Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Ведомости 20.06.2013, 107 (3369)

20.06.2013
Ольга Кабанова

Каталог византийских древностей, хранящихся в Музеях Московского Кремля, - книга для чтения и разглядывания и ценный вклад в культуру

Выпуск каталога-резоне - полного научного описания определенной части музейной коллекции - обычно праздник сугубо музейный, результат многолетнего труда сотрудников. Для публики его научная ценность не всегда очевидна, наличие естественно (всегда немного странно, как же без него обходились), а выставки, обычно сопровождающие выход важного для музеев издания, не слишком популярны, поскольку нет у них другой задачи, как «показать вещи».

В случае с только что вышедшим каталогом византийской коллекции выставка и вовсе небольшая. Каталог описывает 145 предметов, среди них есть монументальные - как иконы деисусного ряда Благовещенского собора, но на выставке в Парадном вестибюле Оружейной палаты Кремля показывают, понятно, не их, а иконы поменьше, оклады, кресты, панагии. Рассматривать их интересно, но выставка простоит полтора месяца, а потом ее экспонаты отправятся в хранилище. Каталог останется надолго, будет вехой в музейной науке, авторитетным источником различных сведений и уточненных атрибуций, свидетельствующих, что и при торжестве попсы и популизма продолжался научный труд по объединению времен, нас - с историей.

Византийские древности в Кремле не только музейные экспонаты - старинные (как золотой солид VI века) и драгоценные (как оклад Евангелия с золотом, серебром, жемчугом и каменьями), не только религиозные святыни (как, например, мощевик св. Варвары), шедевры иконописи и прикладного искусства. Большинство из них - часть русской истории и государственной идеологии.

Во вступительной статье к каталогу, составленному с образцовой научной скрупулезностью, Ирина Стерлигова, в частности, пишет: «Константинопольские святыни попадали в различные русские земли и становились своего рода духовным капиталом в деле строительства государственности».

Описания вещей в каталоге, занимающие иногда два десятка страниц, история их существования в Кремле, история их атрибуции - во всех этих музейных текстах читаются обстоятельства большой истории. Можно сочинить единый исторический учебник, но конкретность научного издания идеологической конъюнктуре неподвластна.

Вот часть описания оклада Богоматери Владимирской, важнейшей из русских икон, почитавшейся «как палладиум Русского государства», хранящейся теперь в храме при Третьяковской галерее: «Был снят с иконы в 1918 году, усилиями сотрудников Оружейной палаты и сотрудников Главнауки спасен от уничтожения и в 1922 году поступил в музей».

Том византийского каталога-резоне кремлевских музеев и сам похож на драгоценность. Изображение фрагмента «Большого саккоса митрополита Фотия (1414-1417)» на обложке сияет жемчужным светом. Но сама книга (дизайн Ирины Тархановой-Якубсон) сделана торжественно и строго, без банальных эффектов - ни одной полосной иллюстрации.

Византийские древности. Произведения искусства IV-ХV веков в собрании Музеев Московского Кремля: Каталог/ Отв. ред.-сост. И. А. Стерлигова. М.: Пинакотека, 2013

Читайте далее:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/472671/vizantiya_vsegda_s_nami#ixzz2XtKfrsv9

 
вверх