Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Газета "Коммерсантъ"

07.04.2011
Татьяна Маркина

№60 (4601), 07.04.2011

В Музеях Московского Кремля открылась выставка "Карл Фаберже и мастера камнерезного дела". На ней представлены вещи, долгое время остававшиеся в тени знаменитой фирмы: изделия уральских кустарей, работы Алексея Денисова-Уральского, а также фигурки животных Cartier. Почти 400 предметов на выставке собрались не только из московских и петербургских музеев, но и музеев Урала и Сибири, никогда не присылавших в Москву ничего подобного. Выставка буквально переполнена открытиями — историческими и художественными.

Из Пермской художественной галереи привезли серию скульптур из уральского камня, изображающих страны—участницы Первой мировой войны, сделанные в мастерской Алексея Денисова-Уральского: само их существование долгое время казалось литературным вымыслом (они описаны в начале научно-фантастического романа Ивана Ефремова "Лезвие бритвы"). "Болгария" в виде халцедоновой вши на сердце из пурпурина, "Германия" в виде кайзера Вильгельма верхом на родонитовой розовой свинье поражают мастерством, с одной стороны, и наивностью перевода сюжета из карикатуры в камень — с другой.

Фигурки мышки и гиппопотама мастера Авенира Сумнина, лягушка и броши с эмалями Ивана Брицына (петербургские мастера начала ХХ века) по качеству практически не уступают изделиям фирмы Фаберже, в тени которых они по сей день и остаются. Фигурки животных Cartier навеяны работами Фаберже, а иногда буквально сделаны из них — камнерезные заготовки, с которыми потом работали парижские мастера, покупали в России.

Еще одно открытие — изделия советского периода, в частности, скульптурная колбаса из темно-красного с белыми прожилками мрамора, сделанная на Урале в 1930-1940 годах. Анекдотичное изделие отмечает падение камнерезного искусства в советский период — которое могло бы быть возрождено петербургским мастером Василием Коноваленко. Однако власть не устроило "идейное содержание" его работ, и художник эмигрировал в США. На выставке образец его творчества — скульптура "Опричник" 1978 года.

Из экспонатов этой выставки можно было бы устроить пять — каждую на свою тему. Оказавшись все вместе, ее поразительные экспонаты утонули в блеске величия и богатства Карла Фаберже — Кремль не смог удержаться от искушения и включил в нее пять императорских яиц (те, в которых использованы уральские камни). Где уж самоцветным смородинкам и малинкам уральских кустарей тягаться со знаменитыми "Памятью Азова" или яйцом с букетом лилий, усыпанных алмазами.

 

СМИ о музеях

вверх