон, построенный в 1896 году и освященный в присутствии императорской четы в честь св. Ольги, тезоименной святой старшей дочери Николая II.  

Поезд-сюрприз складывается втрое и убирается в яйцо-футляр, внутри обитое бархатом, а снаружи украшенное полихромной эмалью и широким серебряным поясом с гравированной картой Российской империи с транссибирской магистралью и надписью «Великий Сибирский железный путь к 1900 году». Участки пути, которые еще не были достроены, отмечены пунктиром. Серебряное яйцо, помещенное на массивное профилированное основание из белого оникса, насыщено элементами государственной символики. Оно увенчано литым трехсторонним изображением двуглавого орла и опирается на три серебряные позолоченные фигуры шагающих грифонов с мечом и щитом в лапах – элементы родового герба династии Романовых, в знак того, что великий путь построен по велению и под руководством двух Романовых – российских императоров Александра III и Николая II.  

Яйцо демонстрировалось на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Современники воспринимали сооружение магистрали не только как национальное, но и как династическое предприятие. Прошло еще несколько лет, и на Знаменской площади Санкт-Петербурга, напротив Николаевского вокзала, с которого начинал свой долгий путь транссибирский поезд, был воздвигнут грандиозный памятник Александру III. Миниатюрная копия этого монумента стала сюрпризом пасхального яйца, выполненного фирмой Фаберже в 1910 году. Таким образом, гениальный российский ювелир сумел от начала и до конца запечатлеть в своих произведениях одно из самых великих свершений в истории нашего Отечества.        

 

 
вверх