Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

14.04.2010

Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас на заседание Ученого Совета Музеев Московского Кремля, которое состоится 14 апреля 2010 года в 11.00 в конференц-зале Оружейной палаты. Тема заседания "Так называемый трон царя Ивана Грозного из собрания Оружейной палаты".

В центре внимания один из самых значительных памятников Оружейной палаты - так называемый трон царя Ивана Грозного, в оформлении которого использовано более 150 пластин из слоновой и моржовой кости, которые практически целиком закрывают его деревянную основу.

В известных нам документальных источниках 17-18 веков, в которых фигурирует трон, называвшийся тогда "костяными креслами", нет информации о времени и месте его изготовления так же, как и о его принадлежности. Вопрос об атрибуции и принадлежности трона впервые затронут при его публикации в 1807 году в "Историческом описании древнего Российского Музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты". Трон был отнесен к греческой работе, а его появление в Москве было связано с приездом византийской принцессы Софьи Палеолог, невесты великого князя Ивана III. Эта точка зрения, ничем не обоснованная и принадлежащая к разряду легендарных, нашла отражение во всех публикациях XIX века. Она была категорически отвергнута в напечатанной в 1884 году "Описи Московской Оружейной палаты". Автор описи, к сожалению, не приведя никаких доказательств, отнес одну часть костяных пластин к итальянской работе не ранее XVI века, а другую - к немецкой работе XVII века.Заседание Ученого советаЗаседание Ученого совета

В изданиях второй половины XX века, начиная с первого путеводителя по Оружейной палате советского времени, вышедшего в 1964 году, трон без каких-либо аргументов был определен как произведение западноевропейской, скорее всего итальянской работы второй половины XVI века, а его владельцем был назван царь Иван Грозный. С этой атрибуцией и принадлежностью трон был записан в музейный инвентарь, а также опубликован и продолжает публиковаться в современных популярных изданиях. Таким образом, хотя трон и хорошо известен в литературе, фигурируя во всех книгах о древностях Московского Кремля, на настоящий момент нет ни одного исследования, в котором был бы доказательно рассмотрен вопрос о его происхождении.

Специальный интерес к этому уникальному памятнику обусловлен подготовкой каталога "Регалии российских государей и предметы чина венчания на царство: 14-17 века". Его авторы Бобровницкая И.А. и Мартынова М.В. В процессе проведенной работы было подготовлено детальное описание трона с классификацией всех его пластин по нескольким тематическим группам. Были так же указаны происшедшие в троне со временем изменения, свидетельства о которых содержатся в иллюстративных и документальных источниках, расшифрованы и соотнесены с литературным источником сюжеты на пластинах библейского цикла. Автору удалось также обнаружить гравюры, которые послужили иконографическим образцом для пластин трех тематических групп и которые позволили высказать аргументированные предположения о времени их создания. Анализ архивных документов, как уже известных, так и вновь обнаруженных с учетом специфики убранства трона, осмысленной на фоне конкретных исторических реалий, дают основание по-новому взглянуть на проблему его происхождения.

вверх