Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

"Известия"

04.09.2008
Дмитрий Смолев


Во что одевались леди и джентльмены в былые времена - вопрос не праздный, а культурологический. Музеи Московского Кремля открывают выставку "Два века британской моды", представляющую коллекцию лондонского Музея Виктории и Альберта.

Сколь это ни покажется сегодня странным, но в первые годы своего существования знаменитый Музей Виктории и Альберта собиранием исторических костюмов не занимался. Коллекционировали только образцы тканей - среди прочих произведений декоративно-прикладного искусства. Но к концу XIX столетия стало понятно, что пробел необходимо срочно ликвидировать, поскольку интерес в обществе к старинным одеждам начал резко возрастать. Вопросом занялись столь старательно, что здешняя коллекция костюмов вскоре затмила все остальные, существовавшие в Европе. Разумеется, упор делался на образцы сугубо британской моды, однако пройти мимо французского влияния было невозможно. На нынешней выставке этот момент служит едва ли не главной интригой. "Парижский след" можно углядеть едва ли не в каждом экспонате - и всякий раз окажется, что есть и собственная, островная изюминка.

Один из визитеров, посещавших Британию в XVIII веке, писал, что "платье англичан напоминает платье французов, но оно не такое броское; обычно они одеты просто, но их одежда выполнена из наилучших тканей, и они носят самое лучшее белье". И действительно, особой пышности в экспозиции не встретишь, хотя практически все предметы одежды взяты из аристократического контекста. Можно отнести это обстоятельство на счет особенностей британского темперамента, а можно вспомнить, что английский королевский двор своими нравами мало походил на Версаль. Виндзорские монархи не стремились вовлечь свое окружение в бесконечный придворный маскарад, тамошние дворяне большую часть времени проводили в клубах или загородных поместьях. Отсюда и благородная простота кроя. Придворной моде на выставке тоже уделено некоторое внимание, но основной акцент сделан на повседневности. Не случайно британские кутюрье вроде Вивьен Вествуд и Джона Гальяно так много времени проводили в хранилищах Музея Виктории и Альберта: некоторые портновские идеи прежних времен выглядят актуальными и сегодня.

Платья, жакеты, охотничьи куртки и дендистские сюртуки сопровождены набором самых разных аксессуаров. Веера, зонты, сумочки и перчатки передают атмосферу своей эпохи едва ли не лучше, чем сами костюмы. В качестве своеобразного бонуса можно рассматривать рисованные образцы для тканого шелка, созданные знаменитой художницей Анной Марией Гартуэйт. Любопытно, что многие из экспонатов впервые предстают перед публикой - их не видели прежде и сами британцы, поскольку вынуты они из запасников. И почти все предметы специально реставрировались перед гастролью, отчего подготовка выставки заняла больше двух лет. Ответным ходом музеев Кремля станет декабрьская выставка в Лондоне: там покажут коллекцию церемониальных костюмов российского императорского двора.

 

СМИ о музеях

вверх