Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

03 сентября - 12 ноября 2003 г.
Выставочный зал Успенской звонницы
Музеев Московского Кремля

3 сентября 2003 г. в Выставочном зале Успенской звонницы Музеев Московского Кремля, при поддержке ГАЗПРОМБАНКА, открывается выставка «Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле».

Экспозиция впервые представляет уникальное собрание памятников X-XIX вв., происходящее из Благовещенского собора Московского Кремля, более пяти столетий бывшего домовым храмом московских великих князей и русских царей, и инициирует юбилейную программу, приуроченную к празднованию 200-летия старейшего московского музея - Оружейной палаты, которое будет отмечаться в 2006 году.

Выставка собирает воедино рассредоточенный со временем комплекс убранства собора, представляет особенности, присущие только Благовещенскому собору и обозначает его исключительное значение и место в российской истории. Сегодня посетителям Московского Кремля трудно составить полное представление об изысканном драгоценном уборе Благовещенского собора. Лишь одна пятая часть из 130-ти экспонатов выставки представлена в постоянных экспозициях музея. Многие экспонаты будут показаны впервые после почти столетнего пребывания в музейных хранилищах.

Каждый из предметов, представленных на выставке, может многое поведать о первых лицах русского государства, о связанных с ними страницах отечественной истории и культуры. В юбилейный для Санкт-Петербурга 2003 г. интересно отметить, что в 1703 г. один из мощевиков Благовещенского собора с мощами апостола Варнавы, мучеников Иакова Перского и Христофора был выдан «на заклад новосозданного града Петербурга».

Благовещенское собрание занимает и основополагающее значение в истории кремлевских музеев. Полагают, что именно в подклете домовой церкви первоначально хранилась великокняжеская казна. Позже она легла в основу придворного собрания Оружейной палаты - старейшего московского музея.

Благовещенский собор по праву считается жемчужиной русской архитектуры. Возведенный на месте Благовещенской церкви XIV в., он сохранил в своем основании старый белокаменный подклет, являющийся ныне древнейшим доступным для обозрения и посещения сооружением Москвы. Для собора в XV-XVI вв. работали Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор с Городца и Феодосий, сын Дионисия. Современный облик храм приобрел в середине XVI в., когда восстанавливался после опустошительного пожара 1547 г. и оформлялся как дворцовый храм первого русского царя - Ивана Грозного.

Царский храм, в основном, предназначался для церемоний семейного характера. Кроме праздников, связанных с посвящением собора и его приделов, царская семья посещала его в дни тезоименитства цариц и царевен, при крещении детей, бракосочетаниях.

Благовещенские протопопы были духовниками государей. Они не только исповедовали царя, но и были близкими ему людьми и наставниками, принимали активное участие во всех дворцовых церемониях. При венчании на царство благовещенский протопоп приносил в Успенский собор диадему, крест и шапку Мономаха, совершал бракосочетание в Успенском соборе, наставлял новобрачных и благословлял их крестом, нарекал имя и крестил царских детей в Чудовом монастыре, служил праздничные службы в дворцовых церквях. Видимо, последней обязанностью духовника было вложение в руку покойного царя «прощальной грамоты».

По заказам государей для храма трудились лучшие русские художники и мастера, талантливые иноземцы. На протяжении XIV-XIX вв. ими был создан редчайший ансамбль дворцового храма, не имеющий аналогий в истории отечественной культуры, равный по значению собраниям дворцовых храмов и капелл при дворах крупнейших правителей мира. Сегодня в соборе можно видеть высочайшие творения великих древнерусских живописцев: древнейший сохранившийся высокий иконостас, иконы Феофана Грека и образы, традиционно приписываемые Андрею Рублеву, в число которых входит и икона «Благовещение» из праздничного ряда иконостаса (выставка предоставит уникальную возможность увидеть этот шедевр древнерусского искусства вблизи), фрески середины XVI в., заменившие роспись 1508 г.

