Версия для слабовидящих доступна только на больших экранах
Размер шрифта:
A
A
A
Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:
ВклВыкл
Слушать:
ВыклВкл
Обычная версия:

Личная посуда являлась принадлежностью каждого члена царской семьи и составляла убранство его комнатных поставцов. Особые затейливые поставцы собирались у малолетних царевен и царевичей. Часто в них присутствовала посуда в виде изображений различных птиц и зверей, которая очень нравилась и взрослым.

Посуда, которая принадлежала царским детям, в большинстве случаев преподносилась им в качестве подарков или передавалась по наследству. Дары эти были по обычаю, приносимые новорожденному от разных лиц служебных и неслужебных, начиная от самого государя и его семьи, продолжая боярским сословием и оканчивая посадскими обывателями. Эти дары потом служили основанием формирования особой казны царских детей. Нередко столовая утварь переходила из одной детской казны в другую по распоряжению родителей, даривших ее тому или иному ребенку, или по кончине одного передавали его вещи в наследство другому.

Посуда использовалась в прямом назначении, но иногда играла и роль игрушки, как например миниатюрный кофейник-игрушка. Хотя, скорее всего он являлся большей забавой для взрослых, чем для детей.

Интересен детский рожок (из.1). Из таких рожков поили младенцев, давали причастие в церкви.

Иногда посуда носила и ритуальный характер. Наполненная специальной едой и водой, она выставлялась на гробе и отправлялась в последний путь вместе с владельцем. Примером этому служит серебряная братина (из.2), выполненная на гроб царевны Евдокии Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича Романова. Царевна родилась и умерла в 1637 году.

На выставке представлены кружка царевича Ивана Ивановича (1554-1582 гг), сына Ивана Грозного и Анастасии Романовны, чарка царевича Ивана Михайловича (1633-1639 гг), сына царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны Стрешневой, стакан царевича Алексея Алексеевича (1654-1670 гг), сына царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, солонка и рукомойный прибор царевича Алексея Петровича ( 1690-1718 гг), сына царя Петра I и Евдокии Федоровны Лопухиной.


Рожок детский

Рожок детский

Мастерские Московского Кремля, XVII в.
Серебро, чеканка, резьба, золочение.



Братина

Братина

Россия, Москва, первая половина XVII в.
Серебро, чеканка, резьба, канфарение.


Братина "поминальная" серебряная, золоченая, чеканная, на поддоне. По широкому венцу надпись вязью: "повелением великого гдря цря и великого князя Михаила Федоровича всея Руси самодержца сделана сия братина на гроб дщери его государевы блаженные памяти гсдрни царевны и великие княжны Евдокии Михайловны". Тулово братины сплошь расчеканено орнаментом "алмазной грани" в виде чередующихся через один гладких матовых треугольников. Внутри братины, на дне, в круглой, выпуклой мишени чеканен двуглавый орел. Каждое перышко орла проработано мелкой, очень тонкой гравировкой. Вокруг мишени широкий ободок с резной плетенкой, обрамленной, в свою очередь, узкими, гладкими полосками.


Кофейник-игрушка

Кофейник-игрушка

Голландия, г.Амстердам.
Серебро, литье, чеканка.


Кофейник серебряный, с крышечкой на шарнире, длинным носиком, на трех ножках-завитках. 


Кружка

Кружка

Германия, Аугсбург.
Серебро, стекло, литье, чеканка, травление.


Принадлежала царевичу Ивану Ивановичу. Кружка в филигранной сорочке, в серебряной, позолоченной оправе. 


Чарка

Чарка

Россия, Москва, 1636 г.
Золото, горный хрусталь, драгоценные камни, резьба, чернь, эмаль.
Принадлежала царевичу Ивану Михайловичу.


Внутренняя поверхность чарки и оправа гладкая. Hа дне чарки золотая мишень в виде розетки, закрепленная гайкой снаружи. Лепестки розетки покрыты темной эмалью, на фоне которой выступает золотой узор в виде веточки. В середине мишени резная розетка, лепестки которой расцвечены через один прозрачной зеленой и красной эмалью. Снаружи, по гладкому венцу чарки черневая надпись: "Божиею млстию, великий гдрь црь и великий кнзь Михайло Федоровичъ, всея Русии самодержец". С обратной стороны ручки резная надпись: "Чарка цревича князь Ивана Михайловича, а пожаловала мать ево, блговерная црца, великая книня Евдокия Лукяновна, лета ЗРМД (7144=1636) году".


Стакан

Стакан

Россия, вторая половина XVII в.
Серебро, резьба.


По венцу серебряного стакана гравирована надпись: БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВСЕА РУСИИ САМОДЕРЖЕЦ. Ниже в трех клеймах с килевидными завершениями помещена надпись о принадлежности стакана царевичу Алексею Алексеевичу: СТОКАН ГОСУДАРЯ ЦАРЕВИЧА И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА. Снаружи на дне вырезано: КАЗНА. Стакан представляет собой один из немногих драгоценных предметов, связанных с именем царевича Алексея Алексеевича – второго сына царя Алексея Михайловича, который незадолго до смерти был официально объявлен наследником престола. Царевич скончался, не дожив до шестнадцати лет.


Солонка

Солонка

Россия, Москва, первая половина XVIII в.
Серебро, литье, чеканка.
Принадлежала царевичу Алексею Петровичу.


Солонка серебряная, с высоким основанием на трех ножках. Чашечка для соли круглая, заглубленная, с гладким отогнутым краем. Чашечка плавно переходит в основание, украшенное чеканным растительным узором в нижней части и пояском из лавровых листьев на перехвате. С внутренней стороны по краю основания вырезано: Д 183 и 60 4. К основанию припаяны литые ножки-шарики.


Кувшин из рукомойного прибора

Кувшин из рукомойного прибора

Константинополь, XVII в.
Золото, камни драгоценные, чеканка, литье, эмаль.


Кувшин из рукомойного прибора – шедевр творчества стамбульских златокузнецов. Произведения этих мастеров имелись в царской казне и были широко известны в московской придворной среде. Кувшин традиционный восточной формы с носиком в виде дракона усыпан яркими драгоценными камнями и декорирован разноцветными эмалями. Кувшин, привезенный к московскому двору для продажи вместе с лоханью, был приобретен царицей Натальей Кирилловной и подарен внуку – царевичу Алексею Петровичу, вероятно, на праздник накануне его двухлетия. Кувшин значится в описи казны царевича Алексея Петровича 1702 года.


Лохань из рукомойного прибора

Лохань из рукомойного прибора

Константинополь, XVII в.
Золото, камни драгоценные, чеканка, литье, эмаль.


Лохань из рукомойного прибора – шедевр творчества стамбульских златокузнецов. Произведения этих мастеров имелись в царской казне и были широко известны в московской придворной среде. Массивная лохань на высокой подставке усыпана яркими драгоценными камнями и декорирована разноцветными эмалями. Лохань, привезенная к московскому двору для продажи вместе с кувшином, была приобретена царицей Натальей Кирилловной и подарена внуку – царевичу Алексею Петровичу, вероятно, на праздник накануне его двухлетия. Под чашей лохани закреплена пластина с надписью, в которой сообщается, что подарок был сделан 1 февраля 1692 года. Лохань значится в описи казны царевича Алексея Петровича 1702 года.

 
вверх