Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

2 декабря 2005 г.
конференц-зал Оружейной палаты

Первый вопрос:
Итоги работы группы исследователей по изучению некрополя великих княгинь и цариц из бывшего Вознесенского собора в Московском Кремле во второй половине 2004 - 2005 гг.

Докладчики:
Т.Д. Панова
зав. археологического отдела, доктор ист. наук
Н.П. Синицина
научный сотрудник, канд. ист. наук

В период 2004 - 2005 гг. в Музеях Московского Кремля была продолжена работа научной реставрационной группы по изучению некрополя русских великих княгинь и цариц из Вознесенского монастыря в Кремле (разобран в 1929 г., саркофаги с останками знатных женщин перенесены в подземную палату рядом с Архангельским собором, где находятся и ныне).

За отчетный период завершен сложный комплекс работ по вскрытию погребений и изъятию из них останков. В 3 - 4 кварталах 2004 г. были вскрыты последние 5 саркофага конца XVII - начала XVIII в. из которых изъяты костные останки и остатки погребального инвентаря (светская одежда, обувь, атрибуты монашества, наперсные крестики). Работы по снятию крышек с этих массивных гробов потребовали длительной подготовки и разработки специальных инженерных конструкций (вес каменных крышек достигал 1,2 - 1,8 т).

В составе междисциплинарной группы работали археологи, антропологи, реставраторы, геохимики, биофизики, палеограф и судебно-медицинские эксперты, представляющие ведущие музейные и научно-исследовательские организации (ГИМ, НИИ и музей антропологии МГУ, филфак МГУ, Центр исследований исторических и традиционных технологий Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, научно-исследовательский физико-химический институт им. А.Я. Карпова, Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы и другие).

В результате проведенных исследований антропологами получены важные данные о физическом типе представительниц высшей знати средневековой Руси и внешнем облике некоторых из них, выявлены патологии, в том числе и уникальные. В лаборатории музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина проведена рентгеноскопия 20 скелетов; проводилась и фотофиксация костных останков, особенно в случаях выявления паталогий.

По черепу из детского захоронения экспертом-криминалистом С.А. Никитиным воссоздан портрет княжны Евдокии Старицкой, десятилетней дочери князя Владимира Андреевича Старицкого (от второго брака). Случай уникальный для материалов средневековых некрополей Руси, так как детские черепа в них сохраняются крайне редко.

Было продолжено изучение микроэлементного состава костных тканей, погребенных в некрополе Вознесенского собора, так как тема экологии средневековья относится к проблемам слабо разработанным в России (выявлены накопления вредных веществ в результате использования косметики и лекарств).

Важнейшей задачей группы является сохранение остатков погребального инвентаря захоронений, значительная часть которого представлены текстилем. Это сложная научная и практическая проблема.

В конце 2004 г. группа реставраторов и исследователей изъяла из 5 саркофагов погребальный инвентарь - остатки светской и монашеской одежд, саванов и обуви второй половины XVII - начала XVIII вв. В трех захоронениях были обнаружены наперсные крестики - у А.С. Грушецкой (1681 г., золотой), Царевны Анны Михайловны (1692 г., деревянный) и Н.К. Нарышкиной (1694 г., серебряный). К настоящему времени отреставрированы остатки савана и подрясник Анны Михайловны (мантия в работе), одежды и саван А.С. Грушецкой, очищено хорошо сохранившееся шелковое платье Н.К. Нарышкиной, отреставрированы саван и чулки царевны Татьяны Михайловны (1706 г.). Подлинные предметы одежды, тем более имеющие точную датировку, являются крайне важным источником.. Так, женские длинные рубахи конца XVI-XVII в. с длинными сборчатыми рукавами были известны нам только по письменным источникам, теперь мы имеем три прекрасных образца этого типа одежды.

Материалов по истории женского монашеского облачения XV-XVII вв. очень мало, подлинных же предметов этого периода почти нет, поэтому такой интерес представляют предметы схимнического облачения Анны Михайловны Романовой (1698).

Невозможность применения стандартных методов реставрации и консервации для некоторых объектов потребовало проведения исследований (сотрудниками музея-заповедника и института им. А. Я. Карпова) возможного применения поли-пара-ксилиленовых покрытий для спасения особо хрупких, подвергшихся сильному разрушению, музейных экспонатов из некрополя.

В конце 2004 г. в составе некрополя выявлена неизвестная до того надгробная плита старицы Анастасии, матери первой русской царицы (боярыни Ульянии, жены Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина, умерла в 1579 г.). Ее обнаружение помогает уточнить систему оформления некоторых из захоронений некрополя Вознесенского собора. Проведено изучение палеографических и лингвистических особенностей этой эпитафии. Специалистом-палеографом А.М. Житеневой прочитана надпись на печати из захоронения царицы Екатерины Шуйской и определена ее принадлежность патриарху Филарету.

В 2005 г. специалистами рабочей группы разработан план публикации материалов исследований, в частности, первого тома, посвященного истории некрополя Вознесенского собора и методикам изучения его захоронений. Некоторые из разделов первого тома подготовлены к публикации, определена тематика следующих трех томов по материалам XV-XVI вв.

