Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

27.03.2008

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас на заседание Ученого Совета Музеев Московского Кремля, которое состоится 27 марта в 12.00 в конференц-зале Государственной Оружейной палаты. Тема заседания: "Тематико-эксопзиционный план переэкспозиции музея "Архангельский собор" (центральная часть).

В связи с предстоящим 500-летним юбилеем Архангельского собора предполагается провести небольшую переэкспозицию в центральной части собора, а именно пополнить экспозицию новыми витринами, в которых можно будет демонстрировать иконы, происходящие из надгробных иконостасов.

Художественное убранство Архангельского собора на протяжении его долгой истории неоднократно изменялось. Главные преобразования, создавшие тот облик собора, которые мы можем видеть и сегодня, произошли в XVII столетии. Они коснулись основных элементов убранства храма: были сооружены надгробия с белокаменными плитами, поновлена роспись и создан новый иконостас. Особую роль в художественном облике собора играли надгробные иконостасы, которые включали в себя иконы XVI-XVII веков - подлинные семейные реликвии двух династий - Рюриковичей и Романовых. Киоты с иконами располагались на западных гранях центральных столпов. После ремонтных работ, проведенных в середине XIX века, на прежнем месте были устроены общие застекленные конструкции.

Зарождение традиции устройства надгробного иконостаса в Архангельском соборе, вероятно, относится ко второй половине XVI века - времени царствования Ивана Грозного. Именно этим периодом датируются самые ранние иконы из надгробных комплексов, которые соотносятся с именами представителей последних Рюриковичей. Следующий этап в сложении надгробных иконостасов приходится на время первых Романовых. В этот период надгробные комплексы приобрели тот «законченный» вид, который с небольшими изменениями просуществовал до середины XX века.

Основу надгробных иконостасов составляли три вида икон: тезоименные, родимые/мерные и гробовые иконы. Надгробные иконостасы были разобраны в 1950-х годах во время реставрации монументальной живописи. Интерьер собора после этих изменений приобрел обезличенный характер. Комплекс икон, входивших в надгробные иконостасы, сохранился почти полностью. Часть икон выставлена в экспозиции Оружейной палаты, остальные хранятся в фондах.

Однако идея возвращения икон из надгробных иконостасов сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, демонстрация икон допустима только в закрытых витринах, так как почти все иконы имеют драгоценные оклады. Во-вторых, восстановление их на первоначальном месте невозможно, так как витрины перекрою росписи столпов.

В-третьих, в интерьере собора мало свободного места. В связи с этим, предлагаются минимальные дополнения в сложившуюся экспозицию Архангельского собора. Предполагается установить четыре витрины. При этом они будут располагаться так, что сохранится историческое место иконы, и ее связь с погребенным в Архангельском соборе царем. В витринах планируется экспонировать четыре тезоименных и четыре мерных иконы. Тезоименные иконы - "Иоанн Предтеча", "Михаил Малеин", "Алексей человек Божий" и "Федор Стратилат"; мерные - "Федор Стратилат", "Василий Анкирский", "Дмитрий Солунский" и "Иоанн Предтеча".

Представленные в Архангельском соборе иконы дадут возможность рассказать посетителям музея о таком явлении, как надгробные иконостасы, о таких редких образах, как тезоименные и мерные иконы. Также можно будет пополнить рассказ об исторических персонах, погребенных в Архангельском соборе, патрональные святые которых изображены на данных иконах.

Все выставленные иконы планируется снабдить подробной экспликацией.

Контактные телефоны:

Ученый секретарь – Воротникова И.А. – 628-51-25

Младший научный сотрудник – Якимова Е.Ю. – 624-09-02

вверх