Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

banner

Отдавая дань памяти сотрудникам Оружейной палаты, спасавшим в эвакуации кремлевские сокровища, нельзя не вспомнить и о тех, кто, оставшись в Москве, также ежедневно вносил свой вклад в сохранение культурного наследия страны.

Одной из тех, кто работал в Москве в годы Великой Отечественной войны, была Мария Григорьевна Бакланова. Военное время дало ей возможность проявить и развить способности, которые она с успехом смогла применить в деле сохранения и реставрации кремлевских сокровищ.

Мария Григорьевна Бакланова

Мария Григорьевна родилась в 1916 году в селе Воскресенки Ступинского района Московской области. Она окончила пять классов. В июле 1938 года поступила на работу в Управление Коменданта Московского Кремля на должность приемщицы вещей в Мавзолее им. В. И. Ленина, а с 1940 года – уборщицы. С началом Великой Отечественной войны Мария Григорьевна была прикомандирована к коллективу Большого Кремлевского дворца. Вместе с вахтером Ф. М. Барашковым они осуществляли ежедневный осмотр памятников Кремля на предмет разрушений, а также следили за сохранностью оставшихся в здании Оружейной палаты экипажей и других экспонатов. Во время неоднократных командировок в Москву директора Оружейной палаты Николая Никитовича Захарова Мария Григорьевна, как и другие технические сотрудники, помогала ему. Так, в июле 1942 были осмотрены находившиеся в Кремле ценности, переложены старинные ткани, смазано маслом оружие. В последствие эти предметы были отправлены на Урал. В Свердловске драгоценные предметы кремлевского музея хранились в стесненных условиях. Преодолевая трудности, сотрудники кремлевского музея заботились о сохранении эвакуированных экспонатов. Среди девяти сотрудников, работавших в Свердловске, была реставратор по тканям А. П. Кушнерева.  Но в 1944 году она была откомандирована в Москву, в связи с чем реставрационные работы по тканям были прекращены. В отчете о работе за этот период отмечалось, что «серьезный недостаток ощущается в отсутствии реставраторов, особенно по тканям, требующим к себе аккуратного наблюдения и серьезного работника, который бы с любовью относился к реставрации памятников».

Можно предположить, что по окончании войны приступить к обязанностям реставратора Марии Григорьевне позволили естественная для многих женщин любовь к шитью и умение работать с тканью, а также доверие руководства Музея. В ее личном деле сохранилась характеристика, составленная Николаем Никитовичем Захаровым. В ней указано, что М. Г. Бакланова начала работу реставратора по тканям с 13 сентября 1945 года. Ответственную работу по сохранению и восстановлению драгоценного текстиля Мария Григорьевна в первое время осуществляла с помощью и под наблюдением опытных специалистов – сначала реставраторов Государственного исторического музея, а потом вплоть до 1954 года под руководством и регулярным контролем сотрудника Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских (ГЦХРМ) реставратора А. Д. Меркуловой.

Одним из первых отреставрированных Баклановой М. Г. предметов стал гобелен XVII века, к восстановлению которого она приступила в конце сентября 1945 года и завершила в середине марта 1946 года. Тогда же ею была выполнена реставрация ватных варежек русского воина XVI века и куячных шапок.

Шуба митрополита Филиппа XVI в. до реставрации

В декабре 1947 года М. Г. Баклановой была доверена реставрация сложного экспоната – шубы митрополита Филиппа XVI в., выполненной из грубой шерстяной ткани. В процессе реставрации шуба была очищена от пятен воска и клея, положена на подкладку одноцветной ткани, были заделаны прорывы. Каждый осмотр работы фиксировался А. Д. Меркуловой в специальном журнале с комментариями: «работа выполняется правильно, техника работы хорошая». Реставрация была завершена Марией Григорьевной в феврале 1948 года, после чего шуба была выставлена в экспозиции бытовых предметов.

В обязанности М. Г. Баклановой также входили профилактические работы с текстилем: пересыпка нафталином суконных, шерстяных и обложенных мехом тканей, проверка гобеленов, висящих в экспозиции, а также просмотр и просушка тканей из коронационного отделения и фондов, которую проводили в Тайницком саду Кремля. Совместно с реставратором по тканям Н. П. Масловой в 1948 г. ею были сшиты подушки под шапки Большого наряда и других царских венцов, представленных в экспозиции. 

Во время очередного осмотра музейных предметов 10 ноября 1948 года комиссией отдела сохранения Исторических ценностей и памятников Московского Кремля было выявлено, что коронационное платье императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла I, выполненное из глазета и алансонских кружев, очень ветхое и ему требуется срочная реставрация: «Лиф, особенно спереди, был в очень плохом состоянии. Большая часть серебряных нитей утрачена. Косточки из лифа удалены. По всему шлейфу утрачено и сильно попутано серебряных нитей площадью 90 см». Подкладка (шлейфа) (белая шелковая) имела много сквозных прорывов. Платье, точнее корсаж и шлейф от него (юбка отсутствовала еще по документам конца XIX века), уже 12 ноября были переданы на реставрацию Баклановой М. Г. В процессе реставрационных работ «обвисшие нити последовательно укладывались и закреплялись мелкими стежками нитями натурального шелка, а в тех местах, где нити утрачены, были вставлены новые», а кружева рукавов были очищены, шелковая материя укреплена на ткань. Работа над этими предметами в некоторые периоды осуществлялась из расчета 12 кв. см. в день и продлилась 4 года до октября 1952 года.

