Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

09 и 30 ноября 2021 года в Оружейной палате Московского Кремля прошёл Музыкальный фестиваль «Цари и музы: опера при русском дворе», который состоится под девизом «Опера во славу Отечества!» и будет посвящен вокальной и инструментальной музыке эпохи Александра I.

В год 215-летнего юбилея Оружейной палаты, основанной как музей по указу императора Александра I, музыкальный фестиваль «Цари и музы: опера при русском дворе» приглашает прикоснуться к эпохе одного из выдающихся русских монархов – Александра I Благословенного. При рождении ему был уготован особый путь: нареченный в честь великих военачальников Александра Македонского и  Александра Невского, он реализовал свою миссию царя-победителя, освободив Европу от наполеоновской тирании.

Главная идея музыкального фестиваля этого года заключается в стремлении показать, как эпоха Александра I отразилась в русской музыке и какое влияние она оказала на развитие сюжетов и стиль оперных произведений, созданных при русском императорском дворе в конце XVIII – первой четверти XIX века.

Александр I, воспитанный в интеллектуальной среде екатерининского двора и впитавший основные идеи просвещенного абсолютизма, с ранних лет был окружен превосходной музыкой. На его рождение придворные итальянские композиторы Дж. Паизиэлло и Д. Чимароза сочинили несколько опер и кантат. Учителями музыки царственного наследника были лучшие придворные музыканты: игру на скрипке ему преподавал композитор и виртуоз А.Ф. Тиц, на флейте – Л. Мишель, а на фортепиано – И.В. Гесслер, который сам учился у великих И.С. Баха и Й. Гайдна. В нотном собрании Царского Села сохранились манускрипты учебных пьес, написанных специально для юного цесаревича. Императору Александру I было посвящено не менее ста различных сочинений, в том числе симфонии, оперы, инструментальные пьесы, торжественная коронационная музыка, а также произведения, написанные в честь Отечественной войны 1812 года. Некоторые из этих прекрасных, но редко исполняемых произведений, вошли в программу фестиваля «Цари и музы: опера при русском дворе».

Оркестр «Pratum Integrum» – лидер в области интерпретации музыки барокко и классицизма, подготовил для фестиваля программу «Навстречу просвещенному монарху, или от великого князя к императору», которая будет исполнена в первый день фестиваля. Оркестровая, оперная и церемониальная музыка юных лет Александра I будет представлена сочинениями композиторов С. Жоржа и Э. Ванжуры. Лирические и бравурные арии из опер Д. Бортнянского и первой русской оратории С. Дегтярева прозвучат в исполнении замечательной певицы из Австрии Екатерины Проценко.

Не менее интересная программа подготовлена для второго дня фестиваля. Столь популярный в александровскую эпоху жанр оперы-пастиччо будет представлен изысканным вокально-хореографического действом «Александр и Елизавета», которое включает вокальные и инструментальные произведения композиторов, приближенных к русскому императорскому двору начала XIX века.

Автор и режиссер эксклюзивной оперной инсценировки – профессор Московской консерватории Андрей Спиридонов. В спектакле примут участие московский ансамбль «Солисты Барокко», театр исторического танца «Малый Трианон» (Санкт-Петербург), вокальный ансамбль «Дорос», а также блистательные оперные солисты – заслуженная артистка России Яна Иванилова (сопрано) и лауреат международных конкурсов Юрий Ростоцкий (тенор).

 
вверх