Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Журнал "Коммерсантъ Weekend", №12 (306)

05.04.2013
Татьяна Маркина

Трудно придумать произведение искусства в какой-либо технике, не представленной в сокровищницах Московского Кремля. Живопись и иконопись, предметы из металлов и драгметаллов, ткани, кожа, бумага. Все эти вещи требуют разных условий хранения и по необходимости - разных приемов реставрации.

Попытки реставрации - архитектурных памятников и скульптуры - известны уже в античный период. До XVIII века эти действия обычно сводились к ремонту и подновлению объекта. Век Просвещения с восторгом принял идею сохранения духовных и материальных ценностей человечества, однако практические результаты этой прекрасной теории появились только во второй половине XIX века. Француз Виолле-ле-Дюк и англичанин Джон Рескин спорили тогда о пределах реставрации - один предлагал восстанавливать объект до завершенного состояния, какого он мог и не иметь никогда, другой резко возражал. В России в начале ХХ века активно работало Русское археологическое общество, расчищались древнерусские церкви и, конечно, иконы - раскрытие которых повернуло ход русского искусства.

Ныне о необходимости, методах и пределах реставрации давно уже никто не спорит; музейная научная реставрация подчиняется принятым во всем мире законам. Предметом гордости отечественных реставраторов служит многолетний опыт в возрождении самых удивительных вещей - иконы и картины, светские и церковные одежды, оружие с инкрустацией перламутром и слоновой костью, кубки из экзотических раковин, древние грамоты и архитектурные чертежи. На выставке некоторые вещи будут демонстрироваться непосредственно в процессе реставрации, а представленные в экспозиции аналогичные предметы, один до реставрации, другой - после, наглядно продемонстрируют искусство кремлевских мастеров.

Музеи Московского Кремля, с 10 апреля по 11 августа

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2156890

 
вверх