Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ

07.09.2022 - 09.09.2022

Данные на: 6/2/2023

Общая информация
ДокладчикКуликова Марина Владимировна
Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева
ученый секретарь
+7 (499) 252-36-69
Соавторы докладаАхтамзян Нурлан Ильдарович
Название докладаАйтрекинг-исследование в Биологическом музее. Стоит ли экспериментировать на детях?
Аннотация (тезисы)Биологический музей планомерно занимается изучением своей аудитории. В 2019 г. в партнерстве со студией itmus.ru было проведено айтрекинг-исследование (изучение взора-внимания) на основе фокус-группы респондентов. Его суть заключается в использовании айтрекера (инструмента фиксации) и последующего анализа глазодвигательного поведения исследуемых с целью определения типовой и индивидуальной стратегии осмотра экспозиции; проблемных зон, связанных с неудачным расположением экспонатов; читаемости этикетажа и заметностью навигационных элементов; аттрактивности или незаметности музейного предмета для посетителя. Для исследования были выбраны уникальные разделы экспозиции «Царство грибов» и залы физиологии человека и животных. В исследовании приняли участие 22 человека: 10 детей и 12 взрослых. Уникальность исследования — это включение в группу респондентов детей в возрасте от 10 до 15 лет (8 мальчиков и 2 девочки). При этом дети ранее не посещали Биологический музей и осмотр экспозиции проводили без участия членов семей. То есть их мнение и впечатление были свободны от прошлого опыта и постороннего влияния. Исследование проводилось в 4 этапа: поиск исследуемых в социальных сетях музея; осмотр экспозиции; просмотр записанного материала вместе с исследуемым и беседа; обработка и визуализация полученных данных с использованием сервиса flourish.studio. По результатам айтрекинг-исследования музей получил данные по всем сформулированным задачам, в том числе с учетом мнения детской аудитории: — Экспозиция «увидена» с роста детей, что позволило оценить недоступность отдельных экспонатов и этикетажа. — Определены ударные аттрактивные экспонаты по теме «Царство грибов». — Выявлены недостатки современного этикетажа и найдены решения для новой экспозиции: шрифтовое и цветовое деление текстов на ведущие и пояснительные; введение элементов инфографики; создание разделов с интересными научными сведениями, написанных доступным языком; структуризация информации; размещение интерактивных экспонатов, в том числе для тактильного осмотра. — Определено отношение посетителей к анатомическим и физиологическим экспонатам. Сделаны выводы об отсутствии страха, тревожности у детей в залах с физиологическими экспонатами. В прежнюю экспозицию введены пояснительные материалы на плазменных панелях и в витринах, что позволило сделать посещение экспозиции более комфортным. С учетом полученных результатов исследования была проведена реэкспозиция зала «Царство грибов» (2020 г.). В 2021 г. проведен второй этап айтрекинг-исследования на новой экспозиции для анализа изменений. В противоположность традиционным методам изучения аудитории айтрекинг-исследование непосредственно регистрирует движение глаз посетителя, исключая возможность ошибок, преувеличений, инсинуаций. Взаимодействие в рамках партиципаторных практик становится конкретным, а не надуманным явлением. Это первый случай в российских музеях, когда новая экспозиция была создана с учетом предварительного айтрекинг-исследования.

вверх