Деятельность рабочей группы по изучению некрополя великих княгинь и цариц бывшего Вознесенского монастыря впервые позволяет научно обоснованно провести все этапы работ, начиная с изъятия объектов из погребений до придания им экспозиционного вида. Современные научные методики позволяют оптимизировать процессы реставрации археологического текстиля и других материалов и получить важную информацию о жизни людей средневековья и воздействия на них окружающей среды.

Второй вопрос
Программа музеефикации придела св. Уара и Южной пристройки Архангельского собора Московского Кремля

Докладчики:
А.Л. Баталов
главный архитектор, доктор ист. наук
В.А. Меняйло
старший научный сотрудник

В программе развития Музеев Московского Кремля особое место отводится расширению экспозиционного пространства, открытия для посетителей недоступных ныне помещений в памятниках архитектуры, входящих в состав музея-заповедника. Эта программа стала осуществляться уже в 2005 г. при разработке планов реставрации Архангельского собора. В соборе существуют помещения, которые были исторически открыты для мирян, но оказались закрытыми в силу обстоятельств или из-за недостатка служебных помещений для музейной эксплуатации собора. Это прежде всего два придела, пристроенные в середине - второй половине XVI в. к алтарям собора. Кроме того, это так называемая Южная пристройка. К этой группе помещений можно отнести и приделы, располагавшиеся на хорах собора. В настоящее время предполагается осуществить первый этап программы реставрации и музеефикации Архангельского собора, который будет включать открытие для посетителей внешнего северо-восточного придела св.Уара (до 1848 г. - Покрова Богородицы), а также Судной палаты. Выбор этих помещений связан с тем, что во-первых, они свободны от музейных фондов, а во-вторых, имеют особое значение для расширения представлений об истории Архангельского собора: придел св. Уара - единственный из наружных приделов середины XVI столетия, дошедших до нашего времени, поскольку юго-восточный придел во имя св.Иоанна Предтечи был перестроен в первой половине XVIII в. Южная пристройка существует на месте палаты Казенного двора 1480-х гг., к которой позднее был пристроен Архангельский собор Алевиза Нового. Под ней находится полностью сохранившаяся подземная часть Казенной палаты.

Важное место в музеефикации этих помещений будет занимать экспонирование самой архитектуры, в том числе и раскрытых зондажей.

В процессе истории собора в него не раз переносились святыни из разобранных храмов, например, мощи свв. вел. кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора из собора Черниговских чудотворцев, а затем Сретенского собора, престол и святыни из придела мученика Уара разобранного собора Рождества Иоанна Предтечи. Последним таким событием стал перенос в подземной части Казенной палаты саркофагов с останками великих княгинь и цариц из разобранного в 1929 г. собора Вознесенского монастыря. Таким образом, в Архангельском соборе сохраняются свидетельства об исчезнувших храмах Кремля. Среди них особое значение имеет соборный храм Вознесенского монастыря, занимавший в сакральной топографии Кремля место, «параллельное» Архангельскому собору, поскольку служил усыпальницей великих княгинь и цариц. В силу исторических обстоятельств Архангельский собор принял на себя функции усыпальницы всего великокняжеского рода. Этим определяется и программа музеефикации этих помещений. В Судной палате, находящейся непосредственно над погребом Казенного двора, который стал в силу обстоятельств усыпальницей великих княгинь и цариц, будет развернута экспозиция, непосредственно посвященная истории Вознесенского монастыря, его усыпальницы. Тематическое распределение материала связано с тем, что донаторами обители на протяжении столетий являлись великие княгини и царицы. Поэтому особое место здесь должно быть отведено личностям тех державных покровительниц обители, прежде всего тех, при которых происходили важные события в жизни монастыря и чьим попечением перестраивался собор-усыпальница. Это тематическое направление в экспозиции объединяет реконструкции облика великих княгинь и цариц (их скульптурные портреты), вещи из их погребений, вклады в ризницу монастыря. Второе тематическое направление связано со святынями собора Вознесенского монастыря, с теми почитаемыми образами, перед которыми молились о даровании Божественной помощи женщины великокняжеского и царского дома. Наконец, третье направление связано с историей монашества Вознесенской обители. Тематическим продолжением этой экспозиции в Южной пристройке становится экспозиция в приделе св. Уара. Существующее внутреннее пространство не позволяет вернуть приделу св. Уара тот облик, который существовал до его упразднения как храма и разборки его иконостаса. Кроме того, большинство икон, входивших в иконостас, утрачено. Поэтому может предполагаться лишь создание новой экспозиции. Придел станет местом, где будут помещены мощи св. Евдокии - основательницы Вознесенского монастыря, а также саркофаг, в котором были мощи обретены. Другая часть экспозиции связана с историей придела св. Уара. Здесь будут экспонироваться уцелевшие иконы придела, в том числе и чудотворная икона св. Уара.

Программа предполагаемых работ должна учитывать двойственность задач, стоящих перед Музеем - с одной стороны, открывается новое экспозиционное пространство, с другой, он приспособливается для совершения церковных служб. В этой связи важным представляется особенности расположения придела св. Уара в общей композиции Архангельского собора. Это единственный придел, обладающий автономным входом, позволяющим посещать его, не входя в собор. Эта особенность, делающая этот придел наиболее удобным для музеефикации и размещения реликвий.

вверх