Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Министерство культуры РФ
Музеи Московского Кремля

29.04.03 – 01.07.03
Выставочный зал Успенской звонницы
Музеев Московского Кремля

28 апреля 2003 г. в Выставочном зале Успенской звонницы Музеев Московского Кремля открывается выставка “Фаберже. Пасхальные подарки”. Экспозиция посвящается празднованию Светлого Воскресения Христова и рассказывает о пасхальной теме в творчестве одного из самых знаменитых ювелиров ХХ века, поставщика двора Его Императорского Величества Карла Фаберже. В выставке, организованной при поддержке Дойче банка (Deutsche Bank), принимают участие Музеи Московского Кремля, Государственный Эрмитаж, Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, Государственный архив Российской Федерации, частные московские коллекционеры.

В светлый праздник Пасхи компания “АЛРОСА” преподнесет в дар Музеям Московского Кремля небольшую коллекцию из трех предметов, созданных на двух знаменитых фирмах Ивана Хлебникова и “Товарищества Порфирия Оловянишникова и Сыновей” в конце ХIX –начале XX: два пасхальных яйца и золотую панагию, аналогов которой нет в музейном собрании.

Пасха один из самых любимых православных праздников. Она совпадает с приходом весны, тепла, с возрождением природы. Ее встречают куличами и яркими расписными яйцами. В русском народе пасхальные яйца называли “писанками”, их раскрашивали луком, свеклой, ситцем и всем, что было под рукой. Но помимо простых крашенных яиц дарили деревянные, стеклянные, фарфоровые, выполненные из самоцветов и драгоценных металлов. В XIX – начале ХХ века изготовление пасхальных яиц становится большой отраслью декоративно-прикладного искусства. Несколько поколений русских мастеров создают самобытный и непревзойденный стиль ювелирного искусства эпохи правления последних Романовых. Наряду с К.Фаберже становятся известны ювелиры фирм О. Курлюкова, И. Хлебникова, товарищества Оловянишникова Сыновей, работавшие в том числе и для широких слоев населения (пасхальные яйца, декорированные эмалью по скани, миниатюрные пасхальные яички-брелоки и пасхальные колье).

Своей кульминации пасхальная тема достигает в ювелирных произведениях Фаберже, созданных им по заказу русских императоров Александра III и Николая II. Каждый год, начиная с 1885 г., владелец фирмы передавал высочайшим заказчикам пасхальное яйцо, неизменно удивлявшее царскую семью новизной сюжета и великолепием ювелирной работы. Всего на фирме было создано пятьдесят пасхальных яиц для русской императорской фамилии. Только часть из них остались ныне в России: десять хранятся в Оружейной палате Московского Кремля; одиннадцатое, неоконченное пасхальное яйцо 1917 года “Созвездие цесаревича” было недавно открыто в запасниках музея им. А.Е. Ферсмана. Созданное из горного хрусталя и изумительного темно-синего стекла, оно изображает небесную сферу с созвездием цесаревича, выложенным маленькими бриллиантами. В этом, законченном в основных чертах пасхальном яйце, отсутствует часовой механизм и сам циферблат, которые, как лента, должен был опоясывать небесную сферу, а также большая часть выложенных из маленьких бриллиантов звезд. Сегодня, благодаря работе кремлевских реставраторов, оно впервые демонстрируется зрителям.

На каждую Пасху императорская семья делала большой заказ на изготовление подарков, они вручались августейшей четой во время обряда христосования. Это были фарфоровые, стеклянные, каменные яйца. Существовала пасхальная традиция - подвешивать фарфоровые яйца на лентах перед образами. Известно, что царица Александра Федоровна сопровождала заказы на подарки собственноручными эскизами (альбом Александры Федоровны с рисунками пасхальных яичек-брелоков).

В экспозиции представлены оригинальные фотографии христосования императорской семьи, поздравительные открытки и рисунки царских детей, сделанные ими к Пасхе, а также фотографии разных событий, иконографически связанных с русской историей и так талантливо запечатленных Карлом Фаберже. Также здесь можно увидеть коронационные костюмы Марии Федоровны и Николая II.

Традиция обмениваться пасхальными дарами процветала и среди представителей знати. Это могли быть и роскошные сюрпризы-подарки, и миниатюрные яйца-брелочки, которые часто дарили девочкам с самого рождения, в результате чего в течение жизни у них складывались колье из нитей-цепей с гроздьями пасхальных подвесок.

Наряду с пасхальными яйцами было принято дарить разнообразные драгоценности: украшения, бонбоньерки для дам, портсигары и запонки для мужчин, “полезные занятия” для детей.

Тема Пасхи – Христова воскресенья, перекликается с темой весны, пробуждения природы, представленной на выставке фантазийными вещами, создававшимися мастерами Фаберже – цветами в вазочках из горного хрусталя, фигурками животных и птиц (“Васильки с колосками овса”, Государственный Эрмитаж).

Посетители увидят несколько ювелирных украшений приобретенных в самое последнее время Музеями Московского Кремля. Это редкие произведения, выполненные мастерами Московского и Петербургского отделений фирмы К.Фаберже и такими известными ювелирами как К.Болин, Ф.Лорие и др.

Спонсор выставки: Deutsche Bank

Информационная поддержка: РБК, L`Officiel, АРТХРОНИКА, Пинакотека, Афиша, Mercury, Мезонин, Московские новости, Московская правда, Эхо Москвы, Маяк.

 
вверх