Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

"Известия"

29.09.2008
Дмитрий Смолев


Традиции Ренессанса, продолженные в ХХ веке, не выглядят анахронизмом, когда речь идет о ювелирном деле. Тончайшее мастерство представителей знаменитого миланского семейства демонстрируется на выставке "Буччеллати. Искусство вне времени" в Музеях Московского Кремля.

Оценивать красоту ювелирных произведений с точки зрения одной лишь стоимости материалов - большое заблуждение. Это почти то же самое, как принимать в расчет в живописи только размеры холста. Для настоящих ювелиров драгоценные камни и металлы служат выразительным средством и поводом для применения филигранных ручных технологий.

У мастеров дома Буччеллати произведения заказывали коронованные особы, аристократы, представители творческой элиты. Эти изделия практически всегда оказывались уникальными - не потому даже, что фирма блюла эксклюзивность, а просто по причине неповторимости "исходных данных". Камни редких форм и расцветок могли годами дожидаться оказии, чтобы пойти в дело.

Ряд экспонатов для нынешней выставки позаимствован в миланском Музее Польди-Пеццоли, во флорентийском Музее серебра и Смитсоновском институте в Вашингтоне. Посодействовали устройству экспозиции и некоторые былые заказчики, согласившись на время расстаться со своими реликвиями. Само собой, многое хранится в самой семье Буччеллати - один из перстней буквально сняли с пальца представительницы династии, чтобы поместить в витрину. В итоге образовалась весьма представительная ретроспектива - около полутора сотен экспонатов. В идеале ее хронологические параметры могли бы распространиться до середины XVIII века, когда Контардо Буччеллати открыл свою лавку в Милане и получил первую известность. Но материальных следов той деятельности сегодня не отыскать. Реальное международное влияние этого ювелирного клана отсчитывается с 1919 года, когда Марио Буччеллати, начавший дело с нуля, выкупил мастерскую у другого владельца.

Успех предприятия носил лавинообразный характер. На выставке можно понять почему. Произведения Марио Буччеллати парадоксальным образом соединяли эстетику античности и Ренессанса с чертами новейших стилей. Например, прообразами для его работ нередко выступали сокровища герцогов Медичи или предметы из античного клада Боскореале. Однако речь никогда не шла о копировании, это были авторские фантазии на тему. Причем фантазии подкреплялись невероятными ремесленными умениями. Иной раз диву даешься, насколько искусно сплетены кружева из серебряных нитей и до чего ловко в изделия вмонтированы камни - будто их просто положили пинцетом в нужную ячейку, да так и оставили. На практике, конечно, это все случаи из области секретов профессии. Их держателем сегодня остается Джанмария Буччеллати, сын основателя династии. Его работы помещены в экспозицию рядом с отцовскими и нисколько не проигрывают. Несмотря на почтенный возраст - Джанмарии уже 79 лет, - он не оставляет семейного дела. Последняя по времени вещица датирована прошлым годом. По-прежнему в ходу белое и желтое золото, серебро, барочные жемчужины, сапфиры, турмалины и бриллианты. Стоимость коллекции назвать никто не берется, однако повторимся - здесь дело не только и не столько в деньгах. Представлены уникальные образчики ремесла, аристократичного не в силу родовитости клиентов, а по своему духу.

 

СМИ о музеях

вверх