Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

18 ноября 2022 года
19:00
Оружейная палата Московского Кремля

После Октябрьской революции 1917 года начались радикальные реформы во всех сферах жизни общества – политической, социальной, экономической и культурной. Велась активная разработка новых форм в искусстве. Музыка стала полем для бесчисленных творческих экспериментов. Новая эпоха требовала создания произведений, отвечающих духу времени и изменившейся социально-политической реальности.

В 1923 году была основана Ассоциация современной музыки (АСМ), объединившая под одним крылом целую когорту выдающихся музыкальных деятелей, во главе которой встал Николай Рославец. Целью организации стало распространение «новой музыки», основные черты которой нашли отражение в вокальных пьесах Александра Мосолова «Четыре газетных объявления». Своего рода манифестом АСМ можно считать знаменитый симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» из неосуществленного балета А. Мосолова «Сталь». Грань между высоким и «низовым» искусством была практически стерта авангардистами. Приближая музыку к быту рабочих, композиторы рассчитывали завоевать широкую аудиторию.

Первый концерт фестиваля «Посольские дары» представит гостям разные направления развития композиторской мысли, характеризующие музыку русского авангарда 1920-х годов.

Научные открытия начала XX века изменили представление человечества о Вселенной. В области музыки было осознано, что могут существовать единицы музыкальной «материи» величиной меньше полутона. Так родилась микрохроматика, одним из основоположников которой был философ и композитор Иван Вышнеградский (1893–1979). В программе фестиваля будет исполнена Медитация на две темы из «Дня бытия» (1918–1919) – дипломной работы композитора, в которой он впервые опирается на четвертитоновую шкалу.

Трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано до минор, оп. 8 Дмитрия Шостаковича (1906–1975) было написано в Петрограде в 1923 году в период обучения в консерватории. Трио отличается романтическим, лирическим характером. Идейная тема произведения – человек в борьбе за высокие жизненные цели – в дальнейшем станет ведущей в творчестве композитора.

Пьесы «Четыре газетных объявления», oп. 21 для голоса и фортепиано Александра Мосолова (1900–1973), написанные в 1926 году, содержат вызов «священной атмосфере» камерного академического музицирования. Идея соединения нехудожественного текста и музыки была не нова для XX века, но именно в начале столетия она становится необычайно востребованной и приобретает характер эпатажа.

В Дивертисменте для скрипки и альта Артура Лурье (1892–1966), написанном в Париже в 1929 году, отчетливо слышны воспоминания о России. В первой части это мотив матросского танца «Яблочко», ассоциирующегося с революционным Петроградом. Вторая часть, целиком исполняемая пиццикато, напоминает балалаечные наигрыши. Третья часть – элегия, тревожная и нестабильная, а финал – неторопливая, но ритмичная русская пляска.

Николай Обухов (1892–1954) — одна из интригующих фигур русского музыкального зарубежья, окруженная многочисленными мифами. Обухов был горячим поклонником А. Скрябина, и, отталкиваясь от его идей, пришел к открытию додекафонии на восемь лет раньше А. Шёнберга. На фестивале прозвучат два Романса для сопрано и фортепиано, написанные на стихи К. Бальмонта в 1913–1918 годах. В первом еще отчетливо слышно влияние Скрябина, тогда как второй демонстрирует эволюцию стиля композитора и использует совсем иные созвучия.

В завершение первого дня фестиваля прозвучит «Маленький концерт» из «Истории солдата» Игоря Стравинского (1882–1971), или «Сказки о беглом солдате и чёрте, играемой, читаемой и танцуемой», как определил ее жанр сам автор. Помимо танцоров и чтеца, в «Истории солдата» по замыслу автора был задействован необычный по тем временам состав инструментов: кларнет, фагот, корнет, тромбон, скрипка, контрабас и ударные. По признанию И. Стравинского, на состав инструментов и принцип их использования серьезное влияние оказал джаз, а также «Лунный Пьеро» А. Шёнберга. На фестивале «Посольские дары» прозвучит версия сочинения для скрипки, кларнета и фортепиано.

 

В программе:

Исполняют:

Иван Вышнеградский
Медитация на две темы из «Дня бытия», oп. 7 для виолончели и фортепиано (1918–1919)

Дмитрий Шостакович
Трио № 1, oп. 8 для скрипки, виолончели и фортепиано (1923)

Александр Мосолов
«Четыре газетных объявления», oп. 21 для голоса и фортепиано (1926)

Артур Лурье
Дивертисмент для скрипки и альта (1929)

Николай Обухов
Романсы для сопрано и фортепиано (1913–1918)

Игорь Стравинский
«История солдата»
Версия для скрипки, кларнета и фортепиано (1919–1920)

Ансамбль солистов «Студия новой музыки»

Комментарии к программе композитора и музыковеда, кандидата искусствоведения Федора Софронова.

Ансамбль солистов «Студия новой музыки» — ведущий российский ансамбль современной музыки — основан в 1993 году в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым. В репертуаре ансамбля практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы. Специально для «Студии» писали такие композиторы, как Маартен Альтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Роман Леденев, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Мартайн Паддинг, Луис Наон, Энно Поппе, Роджер Ретгейт, Владимир Тарнопольский, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Циннстаг и многие другие. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют разнообразному сотрудничеству с молодыми композиторами – заказу новых сочинений, проведению лекций, мастер-классов, конкурсов.

Ансамбль неоднократно выступал с совместными концертами с Ensemble Modern, музицировал с «Шёнберг-ансамблем» и Klangforum Wien. «Студия новой музыки» регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организует спецпроекты в университетах, в том числе в таких известных, как Оксфорд, Бостон и Гарвардск. «Студия» стала первым и на сегодняшний день единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте.

«Студия новой музыки» является базовым ансамблем Международного фестиваля современной музыки «Московский форум», проводимого Центром современной музыки Московской консерватории.

 

 
вверх