Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ

13.09.2016 - 15.09.2016

Данные на: 24/2/2024

Общая информация
ДокладчикНовикова Галина Леонардовна
ГБУК города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы" отдел "Музей археологии Москвы"
Руководитель отдела
8 495 692 02 26
Название докладаКак сделать археологию занимательной: формы интерактивной работы со школьниками
Аннотация (тезисы)В последнее время в работе музеев со школьниками на первое место стала выходить интерактивность. Так, если 10-15 лет назад наш музей в основном проводил обзорные экскурсии, на которых экскурсовод иногда облачался в театральный костюм, то теперь 80-85 экскурсий являются интерактивными, где дети непосредственно соприкасаются с изучаемым материалом. Самой доступной и широко применяемой формой популяризации археологии являются, конечно, импровизированные раскопки, в которых могут принять участие все члены группы. Этот интерактивный элемент лежит в основе экскурсии для младших школьников «История, вооружённая лопатой», а также ряда семейных программ выходного дня. Каждому участнику предоставляется небольшой контейнер с песком, изображающий грунт из раскопа. В песке сокрыты 10-12 предметов, которые необходимо найти, определив их происхождение и назначение. Обычно мы закапываем как подлинные массовые археологические находки, так и их муляжи. Более «продвинутой» формой имитации полевых археологических исследований, используемой в музейном пространстве, можно считать расчистку закрытого комплекса (развал сосуда, клад, погребение). Для выполнения этих работ в Музее археологии Москвы выделена зона «Археологического практикума», включающая специальную конструкцию с песком. Здесь мы проводим импровизированные раскопки, занятия по археологической методике, а также прячем подсказки для прохождения музейного квеста. Очень перспективной в работе с посетителями разных возрастов, на наш взгляд, представляется экспериментальная археология. Этот метод используется на тематических экскурсиях «Древнейшее прошлое Московского края», «Подмосковные курганы рассказывают», «Проблема возраста Москвы» и занятиях, входящих в циклы «Играем в прошлое» и «Занимательная археология». Участникам предлагается опытным путём воссоздать, как и для чего применялись различные древние предметы, попытаться объяснить их конструктивные особенности, примерить на себя реплики старинных украшений, реконструировать традиционный славянский костюм, собрать «складанку» или разбитый сосуд и т.д. Желающим попробовать себя в качестве учёного-исследователя предоставляется возможность распределить археологические находки по материалу, назначению, времени и месту изготовления. Очень наглядным способом объяснения понятия «культурный слой» является создание его объёмной модели путём поочередного размещения в банке слоёв песка, опилок, пищевых отходов, угля и т.п. В этом году в нашем музее открылась выставка «Москва до москвичей», посвящённая дьяковской археологической культуре. Одним из наиболее известных предметов этого времени являются грузики «дьякова типа». Однако в научном мире нет единого взгляда на их назначение. В витринах с помощью моделей и реконструкций показаны 9 различных версий. Посетителям предлагается проголосовать в знак поддержки одной из них или предложить свою собственную. Школьники – активные участники.

вверх