Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Ведомости

03.07.2007
Ольга Кабанова


03.07.2007, №120 (1894)

Выставка отреставрированных икон

Семь десятков экспонатов выставки «Иконописцы царя Михаила Романова», открывшейся в Одностолпной палате Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля, образовали впечатляющую экспозицию. Она демонстрирует, что в истории русской иконописи нет плохих периодов.

К иконам XVII в., особенно первой его половины, традиционно существует некоторое предубеждение даже среди искусствоведов, объяснимое неполнотой знаний. Считается, что влияние западноевропейской живописи, которое в иконах этого периода можно заметить (объемность ликов, элементы перспективы в построении композиции, декоративность фона), как бы снижает веками сохраняемую каноническую условность русской иконописи. Широкой публике имена иконописцев, работавших в XVII в., известны мало, за исключением Симона Ушакова, сознательно стремившегося придавать иконным образам жизнеподобие.

Но мастера, чьи иконы представлены на выставке в Одностолпной палате, работали до Ушакова и дерзких реформаторских целей перед собой не ставили. Но это были отличные мастера, которых традиционно собирал в своих стенах Кремль, они сумели и сохранять традиции, и развивать их. Так что выставка дает повод вспомнить таких значительных и искусных иконописцев, как Истому Савина с сыновьями Никифором и Назарием, и доказывает, что в искусстве вообще и в иконописи тоже ущербных стилей не бывает.

Взошедший на престол после окончания долгой смуты, царь Михаил Федорович Романов начал активно отстраивать свою резиденцию. Надо было приводить в порядок пострадавшие храмы, восстанавливать в них иконостасы. Заказы распределялись среди лучших мастеров.

Ядро выставки составляют фрагменты двух иконостасов - церкви Ризоположения и церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех разрушенного в 1929 г. Чудова монастыря. Большие иконы из иконостасов под сводами палаты смотрятся особенно монументально и значительно. То, что они относятся к одному периоду, одной школе, только усиливает их художественную мощь. И правы были кураторы, что не раздробили экспозицию большим количеством привлекательных для зрителей произведений декоративно-прикладного искусства.

Роскошь окладов и церковной утвари не мешает сосредоточивать внимание на иконах - на суровых ликах пророков, благородстве образов Богоматери и редких иконописных сюжетах. Например, внимательно рассмотреть 69 клейм храмовой иконы Чудова монастыря, рассказывающих о чуде архангела Михаила, спасшего храм от потопа в фригийском месте, которое было названо Хоны (расселина).

Большинство икон представлены на выставке впервые, почти все они были недавно отреставрированы. Работа над иконами из Чудова монастыря заняла несколько десятилетий. Так что выставка представляется и как большой праздник реставраторов, к которому выпущен подробный научный каталог. Такой полный и ученый, останавливающийся на частностях - подтверждениях датировок и авторства, что малосведущему в нем ориентироваться трудно. Малосведущим хотелось бы найти в каталоге (или отдельном издании) популярную статью об особенностях и достоинствах увиденных икон, о Чудовом монастыре.

Как ни странно, в нашей стране, где роль православия становится все важнее, значительные выставки икон редки. Древнерусское искусство живет вне медийного внимания - на аукционах рекордов не ставит, в скандалах не замешано. Зато оно требует от зрителя навыков видения и понимания, сосредоточенности. Кажется даже, что сегодня не очень понятно, как именно такие выставки делать - только музейно-искусствоведчески или учитывая неатеистический интерес к православной культуре. «Иконописцы царя Михаила Романова» - выставка высококачественная, представляющая выдающиеся памятники, но она могла бы стать еще и шагом навстречу зрителю, стремящемуся серьезно освоить собственное историческое наследие. Если бы захотела к нему обратиться.

 
вверх