Из Благовещенского собора происходит почти все кремлевское собрание памятников византийского искусства. На выставке оно представлено тремя бесценными раритетами - резным по кровавой яшме образом «Спаса Вседержителя» X-XI вв. - древнейшим памятником благовещенского комплекса, резным по стеатиту образом Иоанна Крестителя XIV в. и иконой «Богоматерь Одигитрия» XIV в. - редчайшим произведением константинопольской живописи в сохранившемся одновременном ей драгоценном окладе.

На выставке представлено пять образов - списков с чудотворных и особо чтимых в России икон Богородицы, в том числе - списки с икон «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Барловская», «Богоматерь Пименовская» и «Богоматерь Донская». Они соотносились с посвящением храма Благовещению Богородицы и с главными особенностями его убора, который свидетельствовал об особой заботе правителей о собирании святынь в своей домовой церкви, о роли московских государей как наследников своих прародителей - князей владимирских и киевских - и византийских василевсов, чье правление было отмечено прославлением этих древних образов.

Чудотворная икона «Богоматерь Пименовская» привезена в 1380-х гг. из Константинополя митрополитом Пименом. Образ прославился мироточением и являлся главной запрестольной иконой Благовещенского собора. Драгоценный убор «Богоматери Пименовской» был одним из самых богатых. Он имел покровы, подобные одеждам древних византийских Богородичных икон. Икона помещалась в киоте, расписанном «сусальным серебром», под образом висела пелена «бархат веницейской». Убор начали разрушать в петровскую эпоху, передавая его детали «… в дело в венец Пресвятые Богородицы Донские, а каменья по разным иконам» и «в церковную казну». В XVII в. «Богоматерь Пименовскую» носили во время крестных ходов, а также, вероятно, в царские палаты для совершения молебнов и причащения больных, о чем свидетельствует крепившийся к иконе «ковчег дароносный», также представленный на выставке.

Исключительной особенностью иконостаса собора с середины XVI в. стало помещение в местном ряду напротив располагавшегося у юго-западного столпа царского моленного места иконы святого патрона государя. После смерти правителя этот образ переносился в место упокоения правителя - в Архангельский собор. На выставке представлен уникальный комплекс икон тезоименных святых царей Ивана IV Грозного, Федора Иоанновича, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.

Из семисот сохранившихся памятников истории и искусства, происходящих из храма, менее одной трети составляют иконы, около шестидесяти - различные архитектурные детали. Большая часть комплекса - это золотые и серебряные богослужебные предметы, ценнейшие реликварии, драгоценные пелены и облачения, а также многочисленные предметы личного благочестия - кресты и панагии, принадлежавшие некогда московским государям и членам их фамилий.

Убранство собора всегда отличалось особой драгоценностью, поражавшей современников. Сохранилось выразительное описание собора середины XVII в, принадлежащее перу Павла Алеппского, который посетил Москву с Антиохийским патриархом Макарием:«…что касается находящихся там икон, то никакой ювелир, превосходно знающий свое дело, не в состоянии оценить крупных драгоценных каменьев, алмазов, рубинов, изумрудов на иконах и на венцах Господа и Владычицы; …они горят, как раскаленные угли. Позолота икон, сделанная чистым золотом, и превосходная разноцветная эмаль, исполненная с тонким отчетливым искусством, поражают удивлением ум знатока. По этой причине, как говорят, ценность икон, в этой церкви находящихся, равняется нескольким казнам».

Впервые на выставке демонстрируются вместе драгоценные украшения от оклада иконы «Богоматерь Боголюбская» - одной из наиболее чтимых в храме икон, находившейся на аналое перед иконостасом. Икона была, видимо, уменьшенным списком древней иконы Богоматери из Боголюбова (около 1158 г.). Это, несомненно, родовая святыня, а ее складывавшийся веками убор - знак благодарения или же моления о заступничестве. Уцелевший неполный убор «Богоматери Боголюбской» - один из самых дорогостоящих.

Своеобразное «открытие» выставки - уникальный комплекс драгоценных праздничных пелен, расшитых жемчугом, драгоценными камнями и серебряными пластинами с изображениями святых, среди которых особое место занимают святые патроны государей и членов их семейств. Пелены подвешивались в дни праздников к иконам местного ряда иконостаса и являются ярким свидетельством той значительной, восходящей к священным текстам о ветхозаветной скинии роли, которую играли в убранстве храма предметы из тканей.

