Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ

07.09.2022 - 09.09.2022

Данные на: 6/2/2023

Общая информация
ДокладчикКороткова Марина Владимировна
Московский педагогический государственный университет
профессор кафедры методики преподавания истории, руководитель лаборатории Музейная педагогика
8 495 383 21 14
Название докладаМастер-класс как форма музейно-педагогической технологии: типология и этапы реализации
Аннотация (тезисы)Понятие само явление «мастер-класс» было придумано и введено в музейную практику немецким педагогом-антифашистом Адольфом Рейхвейном. Он создавал дидактические экспозиции с «живыми» участниками и инсценировками - «Глина и гончар», «Дерево в народном ремесле», «Вязание и ткачество». В центре каждой находился реальный человек – мастер или мастерица, которые показывали мастер-классы по различным ремеслам. Согласно современным концепциям интерактивная технология определяется взаимодействием с музейным предметом и образовательной средой, общением участников программы друг с другом и музейным педагогом, активностью и творчеством посетителей в получении конечного продукта. Мастер-класс, безусловно, отвечая этим проявлениям, предполагает право посетителя на проявление свободы и творчества в пространстве музея. Мастер-класс требует создания определенной творческой среды, в которой речь идет об изготовлении посетителем своими руками сувенира, реплики, памятного предмета о музее. М.Ю. Юхневич назвала мастер-класс знанием, пропущенным через руки, которое становится личным приобретением каждого посетителя. При всем разнообразии все мастер-классы имеют определенные типологические черты. Выделим основные типологические черты мастер- класса как педагогической технологии. Мастер-класс – определенная технология, ибо в процессе его проведения школьники осваивают определенный технологический процесс изготовления поделки, сувенира, реплики, которые должны быть связаны с экспозицией и проблематикой музея, а также напоминать ребенку об посещении музея ребенку долгое время. Одна часть занятия проводится в музейном пространстве, другая – в мастерской или детской зоне, что привело к утрате первоначальной идеи дидактической экспозиции в музее. Это сегодня связано с опасениями, что проведение мастер-класса на самой экспозиции будет мешать другим посетителям и может приводить к загрязнению музейных залов. Организация пространства мастерской должна служить воссозданию атмосферы общения, «погружения» в эпоху, которую представляет экспозиция музея. Для этого нужна соответствующая стилизация мастерской или детской зоны музея под историческую эпоху. Генетическая связь продукта мастер-класса с музейным предметом заключается не только в общности их тематики, но и в некоторых общих чертах – информативности, экспрессивности, ассоциативности. Продукт мастер-класса должен обладать конкретной идеей, связанной с музеем, вызывать эмоции и обладать некоторой экспрессивностью, вызывать определенные ассоциации посетителя. Ценность продукта, изготовленного своими руками, заключается, на наш взгляд, в степени проявления творчества посетителя, создавшего неповторимый уникальный предмет. В современной музейной педагогике накоплен огромный опыт организации мастер-классов, которые отличаются небывалым разнообразием и которые превращают школьника в творческого человека. Мастер-классы должны быть эксклюзивными именно для конкретных музеев, экспозиций и музейных предметов. При организации мастер- классов не должно быть, на наш взгляд, никакой штамповки, копирования и искусственного подражания к юбилеям, праздникам, памятным датам. Тем не менее, по задачам технологии проведения мастер-классы можно разделить на несколько типов. Один из типов – это бумажные мастер-классы, на которых школьники работают с бумажными заготовками и создают на этой основе творческий продукт. Самые простейшие из них - это сборка и склеивание частей для получения целого – продукта на темы музея. Другой тип мастер-классов – художественные мастер – классы по росписи, которые являются весьма распространенными в музеях. Третьим типом мастер-классов являются предметные мастер-классы по созданию объемного предмета из самых разных материалов. Это самая распространенная форма музейных мастер-классов. Во многих музеях разработаны тканные мастер-классы. Особенно популярными материалами для этой цели в настоящее время являются фоамиран, пластическая замша и фетр. Рукотворные предметы, изготовленные участниками мастер-классов, напоминают о музее и функционально могут долго служить тем, кто их изготовил. Четвертый вид мастер-класса технологические мастер-классы, которые связаны с технологией производства творческого продукта – продуктов, предметов быта, которые связаны с музеем. Музейная педагогика разрабатывает этапы проведения музейного мастер-класса как формы занятия со школьниками. Традиционно выделяют два этапа: информация по теме мастер - класса и собственно творческий этап изготовления продукта. В проведении мастер-класса важно определить роль музейного педагога. От ведущей роли педагога или мастера в начале занятия музейный педагог переходит постепенно к роли консультанта, помогающего освоить работу по изготовлению конечного продукта и дающего возможность участникам проявить свое творчество. Музеи-мастерские - музеи будущего. Во-первых, в условиях коммерциализации деятельности музеев вообще, музей-мастерская может развивать не только перспективные мастер-классы для посетителей, но и наладить производство соответствующей тематике музея продукции для продажи. Во-вторых, музеи-мастерские могут организовать арт-терапевтические студии и кружки для детей по экспозиционной тематике. «Мастерская Филиппка» Музея политической истории в Петербурге знакомит юных посетителей с историей нашей страны через приобретение навыков традиционных русских ремесел в серии мастер-классов музея. Перспективы развития мастер-класса как формы культурно- познавательной деятельности музея заключаются в следующем. С одной стороны, расширение их проблематики с учетом возрастных и профессиональных особенностей будет способствовать привлечению посетителей различных возрастов (мастер - классы для детей, семейные мастер - классы, для взрослых, для бабушек). С другой стороны, мастер-классы не должны штамповаться на ходу, к праздникам и юбилеям, часто не связанные или отдаленно связанные с тематикой экспозиции, ибо теряется связь с музейным пространством, с музейным предметом. Это самая главная квинтэссенция мастер-класса как педагогической технологии. Сегодня тенденция музеев копировать мастер-классы к Новому году, Масленице, Пасхе, Дню Победы и т.д. приводит к утрате уникальности данной формы работы со школьниками, так как подобные мастер-классы не связаны или мало связаны с экспозицией конкретного музея. Мастер-классы должны быть эксклюзивом для данного музея и данной музейной экспозиции, они должны быть тесно связаны с музейными предметами, и проблематикой музея. Список использованной литературы. 1. Артемов Е.Г. Музейно-педагогические технологии. СПб. 2006 2. Гуслова Н.М. Инновационные педагогические технологии. М. 2010 3. Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии. М. 20164 4. Подымова Л.С. Интерактивные методы в обучении и воспитании школьников. М. 2011 5. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М. 2001

вверх