Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Российская Газета

27.09.2013
Андрей Васянин

Путь по брусчатке долог, но это было только начало. У дверей Успенского собора его (пока еще с маленькой буквы пишущегося!) встречали высокие священные чины, вели на выстроенный в храме помост - и начиналось священнодействие...

В Москве открылась выставка "Венчание на царство и коронации в Московском Кремле"

Тысячи свечей, слепящий свет мундиров и облачений, длинные молитвы - и на сей раз о нем, впервые участвующем в этом таинстве не в качестве зрителя, на голову ложится шапка Мономаха, в руки даются скипетр и держава (вот они, на выставке, за толстыми стеклами, рядом с древними венчальными облачениями, что не легче архиерейских), в конце литургии его помазывали священным миром (возможно, именно вот этой кисточкой, окунавшейся в драгоценный сосуд для мира) и он, уже царем, Царскими вратами входил в алтарь и впервые причащался так, как причащаются священнослужители...

Открывающаяся в Кремле экспозиция обширна, полнокровна и значительна - устроители задумывали охватить сразу четыре века русской истории, в которой восшествия на престол монархов были едва ли не важнейшими вехами. Экспонаты собирались всем музейным и архивным миром, с участием и ГМИИ, Эрмитажа, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного архива древних актов... Вот редчайший, например, документ - Акт о престолонаследии, впервые оглашенный нововозведенным на русский престол Павлом I, был долгое время известен только в копиях, и подлинник его был обнаружен лишь после поисков в архивах при подготовке к выставке.

Шелковые, золотом прошитые бармы, лежавшие на плечах юного Михаила Федоровича Романова, платно, венчальная одежда царя Петра Алексеевича, тканная из драгоценного аксамита в Венеции, цепь аравийского золота (по преданию, присланная во время оно из Константинополя вместе с шапкой Мономаха), драгоценные наперсные кресты: византийского покроя великолепие допетровских времен, призванное подчеркнуть наследование Москвой статуса Третьего Рима, ограничено пространством первого раздела кремлевской выставки.

Во второй ее части, уже за пределами Успенской звонницы - новые времена и новые коронационные традиции. Так, после Петра Великого уже и императрицы входили в алтарь во время венчания на царство, причем в одежде уже европейского образца. "Она была в великолепной робе малинового цвета, вышитой серебряной нитью", - так оценил один дипломат старания немецких портних, украсивших венчальное платье Екатерины I аппликациями из серебряных корон. Тот же Павел захотел было вернуть византийские традиции и одел в Успенский собор короткий бархатный далматик, укороченный вариант платна (в нем его и запечатлел на знаменитом портрете Боровиковский) - но потом такое на коронациях уже никто не носил, монархи поднимались к архиереям уже в воинских мундирах. На кафтане коронационного герольда тех времен - тот же серебряный орел, что присел золотым и на драгоценный жезл верховного церемонимейстера, управлявшего церемонией на венчании Николая II.

А потом начинался коронационный пир. В Грановитой палате на стол ставились драгоценности из палаты Оружейной: золотые кубки и подносные блюда, агатовые солонки, напоминающие пасхальные яйца, пылающие всеми красками эмали тарелки знаменитого Кремлевского фарфорового сервиза... Следовали запечатленные на выставке в многофигурных гравюрах, полотнах и фотографиях царские выезды и балы, торжественные приемы и народные гулянья: придворные живописцы и фотографы старались в подробностях, до последней золотой пуговицы, отразить все, относящееся к торжествам.

Этому же принципу, наверное, следовали и устроители выставки: Мироваренную палату в итоге покидаешь впечатленным не только ушедшим в века великолепием, но и - усилиями музейщиков, собравших это великолепие по крупицам с такой дотошностью.

Оригинал: http://www.rg.ru/2013/09/27/tsarstvo.html

 
вверх