Почти все богослужебные предметы храма возникли после пожара 1547 г., по-видимому, полностью уничтожившего прежнее храмовое убранство XIV-XVI вв. Поэтому особенно интересны немногочисленные предметы этого времени: серебряная панагия начала XV в., которую носили во дворец государя для совершения особого обряда возношения Богородичного хлеба, кадило конца XV в., возможно, созданное к освящению храма в 1489 г., потир 1329 г. - древнейший богослужебный сосуд храма.

Потир относится к числу редких и особо ценных богослужебных сосудов с каменными чашами, которые привозили из Святой Земли или Западной Европы и связывали с сосудом Тайной вечери - прообразом литургической чаши. Он использовался при совершении литургии вплоть до 1919 г., но лишь в особых случаях.

Почти все представленные на выставке богослужебные предметы являются царскими вкладами. Наиболее интересны: рукописное напрестольное Евангелие в серебряном окладе 1568 г. вклада царя Ивана Грозного, воздвизальный крест 1553 г., созданный для Николо-Вяжищского монастыря и привезенный в Москву, возможно, после разгрома Новгорода опричными войсками царя Ивана Грозного в 1570 г., один из уникальной пары драгоценных запрестольных выносных процессионных крестов и праздничная пелена к престолу середины XVI в., также, по-видимому, обязанные своим происхождением царю Ивану Грозному.

Пелена, покрывавшая переднюю часть престола, восходит к византийской традиции драгоценного алтарного убранства. На двадцати двух серебряных дробницах, составляющих Голгофский крест, помещено лицевое Сказание об иконе «Лиддской» Богоматери («Римляныни»). Черневые дробницы пелены, выполненные в придворных мастерских, по праву можно отнести к шедеврам русского средневекового искусства.

Особую ценность представляют драгоценные мощевики для святынь и реликвий, которые подобно древним византийским императорам собирали на протяжении веков в своем дворцовом храме московские правители. Исследователи прошлого столетия отмечали, что Благовещенский храм обладал крупнейшим в России собранием священных частиц и мощей святых, которое должно было свидетельствовать о богоизбранности русских государей, оберегать и освящать их власть и могущество. Согласно православной традиции, эти реликвии вплоть до середины XIX в. не были доступны для постоянного всеобщего поклонения и выносились только в Великую пятницу для участия в Чине омовения мощей и освящения воды в Успенском соборе. Наиболее значительная часть этого величайшего по своему значению собрания и сейчас хранится в Благовещенском соборе сокровенно, в особой, специально исполненной для него в XIX в. раке. Центральное место среди мощевиков собора занимает рака со Страстными святынями 1383 г. и крест, входивший как первая и ценнейшая государственная регалия в состав Большого Государева наряда и хранившийся в Государевой Большой казне вместе с древними царскими венцами, державами, скипетрами и другими предметами, использовавшимися в важнейших придворных церемониях. В Византии на протяжении всей церемонии коронования император держал крест в руках, а на Руси с возложения на государя креста чин венчания на царство начинался.

Произведения, составлявшие убранство собора, отличает не просто индивидуальность замысла и изощренность исполнения, но и то особое ощущение связи с определенной исторической личностью и та теплота, которая свойственна только предметам, задуманным и предназначенным для немногих избранных лиц, как правило, в связи с важными событиями в их жизни. Многочисленные наперсные кресты и панагии с мощами, принадлежавшие великим князьям и царям составили комплекс наиболее древних, родовых государевых святынь «доромановского» периода. Во второй половине XVI-XVII в. их дополнили серебряные золоченые реликварии в виде рак с чеканными образами святых на крышках.

К выставке приурочен выход каталог «Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле», где впервые будут опубликованы многие святыни дворцового храма. Он расскажет об убранстве храма, уникальной системе его росписи и представит ранее недоступные для обозрения иконы и другие предметы храмового убранства.

Информационная поддержка: РБК, L`Officiel, Мезонин, Московская правда, Эхо Москвы, Маяк.

 

События

вверх