Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Ведомости

18.12.2008
Ольга Кабанова


"Искусство блистательной Порты" - это по-европейски элегантная выставка пышной восточной роскоши, принадлежавшей московским царям

18.12.2008, №240 (2262)

Блистательной Портой триста лет назад именовали двор великого визиря Османской империи - по названию ворот, ведущих в его покои. Это церемонное и устарелое словосочетание точно найдено для выставки, открытой Музеями Московского Кремля в Одностолпной палате Патриаршего дворца. Выставка состоит из предметов буквально блестящих - золотом и каменьями - и для современного ума плохо постижимых.

То есть понятно, что оружие и доспехи, инкрустированные золотым чеканным орнаментом и сотней драгоценных камней, - это не боевое, а парадное обмундирование царей московских, но вот и оголови, свешивающиеся на морды их лошадей, тоже с прихотливым орнаментом, искусной чеканкой, изумрудами и бирюзой, тоже произведения ювелирного искусства.

Несколько десятков экспонатов - это церемониальные и бытовые предметы и ткани, созданные в придворных мастерских Стамбула в XVI-XVII вв. Они были получены в дар московскими царями или куплены ими, и выставка из них собрана без сюжета-концепции, на ней просто показывают уникальные вещи, близкие по времени, одного происхождения, можно сказать, что однотипные, но все - исключительной красоты.

Экспозиция устроена так, чтобы эти вещи можно было рассмотреть со всех сторон и в мельчайших подробностях, убедившись, что их оборотная сторона тоже сделана с виртуозной тщательностью и щедрой фантазией.

Сабли и шлемы, седла и стремена, чаши и кувшины, сакосс патриарха Никона и его кафтан в прозрачных витринах кажутся парящими в воздухе. Для получения этого эффекта был выписан Роберт Фуглестад, лучший в мире спец по монтажу экспонатов.

О московско-стамбульских отношениях своего времени вещи свидетельствуют лучше дипломатической переписки. На шлеме-шишаке князя Федора Мстиславского, на царском оружии - тонкая арабская словесная вязь, на вещах стамбульских умельцев - христианские символы. Экспорт роскошного товара не знает религиозных ограничений.

 

СМИ о музеях

вверх