Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ

07.09.2022 - 09.09.2022

Данные на: 20/4/2024

Общая информация
ДокладчикПономарева Евгения Владимировна
ГБУК г. Москвы «ГМЗ «Царицыно»
методист II категории
+79670150386
Название докладаРазработка и проведение предпрофориентационных занятий по садоводству для подростков с РАС на базе оранжерей и парка музея-заповедника Царицыно.
Аннотация (тезисы)Семьи, воспитывающие детей с РАС, сталкиваются с целым рядом социальных и психологических проблем. Одними из наиболее значимых задач являются социально-культурная интеграция людей с РАС, создание возможностей для получения ими профессии и их трудоустройство. На базе оранжерейного комплекса и парка музея-заповедника Царицыно в рамках инклюзивного проекта «Планета цветов» был разработан курс, состоящий из 10 занятий по растениеводству и ландшафтному дизайну. Проект направлен на социализацию подростков с РАС, предпрофессиональную ориентацию и развитие практических навыков в сфере садоводства и ландшафтного искусства, а также улучшение их эмоционального фона. Половина цикла была посвящена темам строения растений, практическим навыкам растениеводства: способам размножения и посадки растений, правилам ухода за ними, использованию растений в садово-парковом искусстве и в хозяйственных целях. Также на занятиях в интерактивной форме изучались основные биологические потребности растений, их декоративные свойства в разные сезонные периоды, цикл жизни растений, свойства почв. Занятия были практико-ориентированными. Теория давалась в том объеме, в котором это было необходимо, чтобы освоить практические навыки («обратный педагогический дизайн»). Занятия цикла имели четкую единообразную структуру и включали чередующиеся теоретические и практические блоки. В начале каждого занятия план занятия демонстрировался в виде текстового расписания и озвучивался участникам. Занятия по садоводству включали такие блоки как приветствие, изучение темы, экскурсию в парк или оранжерею, посадку растений, которые ребята забирали с собой и ухаживали в соответствии с выданной инструкцией. Занятия завершались тематическим чаепитием, на котором обсуждалась и закреплялась изученная тема. На занятиях по садоводству мы старались как можно чаще обращаться к актуальному опыту ребят, чтобы разобрать и закрепить сложные теоретические темы, проводили параллели между строением тела человека и строением растений, функциями органов растений и человека, биологическими потребностями растений и человека. Такие аналогии помогали ребятам не только лучше понять тему, но также лучше осознавать свои собственные потребности, потребности других людей. Вместе с посадкой и уходом за растениями такие параллели помогают сонастроиться с этапами жизненного цикла растений, активизировать у человека с нарушенными психическими функциями его собственные необходимые для жизни качества. Также во время курса мы разбирали с участниками принципы, по которым растения подбирают в ландшафтную композицию в соответствии с их потребностями, используя примеры и аналогии с объединением людей в группы и сообщества по интересам. На занятиях мы также развивали и поддерживали у участников навыки самостоятельности, заботы о себе. Например, создавали условия, чтобы дети сами разбирали необходимые материалы, помогали убирать со столов инструменты после посадки, протирали столы перед чаепитием. К концу цикла занятий многие участники смогли улучшить свои социальные навыки, способность к адаптации, стали более самостоятельными. Часть ребят к середине курса смогли ходить на занятия без сопровождения родителей. Также улучшился их эмоциональный фон. Мы увидели, что подростков с РАС удалось заинтересовать садоводством. Ребята освоили посадку и уход за растениями, в частности, стали сажать малину с родителями на даче, самостоятельно выращивать горшечные растения на подоконнике.

вверх