Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Ведомости

24.05.2007
Ольга Кабанова


24.05.2007, №93 (1867)

Выставка «Cartier. Инновации ХХ века», открытая Музеями Московского Кремля, показывает лучшие образцы ювелирного искусства. Эстетически привлекательные, отражающие время своего рождения, притягивающие внимание. Все они созданы в период высшего художественного расцвета фирмы - в первой трети ХХ в., но способствуют и нынешнему ее процветанию.

Вещи, отобранные для выставки (она состоит из 165 блестящих экспонатов), хранятся в коллекции Cartier, насчитывающей 1300 произведений ювелирного дома. Коллекцию начали собирать с начала 70-х гг., когда Cartier существовала уже больше века, но перестала быть семейным предприятием. По инициативе нового руководства фирма на аукционах приобретает для своей коллекции самые ценные, знаменитые и значимые предметы и создает из них собственный музейный фонд.

Последние 10 лет коллекция запущена в активный культурный оборот - выставки Cartier устраиваются в лучших музеях мира, предметы из собрания предоставляются для тематических экспозиций и для съемок в кино.

Так фирма не только исполняет, как говорят ее представители, свой культурный долг и обозначает собственное место в истории искусств, но и восстанавливает связь времен, клиентскую преемственность. Грубо говоря, возбуждает в современном обладателе часов и украшений от Cartier чувство пусть отдаленной, но общности с членами королевских семей, аристократами, кинодивами, магараджами, сливками парижской богемы и главными богачами мира, которые тоже покупали и заказывали у Cartier. Фотографии этих знаменитостей есть и на кремлевской выставке, но, смотря на них, замечаешь не самих прославленных персон, богачей и актеров, а украшающие их вещи от Cartier.

Самые роскошные и одновременно гармоничные предметы относятся к началу прошлого века. Тогда представитель третьего поколения владельцев фирмы Луи Картье, предпочитавший современному ему модерну французский классицизм, а массивному золоту - легкую и податливую платину, начинает выпускать ювелирные изделия в сложном и утонченном фирменном «стиле гирлянды». Украшения из бриллиантов и платины, жемчуга и горного хрусталя исключительно пластичны: облегающие шеи колье, мягко обхватывающие запястья браслеты, кружевного рисунка диадемы. Если в ювелирных изделиях классического модерна плавные линии изображают текучесть и движение, то украшения в «стиле гирлянды» сами подвижны. Все это нравилось английскому королю Эдуарду VII, князю Феликсу Юсупову, миллионерше Вандербильт и другим венценосным, родовитым или просто богатым особам.

Следующий стилистический взлет Cartier - вещи, созданные в стиле ар-деко, возникшем и существовавшем между двумя мировыми войнами. Этот геометрически ясный стиль, отличающийся устойчивостью и симметрией, представлен на выставке несколькими настоящими ювелирными шедеврами, в том числе портсигарами и несессерами. В это же время фирма начинает работать с цветными камнями, египетскими и китайскими мотивами, ориентируется на яркость и артистизм. А после того, как постоянными заказчиками Cartier стали индийские магараджи (насколько тяжелую, многокаратную роскошь они предпочитали, тоже можно увидеть на выставке), возник стиль «тутти-фрутти» с драгоценными ягодками и цветочками. Все это нравилось стильной Дейзи Феллоуз (дочери герцога Деказа и Изабеллы Зингер, наследницы империи швейных машинок), миллиардерше Барбаре Хаттон, актрисе-вамп Глории Свенсон и прочим очень-очень богатым и знаменитым.

Чем меньше среди клиентов Cartier оставалось венценосных особ (со временем уменьшалось количество монархий), тем больше появлялось в изделиях фирмы яркости и цвета, ставка чаще делалась на роскошь, чем на утонченность. А потом и вовсе на натурализм в изображении животных. Апофеозом этого увлечения стало золотое колье «Крокодильчики» (два драгоценных крокодильих младенца почти в натуральную величину) из рубинов, изумрудов и 1023 ярко-желтых бриллиантов. Эту экзотику носила на шее мексиканская актриса Мария Феликс уже в 70-х годах прошлого века.

Разумеется, выставка Cartier невозможна без часов. Топовый экспонат - настольные «загадочные часы», стрелки на их прозрачном хрустальном циферблате приводятся в движение механизмом, спрятанным в корпусе. Да так искусно, что часы, кажется, идут без видимой причины. Но и с виду банальные ручные часы достойны музейной витрины. В 1904 году Луи Картье создает дизайн первых наручных часов, чтобы его другу-авиатору можно было определять время, не отрывая рук от штурвала. Через 10 лет Картье начал производство ручных часов и выиграл. Наручные часы вытеснили из обихода карманные, а разработанные Cartier их формы популярны до сих пор.

Выставка Cartier в Успенской звоннице Кремля оставляет очень приятное, даже радостное впечатление благодаря строгому отбору экспонатов («Крокодильчиков» компенсирует безупречного вкуса шпага Жана Кокто) и строгому торжественному дизайну. На ней видишь действительно редкой красоты предметы искусства, а не дивишься на чужое богатство.

Выставка открыта до 25 августа.

 

СМИ о музеях

вверх