Шлейф от коронационного платья 1796 г. императрицы  Марии Федоровны, супруги императора Павла I, до реставрацииКоронационное платье  1796 г. императрицы  Марии Федоровны, супруги императора Павла I, после реставрации  Шлейф от коронационного платья 1796 г. императрицы  Марии Федоровны, супруги императора Павла I, после реставрации

Работая над платьем, Мария Григорьевна стажировалась в мастерской Исторического музея и музея Сергиева-Посада, а также в Государственном Эрмитаже. С середины 1950-х гг. квалификация М. Г. Баклановой уже позволяла ей самостоятельно выполнять сложные консервационно-реставрационные операции и восстанавливать памятники XVI– XVIII веков.

В апреле 1960 года Государственная Оружейная палата и архитектурные памятники Московского Кремля были переданы из Управления Комендатуры Московского Кремля в ведение Министерства культуры СССР. Согласно новой структуре, среди тринадцати подразделений Музея был отдел реставрации. Специалисты отдела внесли свой вклад в развитие методов научной реставрации древнего текстиля. 

Сапожок XVII в.  до и после реставрации

В 1961 г. Мария Григорьевна приступила к реставрации женского сапожка XVII века, выполненного из красного бархата. Ранее сапожок был низан (украшен) жемчугом, однако жемчуг со временем осыпался и вместо него по местам рисунка был выполнен настил из нити. После очистки ткани, Марией Григорьевной были закреплены нити окаймления орнаментальных следов. Ею был подобран жемчуг с учетом размера жемчужин и закреплен по старым орнаментальным следам. На другой стороне сапожка был оставлен след орнамента. Сейчас этот сапожок представлен в экспозиции Оружейной палаты.

В 1961–1962 году Мария Григорьевна принимала участие в реставрации и очистке знамен, одежд и гобеленов из Музея подарков Советскому союзу, текстиля из Музея «Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле.

В 1964 году в залах Государственного Музея Изобразительных Искусств им. Пушкина проходила IV реставрационная выставка, на которой были экспонированы работы сотрудников Отдела реставрации ГММК, в том числе некоторые работы М. Г. Баклановой. Одной из представленных на выставке работ было «Знамя окольничего и воеводы князя Дмитрия Михайловича Пожарского», 1612 г. К 1962 году, когда знамя было передано на реставрацию М. Г. Баклановой, оно находилось в очень ветхом состоянии: было сухое ломкое, сильно фрагментировано. После промывки и просушки все фрагменты были подобраны по репродукции. Особенно сложным оказался подбор двухсторонней надписи, поскольку необходимо было учитывать текст с обеих сторон. Реставрация проводилась с марта по июнь 1962 гг.

Знамя окольничего и воеводы князя Дмитрия Михайловича Пожарского 1612 г.  до реставрацииЗнамя окольничего и воеводы князя Дмитрия Михайловича Пожарского 1612 г.  до реставрации Знамя окольничего и воеводы князя Дмитрия Михайловича Пожарского 1612 г.  в процессе реставрации

Знамя Дмитрия Михайловича Пожарского, после реставрации. Начало XVII в.

В 1961 г. Министерством культуры СССР впервые была введена аттестация реставраторов прикладного искусства, разработаны квалификационные характеристики и установлены требования к реставраторам различных категорий.

23 января 1967 году решением Комиссии по аттестации реставраторов произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства при Отделе изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР Марии Григорьевне Баклановой была присвоена квалификация художника-реставратора высшей категории по специальности художественной ткани и разрешено выполнение всех видов работ в области реставрации.

Сложно упомянуть обо всех музейных предметах, над которыми потрудилась Мария Григорьевна. На протяжении двух десятилетий непрерывной работы по реставрации тканей ею были восстановлены вещи, имеющие уникальное значение. Ее вклад в сохранение и восстановление исторических ценностей велик и был оценён и современниками. Мария Григорьевна была награждена медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Москвы» и в память  800-летия Москвы. В 1965 г. по ходатайству дирекции и общественных организаций Музеев Московского Кремля она была награждена значком «За отличную работу» Министерства культуры СССР за многолетнюю и безупречную службу. В марте 1966 г. по случаю 50-летнего юбилея Марии Григорьевне была объявлена благодарность и она награждена памятным подарком. В 1974 году, перед своим уходом на пенсию, она была награждена почетной грамотой Министерства культуры СССР и ЦК Профсоюза работников культуры.

Корсаж со вставкой от коронационного платья  императрицы  Марии Федоровны, супруги императора Павла I. Россия,Санкт-Петербург(?), 1796 г.Шлейф от коронационного платья  императрицы  Марии Федоровны, супруги императора Павла I. Россия,Санкт-Петербург(?), 1796 г.Шуба (верх) митрополита Филиппа. Россия, 60-е гг.
XVI в.

Драгоценные текстильные предметы, некогда с любовью и тщательностью отреставрированные Марией Григорьевной Баклановой, ныне находятся в экспозиции и фондах Музеев Московского Кремля.

Ирина Алесандровна Грачева,
младший научный сотрудник сектора 
современной документации 
Музеев Московского Кремля

 
вверх